"Создание коммуникативно - речевой среды в семье"
материал (средняя группа) на тему

Попова Елена Александровна

 

Главные навыки речевого развития ребёнок  приобретает в своей семье. Задача родителей - расширить круг общения ребенка. При совместном времяпровождении ребенок должен получать радость от общения с близкими людьми. Очень важно, чтобы в момент становления речи ребенка рядом с ним были любящие, понимающие, заботливые родители, умеющие и желающие общаться с ним.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Конспект

родительского собрания

 в средней группе

«Создание коммуникативно-речевой среды в семье»

Создание коммуникативно-речевой среды в семье.

     Семейное воспитание играет большую роль в формировании коммуникативной сферы ребенка в окружающем мире. Семья - важнейший институт воспитания, социализации ребенка. Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка.

     С первых минут рождения малыша окружает мир людей, природы, вещей. Но особое значение отводится кругу общения. В него, несомненно, входят родители, близкие люди, дарящие малышу чувство защищенности, любви и ласки.

Приобщение к миру прекрасного у ребенка начинается еще до его рождения. Ребенок слышит нежное пение мамы, ее ласковый голос, прекрасную, спокойную музыку. В период младенчества на первое место выходит общение, которое начинается с улыбок, взглядов родителей, близких родственников. С начала общения ребенка со взрослым и со сверстниками меняется и само общение. Оно обогащается мимикой, жестикуляцией, эмоциональностью. Пользуясь языком как средством общения, ребенок приобщается к сокровищнице человеческой культуры, человеческому слову. С помощью языка ребенок познает окружающий мир, свое место в нем, самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия с другими людьми.

     В обогащении духовного мира ребенка большую роль играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств ребенка, в отличие от телевидения. К сожалению, очень многие родители об этом забыли. Слушая сказки с волшебными превращениями и поучительной моралью, ребенок начинает жить жизнью героев, сопереживая им. Но необходимо учитывать, что именно пересказ сказки, а не чтение усиливает ее эмоциональное воздействие на ребенка, так как во время пересказа идет прямой контакт с ребёнком

     Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов, должно стать семейной традицией, ритуалом, которого ребенок очень ждет. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, учить различать отрицательное и положительное, сопоставлять сказочные события с реальной действительностью, обсуждать поступки героев.

Дети, родители которых сами творят, вовлекая в процесс всю семью: читают вслух, лепят, устраивают концерты, сочиняют сказки, поют хором, получают   больше шансов для развития полноценного общения. Таким детям будет легче общаться с другими детьми в дальнейшем.

     Очень важно научить ребенка не только рассказывать, но и уметь слушать, не ограничивая и не перебивая собеседника. Этого же ребенок ждет и от самых близких людей (мамы и папы). Научив ребенка ведению диалога, мы научим его общению, в котором между собеседниками возникает заинтересованность миром другого человека, обоюдное взаимодействие и доверие.

Для того чтобы речь развивалась правильно взрослым

необходимо  соблюдать ряд условий:

  1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Игры, упражнения, речевой материал должны

соответствовать его возрасту.

  1. В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно,

при чтении не забывайте про выразительность.

  1. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит

развитие ребёнка.

  1. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае

не смейтесь над малышом. Самое лучшее  - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово.

  1. Если ребёнок торопиться высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте  ему: говорить надо внятно, чётко и

не спеша. Не употребляйте слово «неправильно». Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные

успехи.

  1. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка, так как не удовлетворяя детские «почему», мы глушим любознательность,              

тормозим развитие. И не забудьте проверить, а понятен ли ему ваш ответ.

  1. Говорите чётко, повернувшись лицом к ребёнку. Пусть он видит движение ваших губ, запоминает их.

Игры на кухне

Мама проводит на кухне немало времени, готовя еду для всей семьи.

Кухня и период приготовления еды – это уникальная возможность общения с ребенком. Поглядите вокруг себя, проявите немного фантазии, и кухня превратится в место для интересных занятий.

 «Забавная крупа»

Если вы хотите чем-то занять малыша, предложите ему порисовать узоры на крупе. Возьмите яркий поднос. Высыпьте крупу равномерным нетолстым слоем. Для самых маленьких лучше использовать манную крупу. При случае и попробовать не страшно. Позже можно играть с гречкой, рисом. Возьмите пальчик малыша и проведите им по крупе. Для рисования также подойдет трубочка для коктейля. Рисовать можно линии (прямые, волнистые), геометрические фигуры, солнышко, тучки, смешные рожицы, в общем, все, что подскажет ваша фантазия. Пусть крошка просто проводит пальчиком, хаотично рисуя

«Волшебный колодец»

Возьмите любую пластиковую бутылку. Скажите ребенку, что это колодец, который совсем опустел, в нем уже нет воды. А наш мишка очень хочет пить. Помогите мишке наполнить колодец. Берите крупу и ручками насыпайте в узкое горлышко бутылки.

«Помоги Золушке»

 Смешайте несколько круп, предложите малышу отделить одну крупу от другой. Для мелкой моторики рук ребенка полезны такие занятия.

 «Крупяные узоры»

 Выкладывайте различные узоры, рисунки из макарон, крупы, фасоли, счётных палочек.. Это могут быть и геометрические фигуры, цифры, и солнышко, цветочки и т.д.

 «Манный песок» 

Пересыпайте крупу из одной тарелки в другую. Когда пересыпаете, покажите ребенку, что можно поднимать тарелку выше и ниже. Послушайте, как она шумит. Поиграйте в игру «Дождик»: пусть ребенок наберет в горсть крупу, поднимет ручку и высыпает крупу, имитируя то, как капает дождик.

Игры с пинцетом

Дайте малышу пинцет и предложите ему захватывать им фасолины. Это не совсем просто. Эта игра развивает усидчивость и моторику

Заполни рисунок

Возьмите любые формочки, поставьте их на ровную поверхность и предложите ребенку заполнить их внутри крупой.

 «Сеем, сеем, посеваем»

Насыпьте в сито манку и крупу покрупнее (гречку, например). Теперь просейте их через сито. Обратите внимание малыша на то, что гречка не просеивается. Объясните ребенку почему.

 «Сыщик»

Можно прятать различные предметы в крупу. Затем  искать их, разрывая крупу руками или лопаткой.

 «Бусы бывают разные: и макаронные и пластмассовые»

Можно предложить ребёнку собрать на верёвочку или шнурок различные мо форме макароны. Эта игра развивает не только мелкую моторику, но и творческое воображение.

 «Угадай чего не стало»

Положите на кухонный стол три предмета (например, чашку, ложку, салфетку). Пусть ребенок посмотрит и назовет каждый предмет.

Затем он должен закрыть глаза, а вы в это время уберите со стола один из предметов. Теперь пусть малыш откроет глаза и попробует определить, чего не хватает. Если очень просто, увеличьте количество предметов и убирайте не один, а два предмета.

«Будем мы варить компот, но и борщ у нас не плох»

Вместе с ребёнком варим компот, борщ, Пусть ребёнок перечисляет фрукты и овощи, необходимые для приготовления компота, борща. Можно сравнить овощи и фрукты по цвету, форме, вкусу. Всё это расширяет кругозор ребёнка, обогащает словарный запас.

 «Угадай что звучит?»

Эта игра развивает внимание, слуховое восприятие.  Ребёнок закрывает глаза, а мама в это время шуршит пакетом, стучит ложкой по кастрюле, гремит крупой насыпанной в контейнер. Ваш малыш должен угадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

«Чудесный мешочек»

Подберите несколько небольших предметов разной формы (например, овощей, фруктов, или каких-то кухонных мелочей). Положите предметы в непрозрачный пакет. Засунув руки в пакет, ребенок должен ощупать предметы, по очереди назвать и вытащить их.Можно разнообразить игру. Взять два пакета, и в каждый положить одинаковые наборы предметов. Малыш сначала должен вынуть предмет из одного пакета, а затем на ощупь найти такой же в другом.

Массажные варежки, шарики, прищепки, бигуди.

Все выше перечисленные предметы оказывают хороший массажный эффект на нервные окончания расположенные на кончиках пальцев

 «Игры с водой»

Все дети обожают играть с водичкой. Предлагаем  игры способствующие развитию речевого дыхания.

Речь сопровождает любой вид деятельности ребёнка. Жизнь ребёнка должна быть наполнена разнообразными интересными делами, событиями, мероприятиями

Задача родителей - расширить круг общения ребенка. При совместном времяпровождении ребенок должен получать радость от общения с близкими людьми. Очень важно, чтобы в момент становления речи ребенка рядом с ним были любящие, понимающие, заботливые родители, умеющие и желающие общаться с ним. Для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и сформировать конкретные речевые умения и навыки, которые помогут ребенку в развитии коммуникативной сферы и дальнейшей социализации в окружающем его мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЬ ПЕДАГОГА – КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ

Одной из составляющих развивающей среды детей является речь педагога. Поднята проблема речевой культуры воспитателей, педагогов. Выделены требования к речи педагогов. Предложены формы практико-ориенти...

Презентация к пед совету:«Создание оптимальной речевой среды как средство развития речи детей дошкольного возраста»

laquo;Создание оптимальной речевой среды как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Практикум для родителей «Создание речевой среды в семье»

Обучать родителей навыкам правильной организации совместных речевых игр с ребенком.Вовлекать родителей в процесс обучения детей через игру.Способствовать формированию у родителей своей значимости в пр...

Создание комфортной речевой среды при реализации задач образовательной области «Речевое развитие» - Доклад на августовской конференции - Из опыта работы

В докладе рассказывается осоздании речвой среды в группах дошкольного образования из опыта работы.    Создание комфортной и активной речевой среды является, основным «ключом»...

Буклет "Создание речевой среды в семье"

Буклет "Создание речевой среды в семье"...

Предупреждение и / или преодоление задержки речевого развития посредством создания правильной речевой среды.

Консультация для родителей, воспитывающих детей раннего возраста (от 1 года до 3лет)- часть 3. В данном материале представлена работа по развитию функции речи малышей через речевые ситуации....