Готов ли ваш ребенок к школе?
статья (подготовительная группа) на тему

Биссихина Виолетта Андреевна

Многие дети к моменту поступления в школу являются «не готовыми к школе». Что это значит, и чем грозит? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готов ли ваш ребенок к школе?

Школа – это новая ступень в жизни ребенка и всей вашей семьи. Что значит подготовить ребенка к школе, к новой жизни? Обучить его письму, чтению, счету? Найти «хорошую», по вашему мнению, школу? Большинство мама и пап ответят именно так – но действительно ли это все, что необходимо? Говоря о готовности к школе, стоит отметить, что она включает в себя : интеллектуальную готовность, физическую готовность, личностную и социально-психологическую готовность. Сформированность всех этих готовностей и дает полноценную «готовность к школе» которая обеспечит вашему ребенку спокойный и комфортный вход во взрослую школьную жизнь. Однако, не всегда все бывает столь безоблачно. Многие дети к моменту поступления в школу являются «не готовыми к школе». Что это значит, и чем грозит? Основной причиной, так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» Зачастую ребенок, имеющий хорошее интеллектуальное развитие, трудно адаптируется к школе, при первой же неудаче отказывается ходить в школу, не испытывает интереса к выполнению домашних заданий. Это происходит в результате несформированной мотивационной готовности ребенка к школе, отсутствия «внутренней позиции школьника». Таким образом, по окончании первого года в школе у ребенка может выработаться стойкое нежелание учиться. «Незрелые» дети часто становятся неуспевающими, причем нередко отставание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы «школьная незрелость» проявлялась лишь в плохих оценках... К сожалению, у «незрелых» детей ухудшается здоровье: они чаще болеют, у многих развивается невроз, появляется страх перед школой и нежелание учиться. Это связано, прежде всего, с чрезмерным напряжением ребенка, стремящегося выполнить требования учителя. 

Мотивационная готовность, - является одним из составляющих личностной и социально психологической готовности к школе, на рассмотрении которой я бы хотела остановиться в этой статье.

В качестве основополагающих аспектов «личностной и социально психологической готовности к школе «выделяются:

- Мотивационная готовность.
- Социальная готовность.
- Уровень сформированости самооценки и самосознания.

Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. В данном случае о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять то есть обладает учебной мотивацией.

Говоря о «социальной готовности ребенка к школе» мы говорим о Потребности ребенка  в общении со взрослыми и сверстниками которая определяет становление личности ребенка.
В общении со взрослым, к 6 годам, у ребенка формируется тип внеситуативно – личностного общения – т.е. общение существует самостоятельно и представляет собой «чистое общение», не включенное ни в какую другую деятельность. Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе. Взрослый теперь выступает перед детьми в наибольшей полноте своих дарований, характерных черт и жизненного опыта. Он теперь для дошкольника не просто индивидуальность или абстрактная личность, но конкретное историческое и социальное лицо, член общества, гражданин своей страны и своего времени. Взрослый источник социальных познаний, эталон поведения в различных ситуациях и наиболее компетентный судья.  И в то же время он воспринимается как особая, целостная личность.  

Теперь ребенок отражает не только ту сторону, которой взрослый прямо повернут к нему в данной ситуации, где взрослый его лечит, кормит, учит, – взрослый получает в глазах ребенка свое собственное, независимое существование.

Общение со взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребенок в определенных жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить свое поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важными моментами в нравственном развитии ребенка становятся знание норм общения и понимание их ценности и необходимости. Если ребенок до школы имеет развитое чувство ответственности за самого себя, за свое поведение, то с этим чувством ответственности он придет и в свой класс.

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети.

В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Так же общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения.

Общение со сверстниками порождает в дошкольном возрасте избирательные привязанности между детьми. В основе дружеских отношений детей лежит удовлетворение потребности в доброжелательном внимании сверстников; оно обеспечивает познание детьми себя в своих лучших качествах. На втором по значению месте для формирования дружеских связей стоит удовлетворение потребности детей в игровом сотрудничестве, а стремление к общности мнений и взглядов занимает лишь скромное третье место.

В пределах дошкольного детства сфера общения детей со сверстниками намного уступает сфере общения со взрослыми по содержательности контактов и глубине личностных связей партнера с ровесниками. Тем не менее она имеет большое значение в жизни ребенка благодаря своему непринужденному раскованному характеру, яркой эмоциональной окраске, щедрой насыщенности элементами воображения и фантазии.

Большую роль в общении детей с окружающими, играет - самооценка  ребенка.

Самооценка — оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей; может быть:
В результате совместной деятельности и общения с другими людьми, ребенок познает важные ориентиры поведения. Таким образом, взрослый дает ребенку точку отсчета для оценки своего поведения. Ребенок постоянно сверяет то, что делает, с тем чего от него ожидают окружающие. Сложившиеся у ребенка, оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что он наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Все это входит в самооценку дошкольника и определяет его психологическое самочувствие.  Самооценка является ядром самосознания.

Самооценка играет важную роль в регуляции деятельности и поведения человека. В зависимости от того, как оцениваются индивидом собственные качества и возможности, он принимает для себя те или иные цели деятельности, формируется то, или иное отношение к успехам и неудачам, тот или иной уровень притязаний  

Основываясь на вышесказанном, становится понятно что – личностная и социально-психологическая готовность к школе, играет важную роль сформированности общей готовности к школе ребенка. Однако, программы подготовки ребенка к школе в детском дошкольном учреждении направлены в основном на развитие интеллектуальной готовности, кроме того, их особенностью является школьный метод обучения, в результате которого желание ребенка идти в школу не возрастает. В итоге мы получаем такую ситуацию, что многие дети хотят остаться в детском саду.
Исходя из всего вышесказанного, я хотела бы сделать следующий вывод:
Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Личностная  и социальная готовность к  школе  один из важных и значимых аспектов этой задачи.

Список литературы.

  1. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М.: 1977. 
  2. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология. -  М.: Педагогическое общество России, -  2003. - 512 с.
  3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. статья - http://detstvo.ru/psychology/ps_got_skola.html
  4. Лисина М И - Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер. -  2009. -  320с.
  5. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев.: Штиинце, 1983,
  6. Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 1995. – 40 с.
  7. Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития - М.: Академия, 2006. - 608 с.
  8. Олешков М.Ю. и Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины.–– М.: Компания Спутник, 2006. - 191 с
  9. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
  10. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. М.: 
  11. Гардарики, 2005 - 349 с.
  12. http://sv9school.narod.ru/Pages/Roditeli/sozped.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Готов ли Ваш ребенок к школе"

Консультация для родителей по подготовке детей к школьному обучению. Может использоваться как папка-передвижка в уголке для родителей....

Презентация родительского урока "Готов ли Ваш ребенок к школе?"

Презентация для родителей о психологической, физической и педагогической готовности детей к школьному обучению....

Статья: "Готов ли ваш ребенок к школе?"

Уже скоро наступит первый для вашего ребенка учебный год. с замиранием сердца вы проводите таких уже взрослых, но таких еще маленьких и беззащитных детей в школу. Как узнать ,готовы ли они  к обу...

Готов ли Ваш ребенок к школе? Что должен уметь ребенок к 1 классу?

Готов ли ваш ребенок к школе? Что должен уметь ребенок к первому классу?...

Подборка заданий для проверки готовности ребенка к школе1

Можно использовать воспитателям в качестве диагностики детей. а также порекомендовать родителям будущих первоклассников....

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...