Народные игры,приобщение детей к русскому народному творчеству,выступление на совете педагогов
учебно-методический материал на тему

  Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.

Детский фольклор - начало всех начал. Произведения детского фольклора имеет большое значение в становлении и развитии личности каждого человека. Он развивает у ребёнка сообразительность, умение внимательно слушать и правильно произносить слова. Когда малыш подрастёт, его душу не может не затронуть великая русская культура, импульс к познанию, который ребёнок получил в самом раннем детстве.

Предлагаемый материал по приобщению детей к народному наследию, народные игры, выстуапление на совете педагогов" Народная музыка в эстетическом воспитании детей для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ дает рекомендации по приобщению дошкольников к русскому народному фольклору.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель:

Народные игры многому учат детей, развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности. Безусловно, эти игры — национальное богатство, и важно, чтобы дошкольники их знали и любили.

У бабушки Маланьи

Дети идут хороводом, приговаривая:

«У Маланьи, у старушки,

жили в маленькой избушке

семь сыновей.

семь дочерей,

все без бровей,

с вот такими вот носами,

(показывают жестами)

с вот такими бородами.

все они сплели.

ничего не ели.

делали вот так..»

(воспроизводят действия, показанные Ведущим)

Огородник

В центре большого круга ставят «пенек» (стульчик), в круге складывают колышки (либо игрушки, обозначающие овощи). Все играющие стоят за кругом. «Огородник» сидит на пенечке и «тешет колышки», при этом приговаривает:

На пенечке я сижу,

Мелки колышки тешу,

Огород горожу.

С окончанием слов играющие стараются быстро вбежать в огород и унести колышки (-овощи-). Ребенок, до которого дотронулся огородник» ,выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех наберет колышков.

Шатер

Участники игры делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешают платок с узорами Дети берутся за руки, идут по кругу переменным или простым Дети идут

шагом вокруг стульев, поют и приговаривают:

Мы веселые ребята.

Соберемся все в кружок.

Поиграем и попляшем.

И помчимся на лужок.

С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки. подскоками двигаются по кругу С окончанием музыки (или

по сигналу «Строим шатер») дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает группа, которая первой построит «шатер».

Селезень

Играющие строятся в круг, выбирают «селезня» и «уточку». Дети идут по кругу, держась за руки, и поют:

Селезень утку догонял

Молодой утку загонял:

«Ходи, утица, домой,

ходи, серая, домой!»

Селезень идет внутри круга по часовой стрелке, а Уточка за кругом против часовой стрелки. С окончанием пения селезень ловит

Катай каравай

Одному из детей завязывают глаз, а потом поворачивают его несколько раз вокруг оси и, продолжая поворачивать, поют:

Катай каравай,

Поворачивай, давай,

К лесу - куролесу,

В огород залезу,

Плетень изломаю,

Гряды ископаю.

Говори, слепой,

Куда головой?

«Слепой» должен отгадать и назвать место, куда он повернут головой. Например, к дому, к деревьям, к павильону и т. д. Если он отгадывает правильно, то его место занимает другой участник.

Аисты и лягушки

Дети делятся на две группы: «аисты» и «лягушки» -и располагаются на противоположных сторонах площадки. Аисты стоят на одной ноге, а Лягушки прыгают к ним со словами:

На одной ноге стоишь,

На болото ты глядишь,

А мы весело, прыг-скок,

Догони-ка нас, дружок!

Аисты догоняют Лягушек. На следующий раз дети меняются ролями.

Молчанка

Заканчивать игры очень хорошо «Молчанкой», всё сразу       уравновешивается, дети успокаиваются, их легко переключить на  другую

деятельность. Один из вариантов игры таков:

Венчики, венчики,

Летали бубенчики

По травке и росе,

По чужой стороне,

Собирали орешки,

Медок, сахарок -

Молчок!



Предварительный просмотр:

Приобщение детей к русскому музыкальному наследию.

            Занимаясь музыкальным воспитанием дошкольников, я постоянно уделяю большое внимание традициям русской народной культуры. Все богатство народной культуры помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

             Большинство детей приходя в детский сад уже имеет небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором, слышали колыбельную песню матери, веселое поддевание плясовой, и потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом, неиссякаемой энергией русского народа.

              С русскими народными песнями и мелодиями я начинаю знакомить уже с младшей группы. Они слышат их на музыкальных занятиях, вне занятий. Предлагаю послушать музыку в записи и оркестр народных инструментов. Для этой цели я использую аудиокассеты.

             Не перегружая слух малышей обилием материала, использую метод варьирования. Вот так я работаю над русской народной песней «Петушок». На занятие приношу петушка. Говорю, что он будит детей по утрам. Спрашиваю детей: «Как кричит петушок?». Дети отвечают: «Ку-ка-ре-ку!». На следующем занятии, когда снова кричит петушок, предлагаю послушать про него песенку. Песню «Петушок» поет музыкальный руководитель или воспитатель. На третьем занятии спрашиваю у детей: «Кто хочет быть петушком?». «У меня есть шапочка!». Надеваем по очереди шапочку и поем «Петушок» (дети подпевают). На четвертом занятии предлагаю поиграть с петушком. Проводиться игра «Петушок» Цивкиной. Потом приношу диск и спрашиваю: «Хотите послушать песенку про петушка?». Получив утвердительный ответ, ставлю диск и все слушают песню. Сначала детей приводит в восторг имитирование на флейте «Кукареку»! Затем исполняется мелодия целиком. Такие варианты работы над песней помогают закрепить пройденный материал, поддерживая постоянный интерес детей к нему. Работая с малышами над музыкально-ритмичными движениями, мы постоянно обращаемся к русским народным мелодиям. Вот они: «Ах, вы сени», «Во поле березка стояла», «Калинка», «Пойду ль, я выйду ль я», «Как у наших у ворот», «Коробейники», и т.д. Мы учим маленьких детей различать контрастный характер музыки, реагировать движением на ее изменения, например, пляска «Приглашение», «Ах, ты березка».

         Малыши учатся реагировать движением на начало и конец музыки, ритмично ходить и хлопать в ладоши, топать ножкой, вращать кистями рук, кружиться, подпрыгивать. Постепенно в зависимости от возраста детей расширяю репертуар русских народных песен, усложняю его.

             Русские народные песни становятся более понятными, доступными когда мы включаем его в такую исполнительную деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Учитываю, что характерные для русской мелодии натуральный мажор и натуральный минор, их переливчатость и переменность доступны слуху ребенка. Поэтому я широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивание танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и так далее. Ее богатые разнообразные ритмы, яркая гармония вызывают у детей эмоциональную отзывчивость.

Подбирая репертуар для исполнения, для инсценирования, останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету, следим за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей. Дети проявляют большой интерес к тем песням, которые можно инсценировать, например, «Как на тоненький ледок...» и так далее.

          На основе имеющихся у детей музыкально двигательных навыков мы разучиваем с ними русские народные пляски. Пляска тесно связана с народной песней и народной музыкой. Пляска, как и песня отражает представление народа о прекрасном человеке, о лучших чертах национального характера. Народ в живых образах показывает, каким хотел бы он видеть человека, какие физические и моральные свойства считает достойными для подражания.

      Обучая детей русской народной пляске, я ставлю задачу познакомить детей с характером движений, которые присущи веселье, задор в сочетании со сдержанностью и скромностью.

      Работая над характерной осанкой для русской пляски, я учу детей держаться прямо, с приподнятой головой, с отведенными назад плечами. Такая осанка близка к нормальной хорошей осанке детей, поэтому она легко усваивается.

        В своей работе использую разные элементы русской пляски, доступные детям и младшего и старшего возраста. Первое знакомство с элементами плясок происходит на музыкальном занятии, когда показываю под музыку определенные движения полностью. Рабата над элементами плясок продолжается в группе и на прогулке.

        Использую подговорочки, например: «Ты играй, моя гармошка, до-ре-ми-фа-соль-ля-си. Посмотрите, полюбуйтесь как танцуют на Руси!» Подговорочки могут произносить и дети не участвующие в движении. Разучивая элементы плясок, использую различные русские народные мелодии. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.

        Для того чтобы дети чувствовали, как изменяются элементы русской пляски в зависимости от характера музыки, как движения делаются то спокойными, плавными, то задорными, исполняются то резче, сильнее, то мягче, слабее, мы предлагаем детям выполнить один и тот же танцевальный элемент в сопровождении разных мелодий. Когда запас двигательных навыков у детей становиться достаточным, и они свободно варьируют движения, переходя от одного к другому, начинаю работу над плясками. В своей работе использую все формы русской пляски: круговые, парные, сольные. В свободном переплясе дети могут показать свою изобретательность и индивидуальность.

      Работая над пляской, в первую очередь стараюсь избежать копирования пляски взрослых, стараясь в то же время сохранить подлинность в характере движения, в передаче танцевального образа.

       Дети с радостью примеряют костюмы, предназначенные для пляски, костюм помогает ребенку войти в образ, и тогда танец становиться более выразительным. Дети очень любят танцевать танец «Кадриль» русская народная музыка. Дети знакомятся с парной формой русской пляски.

Таким образом, работая повседневно с детьми, я постоянно уделяю внимание русской народной музыке, которая оказывает большое влияние на формирование вкуса ребенка.

Методическим источником являются:

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам  русской народной культуры» «Детство-Пресс»

Круглов Ю.Г. «Русское народное поэтическое творчество» Санкт-Петербург

Николаева С.Р., Катышева И.Б. «Народный календарь — основы планирования работы с дошкольниками» «Детство -Пресс»



Предварительный просмотр:

Выступление на совете педагогов:

«Народная музыка в эстетическом воспитании детей»

                      Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке.

                  Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в детском саду осуществляется на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на развлечениях и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Это вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.

                 Наиболее распространенное и доступное средство - песня. Народная песня как одно из ярких произведений народного фольклора входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы: характерные черты русского песенного народного творчества. Названные особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами. Мелодии, оставаясь высокими художественными качествами, часто варьируются, что и придает им особую притягательность.

         Например, русская народная песня «Патока с имбирем». Она построена всего на трех звуках, но как интересно видоизменяется мелодия благодаря небольшим вариациям!

Своеобразно и ладовое строение русской народной песни. Особенно часто применяется так называемый переменный лад - сочетание мажора и минора. Например, в песни «Ходила младешенька» вслед за мажором во втором музыкальном предложении идет минор.

            Большинство детских игровых песен построены на устоях с интервалами кварта, например, «Дождик», «Солнышко», «Зайчик ты зайчик», «Петушок» и другие. Игровые, плясовые песни радуют своим веселым, жизнерадостным характером. Они очень просты по своему построению, отличаются четким ритмом.

         Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Даже песни сопровождающие быт ребенка, отличаются ярко выраженным характером. Некоторые из них протяжные, распевные. Особенно прелестны распевные песни: «Коты - котенька - коток», «Баю - баю». В последней песне ярко переданы интонации, иллюстрирующие монотонные движения колыбели. Маленькие дети с удовольствием слушают и подпевают эти песни, эмоционально откликаются на них.

       Народный песенный материал помогает эффективно решать задачу эстетического воспитания и развития творческих способностей детей старшего возраста.

        Для работы с  детьми старшего дошкольного возраста должен быть подобран специальный репертуар, отвечающий следующим требованиям: в произведении фольклора должны быть включены доступные детям явления, выражены различные эмоции, использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образы песни.

      Песни -  упражнения применяемые на занятиях, способствуют постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты интонации в песне, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчетливого произношения слов в песнях.

                 Например, мелодия в песни «Прибаутка» построена на контрастном сопоставлении певческих регистров, что помогает научить детей осознанно различать высотные соотношения отдельных частей мелодии, развивает умение произвольно приспосабливать голосовой аппарат к пению как более высоких, так и более низких звуков. «Солнышко - ведрышко» - полезное упражнение на гласные для расширения диапазона голоса. Песня «Дудочка» одно из упражнений, которое пробуждает ребенка чисто интонировать звуки, различные по высоте, расширят диапазон голоса.

      Для того, чтобы дети уверенно различали чередование долгих и коротких звуков, умели точно воспроизводить ритмический рисунок попевки, показать рукой чередование звуков. А затем графически передать это чередование на фланелеграфе, лучше всего начать с упражнения «Сорока, сорока, где была? Далеко!».

      Развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно помогают такие народные песни: «Не летай соловей», «Барашеньки». В течении года с детьми старше- подготовительной к школе  группы можно разучивать около десяти  и более народных песен, разнообразных по форме и содержанию. Это песни протяжные, лирические, веселые. Главное их качество - художественность в изложении и доступности детям.

   В процессе знакомства с русским народным творчеством дети осознают и усваивают музыкальные средства, доступные для переноса в собственное песенное творчество.

   К ним можно отнести: мелодическое движение, ладовую организацию звуков, метроритмическое соотношение, остановимся на одном из средств более подробно.

   Общая линия мелодического движения - органический диапазон, неяркая кульминация, неширокие интервальные ходы, поступательное движение.

 Значение изобразительно-выразительной функции в песенном творчестве очень велико. Ребенок, руководствуясь поставленным пред ним творческим заданием, оперирует звуками, напевает мелодию, видоизменяет ее и ищет способы изображения в ней тех чувств, мыслей, которые он хотел передать.

  Песенное творчество может быть направлено не выражение чувств и мыслей музыкальными средствами. В детском саду народная музыка включается в процесс музыкального воспитания и в целом эстетического воспитания детей, а также познания детьми выразительных возможностей народной музыки, выразительные функции детского голоса представлены в следующих формах:

-        интонационные обороты, мелодии, мотивы, подражающие реальному
звучанию окружающего, интонациям чувственно выразительной речи
человека;

-        интонационные обороты, мотивы, мелодии, сопровождающие
естественные игровые, плясовые движения детей. Все это интонации
выражают различные эмоции. Певческие интонации, передающие
разнообразное содержание, являются естественными и непринужденными
реакциями детей на окружающее.

     Таким образом, значение народного фольклора в эстетическом воспитании детей огромна, она входит в жизнь ребенка как основа русской культуры

Методическим источником  выступления являются:

Бойчук И.А., Попушина Т. Н. «Ознакомление детей младшего и среднего возраста с русским народным творчеством»

Бударина Т.А., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» «Детство -Пресс»

Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду» Санкт-Петербург

«Детство -Пресс»

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам  русской народной культуры» «Детство-Пресс»

Костина Э.П. «Программа обучения детей раннего и дошкольного воззраста «Камертон»

Круглов Ю.Г. «Русское народное поэтическое творчество» Санкт-Петербург

Некрылова А.Ф., «Круглый год» Москва

Николаева С.Р., Катышева И.Б. «Народный календарь — основы планирования работы с дошкольниками» «Детство -Пресс»

Рыженков Г.Д. «Народный месяцеслов», Москва

Шангина И.И. «Русские традиционные праздники», Санкт-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

Деловая игра "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"

Деловая игра проводится с педагогами ДОУ  с целью формирования чувства причастности к культурному наследию России....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...

Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью театрализации русских народных сказок

Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью театрализации русских народных сказок....

Деловая игра «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

Цель игры:- Формировать чувство причастности к культурному наследию России- Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.- контроль  за  соблюдением педагогами правил куль...