Работа над интонационной выразительностью речи
методическая разработка по развитию речи по теме

Давидовская Наталья Александровна

Работа над интонационной выразительностью речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации

Для вас, коллеги!

Работа над интонационной выразительностью речи

Важным качеством грамотной речи является четкая дикция, интонационная и орфоэпическая правильность, эмоционольно - образная выразительность. Использование интонационных навыков, сформированных в дошкольном возрасте, является важной предпосылкой для овладения письменной речью. Работу над мелодико-интонационной выразительностью нужно включать в различные режимные моменты: прогулки, самостоятельную деятельность детей во второй половине дня.  Посвящая 3-5 минут решению какой-либо интонационной задачи, мы постепенно формируем у детей навык владения этим выразительным средством речи, который помогает оформить им свое высказывание.

Вот несколько игровых упражнений, цель которых - формирование интонационной выразительности речи:

«Горка»

Цель: развивать высоту голоса, закреплять умение изменять темп речи в зависимости от ситуации. - Я на горку вверх иду (дети медленно поют вверх по гамме и 2 руками показывают, как они поднимаются на горку.) - А с горы бегом бегу (поют вниз по гамме и быстром темпе, сопровождая пение движением рук.)

«Мышки»

Цель: развитие силы голоса, двигательной активности.

Дети делятся на две команды: мыши и коты. Дети — «коты» спят. Дети — «мыши», присев на корточки, тихо поют:

Мышки под полом сидят,

Мышки в щелочки глядят.

Тихо-тихо-тихо мышки

В щелочки глядят.

Поют громко:

Ночью мышки выбегают,

Игры, пляски затевают. Пи, пи, пи,

Игры, пляски затевают.

С окончанием песенки дети- «коты» просыпаются и ловят «мышей».

«Часы»

Цель: развивать темповую организацию речи.

Тик-так, тик-так.

Часы большие так идут.

(Хлопают и говорят медленно.)

Тики-таки, тики-таки-

Маленькие так бегут.

(Хлопают и говорят быстро.)

«Микрофон»

Цель: развивать умение регулировать силу голоса.

Играют четверо детей. Фразу: «У Миши красная машина»

1-й ребенок говорит очень тихо,

2-й - погромче,

3-й - еще громче,

4-й - очень громко. Приведенные выше игровые упражнения по развитию интонационной выразительности речи не занимают много времени, но позволяют сделать работу интересной, насыщенной и разнообразной.

Основные приемы работы над изобразительными средствами языка:

1) обнаружение в тексте «образных» слов;

2) объяснение функции, предназначения образного слова;

3) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими детьми или указанных воспитателем;

4) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу воспитателя: какую картину ты представляешь себе?

5) использование проанализированных и понятных образов в пересказе, в собственном рассказе;

6) отработка интонации;

7) специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов и т. д.

Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей.  На основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь детей, развивается их языковое чутье, вкус.

Развитие выразительной речи способствует  становлению самостоятельности детей и индивидуальности, раскрытию творческих способностей, а также развивает ум, воображение, эстетический вкус,  помогает эмоционально  понять собеседника, способствует правильному пониманию речи как главного элемента общения.



Предварительный просмотр:

Рекомендации

Для вас, коллеги!

Методические рекомендации по развитию выразительности речи у дошкольников

Работа по формированию интонационных характеристик у дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на занятиях в группе с воспитателем, на музыкальном занятии, включаться в режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.

1.Работа над речевым дыханием.

2. Куклы-бибабо.

Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев.

Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.

 3. Инсценировки.

Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх-драматизациях. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе.

Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.

Любые инсценировки должны разворачиваться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить.

4. Сюжетно-ролевые игры.

Играя, дети уточняют свои представления о действительности, заново переживают события, о которых слышали или в которых участвовали или были их свидетелями, перевоплощаются. Так, например, куклы становятся их детьми, которых надо воспитывать, лечить, водить в школу. С детской наблюдательностью и непосредственностью, изображая мир взрослых, ребенок копирует их слова, интонацию, жесты.

5.Логопедическая ритмика.

Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение всегда положительно влияет на его эмоциональное состояние и имеет серьезное значение для тренировки и корригирования его общей и речевой моторики.

Формы музыкально-ритмических упражнений могут быть разнообразны: отстукивание определенного такта, изменение темпа, характера или просто направления движения в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодекламация, рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танцы и пляски, речевые игры и т.д. На этих занятиях используются в основном игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их.

6.Произнесение скороговорок с разной интонацией.

7.Произнесение приветствий, обращений, имен с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие) и интонациями (ласково, требовательно, весело и т. п.).

 Важно, что все они осуществляются в игровой форме, а игра, как известно, является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».

Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию  развитию произвольной выразительности речи у детей....

Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода.  Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...

Работа над интонационной выразительностью речи

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Многие педогоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. В большинстве случае...

Работа над интонационной выразительностью речи: Дикция. Использование игровых коррекционных упражнений в работе с детьми с тяжелыми речевыми расстройствами

Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является - дикция.Дикция - это то, как чисто собеседник выговаривает звуки....

Дидактические игры в работе над интонационной выразительностью речи у детей с дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Работа над интонационной выразительностью речи является одной из самых важных составляющих в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Эта деятельность включает в себ...