Главные вкладки

    Работа над интонационной выразительностью речи
    методическая разработка по развитию речи по теме

    Давидовская Наталья Александровна

    Работа над интонационной выразительностью речи

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рекомендации

    Для вас, коллеги!

    Работа над интонационной выразительностью речи

    Важным качеством грамотной речи является четкая дикция, интонационная и орфоэпическая правильность, эмоционольно - образная выразительность. Использование интонационных навыков, сформированных в дошкольном возрасте, является важной предпосылкой для овладения письменной речью. Работу над мелодико-интонационной выразительностью нужно включать в различные режимные моменты: прогулки, самостоятельную деятельность детей во второй половине дня.  Посвящая 3-5 минут решению какой-либо интонационной задачи, мы постепенно формируем у детей навык владения этим выразительным средством речи, который помогает оформить им свое высказывание.

    Вот несколько игровых упражнений, цель которых - формирование интонационной выразительности речи:

    «Горка»

    Цель: развивать высоту голоса, закреплять умение изменять темп речи в зависимости от ситуации. - Я на горку вверх иду (дети медленно поют вверх по гамме и 2 руками показывают, как они поднимаются на горку.) - А с горы бегом бегу (поют вниз по гамме и быстром темпе, сопровождая пение движением рук.)

    «Мышки»

    Цель: развитие силы голоса, двигательной активности.

    Дети делятся на две команды: мыши и коты. Дети — «коты» спят. Дети — «мыши», присев на корточки, тихо поют:

    Мышки под полом сидят,

    Мышки в щелочки глядят.

    Тихо-тихо-тихо мышки

    В щелочки глядят.

    Поют громко:

    Ночью мышки выбегают,

    Игры, пляски затевают. Пи, пи, пи,

    Игры, пляски затевают.

    С окончанием песенки дети- «коты» просыпаются и ловят «мышей».

    «Часы»

    Цель: развивать темповую организацию речи.

    Тик-так, тик-так.

    Часы большие так идут.

    (Хлопают и говорят медленно.)

    Тики-таки, тики-таки-

    Маленькие так бегут.

    (Хлопают и говорят быстро.)

    «Микрофон»

    Цель: развивать умение регулировать силу голоса.

    Играют четверо детей. Фразу: «У Миши красная машина»

    1-й ребенок говорит очень тихо,

    2-й - погромче,

    3-й - еще громче,

    4-й - очень громко. Приведенные выше игровые упражнения по развитию интонационной выразительности речи не занимают много времени, но позволяют сделать работу интересной, насыщенной и разнообразной.

    Основные приемы работы над изобразительными средствами языка:

    1) обнаружение в тексте «образных» слов;

    2) объяснение функции, предназначения образного слова;

    3) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими детьми или указанных воспитателем;

    4) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу воспитателя: какую картину ты представляешь себе?

    5) использование проанализированных и понятных образов в пересказе, в собственном рассказе;

    6) отработка интонации;

    7) специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов и т. д.

    Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей.  На основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь детей, развивается их языковое чутье, вкус.

    Развитие выразительной речи способствует  становлению самостоятельности детей и индивидуальности, раскрытию творческих способностей, а также развивает ум, воображение, эстетический вкус,  помогает эмоционально  понять собеседника, способствует правильному пониманию речи как главного элемента общения.



    Предварительный просмотр:

    Рекомендации

    Для вас, коллеги!

    Методические рекомендации по развитию выразительности речи у дошкольников

    Работа по формированию интонационных характеристик у дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на занятиях в группе с воспитателем, на музыкальном занятии, включаться в режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.

    1.Работа над речевым дыханием.

    2. Куклы-бибабо.

    Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев.

    Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.

     3. Инсценировки.

    Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх-драматизациях. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе.

    Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.

    Любые инсценировки должны разворачиваться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить.

    4. Сюжетно-ролевые игры.

    Играя, дети уточняют свои представления о действительности, заново переживают события, о которых слышали или в которых участвовали или были их свидетелями, перевоплощаются. Так, например, куклы становятся их детьми, которых надо воспитывать, лечить, водить в школу. С детской наблюдательностью и непосредственностью, изображая мир взрослых, ребенок копирует их слова, интонацию, жесты.

    5.Логопедическая ритмика.

    Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение всегда положительно влияет на его эмоциональное состояние и имеет серьезное значение для тренировки и корригирования его общей и речевой моторики.

    Формы музыкально-ритмических упражнений могут быть разнообразны: отстукивание определенного такта, изменение темпа, характера или просто направления движения в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодекламация, рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танцы и пляски, речевые игры и т.д. На этих занятиях используются в основном игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их.

    6.Произнесение скороговорок с разной интонацией.

    7.Произнесение приветствий, обращений, имен с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие) и интонациями (ласково, требовательно, весело и т. п.).

     Важно, что все они осуществляются в игровой форме, а игра, как известно, является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме "Формирование интонационной выразительности речи у детей с ОНР"

    Я думаю, что это материал поможет воспитателям и логопедам обучать дете й интонационной выразительности....

    Методические подходы в работе по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

    Нами был изучены и проанализированы методики формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, разработанные разными авторами....

    Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».

    Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию  развитию произвольной выразительности речи у детей....

    Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

    Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода.  Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...

    Работа над интонационной выразительностью речи

    Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Многие педогоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. В большинстве случае...