Семинар для родителей.
консультация ( группа) по теме

Дудорова Наталья Анатольевна

Развитие мелкой маторики.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Неделя здоровья".

Адаптация детей раннего возраста.15.11.2015г.

Организация подвижных игр во время прогулки.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей

«Развиваем мелкую моторику».

Цель: оказать родителям помощь в целенаправленном развитии способностей ребенка, познакомить с играми и упражнениями, необходимыми для  развития мелкой моторики рук ребенка.

Задачи:

* Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.

*Научить  родителей элементам пальчиковой гимнастики для развития внимания, памяти.

1.Беседа с родителями: занимаетесь ли вы со своими детьми пальчиковой гимнастикой? Знакомы ли вы с упражнения для развития мелкой моторики рук ребенка? Как вы думаете, для чего нужно развивать мелкую моторику рук ребенка?

В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «все из рук валится»,   «руки опускаются», «руки не доходят», «Из рук вон (плохо)»,  «легкая рука», « с легкой руки». Однако, большинство из нас, употребляя в быту подобные поговорки, редко задумываются над тем, насколько глубокий смысл в них заложен. Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказываются на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, гимнастика для пальчиков помогает ребенку при  рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности.

Существует тесная взаимосвязь и взаимосвязь речевой и моторной деятельности, и это позволяет использовать более сохраненную функцию для коррекции нарушений и стимуляции развития другой. При коррекции моторики происходит достаточно быстрое улучшение речи и мышления ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению психологов, мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

«Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев»,- писал

 В. А.Сухомлинский.  Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый  « источник»  творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.

Рука настолько связана с нашим мышлением, переживаниями, с трудом,  что стала вспомогательной частью нашего языка. В ходе обследования большого количества детей было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы., если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием, и другими важными в учебном процессе трудовым навыками.

Помните, очень многое зависит от установки. Если вы сами будете воспринимать упражнения по развитию мелкой моторики как коррекционную деятельность, этот негатив передастся и вашему ребенку. Эти упражнения лучше проводить в форме игры. Для ребенка игра в движении – способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство детей с миром.

ВНИМАНИЕ: развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ребенка ЗАСТАВЛЯТЬ. Если ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, пусть он вначале выполняет движения с вашей помощью. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети будут выполнять их активнее.

С детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики кисти выполняйте следующие виды деятельности:

-«пальчиковый театр»;

-выкладывание узоров из мелких камушков, круп;

-вязание, шитье, вышивание;

-завязывание и развязывание узелков;

-застегивание и расстегивание пуговиц разной величины;

-комканье и  сжимание пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);

-лепка из глины и пластилина;

-нанизывание бус, бисера, пуговиц;

-перематывание цветных клубочков ниток;

-складывание из кубиков домиков, машинок и т.д.;

-собирание мозаики по возрастающей сложности;

-собирание пирамидки, матрешки;

-узнавание предметов на ощупь.

2.Показ детьми упражнений для развития мелкой моторики: «Рыбки», «Обезьянки», «На опушке дом стоит…», «Засолка капусты», «Зайки – попрыгайки».

3.Разучивание с родителями упражнений для развития мелкой моторики рук.

4. Показ детьми для родителей кукольного театра сказки «Колобок».

5.Показ детьми для родителей сказки с помощью кукол с живой рукой «Теремок».

Литература: Е.П.Пименова «Пальчиковые игры», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007г.

Т.А.Ткаченко «Развиваем мелкую моторику» Москва, ЭКСМО, 2010г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная школа-детский сад № 68 2 Разработала: воспитатель Дудорова Наталья Анатольевна

Слайд 2

ПРОЕКТ ( краткосрочный ) « В стране Здоровячков » 2 младшая группа

Слайд 3

Паспорт проекта : Тип проекта: информационно – творческий По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение. По характеру координации: открытый По колличеству участников: групповой Участники проекта: *дети младшего дошкольного возраста *воспитатель *родители По продолжительности: краткосрочный (февраль)

Слайд 4

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредствам здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

Слайд 5

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста, как основа личностного, эмоционального и физического развития. Задачи : 1 Формировать у детей осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья. 2 Обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физического, психического и социального здоровья у детей 3 Овладение навыками самооздоровления Предполагаемый результат : 1. Осознание детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья . 2. Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей. 3. Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

Слайд 6

1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Анкетирование среди родителей «Здоровый малыш!». Цель : Выявление отношения семьи к ЗОЖ. 2. Выявить уровень знаний детей о правилах гигиены и значимости их для сохранения и укрепления здоровья. Подбор методической и художественной литературы по ЗОЖ Подготовка и подбор материалов для изготовления картотек по разделам: « Упражнения для глаз» «Подвижные игры для детей младшего возраста» «Физкультминутки» «Игры по здоровью » Подбор дидактических игр и серии картин на тему: «Чувства, Эмоции» с целью понимание детьми связи между физическим и эмоциональным здоровьем.

Слайд 7

2 этап – деятельностный ДЕТИ . 1.НОД ( ОО «Познание») « Здоровье», «Изучаем свой организм». Цель : Дать детям элементарные сведения о своем организме. Убедить в необходимости заботится и беречь свой организм (глаза, уши, ноги и т.д .). 2.Беседа (ОО «Познание», «Здоровье», «Чтобы бать здоровым» Цель : Формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за волосами, мыть руки и т.д ) Учит детей видеть красоту в чистоте и опрятности. 3. « Чтение художественной литературы о чистоте» К.И Чуковский « Мойдодыр », А Барто «Девочка чумазая». Цель: Вызвать у детей желание следить за своим внешним видом, чистотой и опрятностью. РОДИТЕЛИ Беседа : «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель: Информировать родителей о значимости и ценности соблюдений оздоровительных мероприятий с ранних лет, о том, что они должны стать привычными для детей. Оформление стенда: «Расти здоровым малыш» Цель: повысить уровень знаний родителей об укреплении здоровья детей.

Слайд 8

4 . Дидактические игры: «Правила чистюли» «Овощи, фрукты» «Оденем куклу Катю на прогулку» Цель : Закрепление полученных знаний о здоровье . 5. Беседы « Познание», «Здоровье» «Если ты заболел» «Роль лекарств и витаминов» «Опасность травм» Цель : Дать знания и представления детям, о том, как важно следить за своим здоровьем. Расширить знания детей о правилах безопасного поведения (предотвращение травм ) 6 . « Познание» Сюжетно- ролевая игра: «Больница». Цель : Расширять знание детей о профессии врача. Родители : Памятки для родителей: «Здоровье-главное богатство человека» «Эмоциональное здоровье ребенка» «Здоровый образ жизни» Цель : Информировать родителей о всестороннем укреплении и сохранении здоровья детей. Выпуск газеты: «Будьте здоровы» Цель : Познакомить родителей о здоровьесберегающих технологиях, используемых в детском саду .

Слайд 9

3 этап – деятельностный Дети. 7 . Экскурсия в кабинет врача. «Врачи наши помощники». Цель: Продолжить расширять знания детей о профессии врача и значимости лечения во время болезни. 8 Беседа «ОО Познание», « Здоровье»: «Что помогает быть здоровым». Цель: Дать детям элементарные знания о разнообразных способах. 9 . НОД «Художественное творчество» Рисование: «Овощи, фрукты». Лепка: «Овощи, фрукты». Цель: Закреплять знания детей о том, что витамины содержатся не только в лекарствах, но и в овощах и фруктах. 10 . Рассматривание энциклопедии: « Я и мое тело». Цель: Расширять знание детей о своем теле (организме). Родители : Консультация : «Физическое воспитание ребенка в семье ». Цель: Советы родителям о том, как использовать физкультурный инвентарь с целью физического развития ребенка.

Слайд 10

Рисование, лепка овощей Рассматривание экциклопедий Беседы с детьми о здоровье

Слайд 11

7 . Создание буклетов: «Мелкая матрешка» «Особенности питания дошкольников» «Не бойтесь закалять ребенка» Цель: Информация и полезные советы для родителей о пользе ЗОЖ . 8. Круглый стол: «Здоровый образ жизни в семье» Цель: Обмен опытом родителей по сохранению и укреплению здоровья своих детей. Дети 1.1 НОД «Физическое развитие», «Здоровье». «Физкультурные занятия» «Утренняя гимнастика» «Пальчиковая гимнастика» «Дыхательная гимнастика» «Гимнастика пробуждения» «Подвижные игры» Цель: Развивать, укреплять группы мышц, а так же профилактика простудных заболеваний. 12 . Дидактические игры: «Домик настроения» «Мы и наши эмоции». Цель: Объяснить детям, что наше настроение влияет на наше самочувствие . 13. Рассматривание серии картин: «Чувства, Эмоции» «Доброта тоже здоровье».

Слайд 12

Утренняя гимнастика, физкультура , малоподвижные игры подвижные игры на воздухе

Слайд 13

3 Этап – Заключительный 1.Дети получили первоначальные представления о своем организме и правилах сохранения своего здоровья. 2 . У детей возник интерес и потребность к физическим упражнениям, как к средству оздоровления. 3 . Дети получили первоначальные знания того, что настроение человека (эмоциональное состояние) влияет на физическое здоровье. 4 . Повысился интерес родителей в физическом развитии и оздоровлении детей.

Слайд 14

Консультирование родителей по вопросам ЗОЖ Памятки, буклеты, папки-передвижки для родителей по вопросам ЗОЖ

Слайд 15

Список использованной литературы : 1. Комплексная программа оздоровительной работы ДОУ « Здоровый малыш» г Ростов-на-Дону 2005 год, издательство РГПУ 2005 год . 2. Дошкольное воспитание 6, 2002 год. «Упражнение для оздоровления детей» 3 . Никулин Г.В «Охраняем и развиваем зрение» Детство- Пресс 2002 год. 4 . Кудрявцев В.Т, Егоров Б.Б « Развивающая педагогика оздоровления» Линка -Пресс 2002 год. 5 . Алямовская В.Г « Как воспитывать здорового ребенка» Москва 1993 год. 6 . Пужаева Е.З, Соколова И.Ю « Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе» Москва, Ставрополь 2001 год. 7 . Маргунова О.Н « Физкультурно –оздоровительная работа в ДОУ» Воронеж ТЦ « Учитель» 2005 год. 8 . Шорыгина Т.А «Беседы о здоровье» Москва 2004 год . 9. Береснева З.И «Здоровый малыш» «Программа оздоровления детей в ДОУ» Москва 2003 год.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Ранний возраст адаптация к ДОУ

 

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

 

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциально­начальным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физио­логических систем детского организма.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

 

Факторы, от которых зависит течение адаптационного

периода

1. Возраст.

2. Состояние здоровья.

3. Уровень развития.

4.  Умение общаться со взрослыми и сверстниками.

5. Сформированность предметной и игровой деятельности.

6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

 

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

2.   Наличие у ребенка своеобразных привычек.

3.   Неумение занять себя игрушкой.

4.   Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.

5.   Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми. Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

 

Как родители могут помочь своему ребенку в период

адаптации к ДОУ

1.   По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.

2.   Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.

3.   Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».

4.   Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

5.   Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.

6.   Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

—  самостоятельно садиться на стул;

—  самостоятельно пить из чашки;

—  пользоваться ложкой;

—  активно участвовать в одевании, умывании. Наглядным примером выступают прежде всего сами родители.

Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.

Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.

Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребенка.

Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.

Планируйте свое время так, чтобы в первые 2—4 недели посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.

В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.

Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.

Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища — очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото).

Скорее всего ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей — быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.

Условия уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад

1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.

2.   Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.

3.   Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.

4.   Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.

5.   С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.

6.   Поддерживайте дома спокойную обстановку.

7.   Не перегружайте ребенка новой информацией.

8.   Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

Что делать, если ребенок плачет при расставании с

родителями

1.   Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.

2.   Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.

3.  Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.

4.   Принесите в группу свою фотографию.

5.   Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).

6.   Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.

7.   После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.

8.   Устройте семейный праздник вечером.

9.  Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

10. Будьте терпеливы.

 

Что делать, если ребенок не хочет идти спать

1.   Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает).

2.   Переключайте ребенка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.

3.   Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой.

4.   Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.

5.   Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.

6.   Спойте ребенку песенку.

7.   Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.

 

Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки

1. Твердо решите для себя, необходимо ли это.

2.   Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.

3.   Убирайте игрушки вместе.

4.   Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего.

5.   Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.

6.   Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.

7.  Учитывайте возраст и возможности ребенка.

 

 

Анкета для родителей

(определение готовности ребенка

к поступлению в дошкольное учреждение)

1. Преобладающее настроение Вашего ребенка:

—  бодрое или подавленное;

—  уравновешенное или раздраженное;

—  неустойчивое.

2. Характер засыпания:

—  быстрый, в течение 10 минут;

—  медленный;

—  очень медленный.

Если Ваш ребенок не может уснуть без каких-либо дополнительных воздействий, отметьте это, например: без (соски, укачивания, колыбельной.

3. Характер и длительность сна:

—  спокойный;

—  неспокойный;

—  длительность соответствует возрасту;

—  длительность не соответствует возрасту.

4. Аппетит ребенка:

—  хороший;

—  избирательный;

—  неустойчивый;

—  плохой.

5.  Отношение ребенка к высаживанию на горшок:

—  положительное;

—  отрицательное.

6. Навыки опрятности:

—  просится на горшок;

—  не просится на горшок, но бывает сухой;

—  не просится, ходит мокрый.

7. Нежелательные привычки:

—  сосет палец или пустышку;

—  раскачивается, когда сидит или стоит;

—  другое (укажите, что именно).

Если у Вашего ребенка есть особенности поведения, о которых стоит знать воспитателю, напишите об этом.



Предварительный просмотр:

Дудорова Н.А. воспитатель

ГБОУ начальная школа-детский сад № 682

Приморского района Санкт-Петербурга

Организация подвижных игр во время прогулки

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития и профилактики утомления.

Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды особенно к простудным заболеваниям.

Активная двигательная активность детей наиболее целесообразна во время прогулок, как утром так и вечером. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года меняется, но даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть меньше 3-4 часов. Летом это время значительно увеличивается.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, мы заранее продумываем её содержание, вызываем у малышей интерес к ней с помощью игрушек, сюрпризных моментов или рассказа о том, чем они будут заниматься.

Учим детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определённой последовательности. Сначала все они одевают колготки, футболки, кофты, гамаши, брюки, пальто, шапку, шарф, обувь и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Детей помогает одевать помощник воспитателя, но давая им возможность самим сделать то, что они могут.

Приучаем детей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу.

Когда подгруппа детей оденется, выходим с ними на участок. За остальными детьми следит помощник воспитателя, затем провожает их воспитателю. Выходя на прогулку, дети помогают выносить игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

Чтобы прогулка была содержательной и интересной, планируем наблюдения за природой, за окружающим миром, подвижные, спортивные игры, индивидуальную работу по развитию движений, трудовые поручения так же являются неотъемлемой частью прогулки.

Наблюдение проводим в начале прогулки: обращаем внимание детей на состояние погоды, отмечаем сезонные изменения в природе, наблюдаем за деревьями, птицами, животными, транспортом, прохожими, за трудом взрослых.

Используем художественное слово, читаем стихи, учим поговорки, пословицы, учим отгадывать загадки.

Ведущее место на прогулке отводится подвижным играм. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий.

Если занятия были с умственной нагрузкой, то прогулку начинаем с подвижной игры, если предшествовали динамические занятия (физкультурные, музыкальные), то игру организуем в середине прогулки.

Подвижную игру начинаем с выбора на роль водящего. Дети сами предлагают выбирать водящего считалкой.

Перед началом игры напоминаем правила игры. Побуждаем активно двигаться малоподвижных ребят, которые во время прогулки предпочитают спокойные игры.

Наши дети любят играть в игры: «Мы весёлые ребята», «Хитрая лиса», «Мышеловка», «Баба Яга», «Затейники», «Удочка», «Охотники и зайцы», «Бездомный заяц», «Попади в обруч» и другие.

Затем предлагаем детям игрушки для организации творческих игр. Дети играют в семью, путешествие, моряки, космонавтов, больницу. Предлагаем обыгрывать день рождение зайки, покатать кукол с горки, строить замок, для игрушек.

Выносим кукол, детские коляски, саночки, машины (обязательно должны быть с верёвочками), предметы-заместители. Дети самостоятельно договариваются о сюжетах игр, распределяют роли, подбирают атрибуты, игрушки.

Для самостоятельной двигательной активности детей на прогулку выносим кегли, обручи, вожжи, скакалки, мячи, карандаши, печатки, песочные наборы, предлагая ребятам заняться самостоятельными играми.

В это время приглашаем к себе детей для индивидуальной работы на закрепление основных видов движений. Это - игры с мячом, метание в цель, упражнения в равновесии, спрыгивание с пеньков, перешагивание через предметы.

Во время прогулок следим за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не замёрз или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, привлекаем к участию в более спокойных играх.

Также большое внимание уделяем трудовой деятельности детей. Содержание и формы её организации зависит от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена, листья, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Также поручаем детям уборку участка от камушек, веточек, подмести дорожки, помочь малышам младшей группы убирать игрушки. В конце обращаем внимание на результаты своего труда. Применяем пословицы: «Кто не работает – тот не ест», «Умелые руки не знают скуки», «Сделал дела – гуляй смело».

Прогулки не рекомендуется завершать подвижной игрой, поэтому мы в конце прогулки играем в малоподвижные, спокойные игры: «Море волнуется», «Карусели», «Кого не стало». «Узнай по голосу», «Водяной».

По завершению прогулки дети спокойные поднимаются в группу, у них хороший аппетит, здоровый сон.

В режиме дня детского сада предусматриваются две прогулки: в первой половине дня и во второй. Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи.

Оздоровление детей.

Физическое развитие.

Развитие самостоятельности.

Расширение кругозора.

Ознакомление с окружающим миром.

Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

Педагог способствует развитию у детей элементарных естественно - научных представлений о физических свойствах окружающего мира, формированию географических представлений (в соответствии с возрастными возможностями) и экологической культуры, эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.

В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное перспективное планирование этого режимного момента.

При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов: погодные условия, возраст и контингент детей, наличие инвентаря и соответствующего оборудования, предыдущие занятия в группе и многое другое.

Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:

наблюдение, рассматривание;

трудовая деятельность детей;

подвижные игры;

индивидуальная работа детьми;

самостоятельная деятельность детей;

индивидуальные беседы с детьми;

организация свободной деятельности детей;

индивидуальная работа с детьми (развитие речи, познавательное развитие);

работа по звукопроизношению, разучивание стихотворений.

Разновидности прогулок

Типовая — максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).

Комбинирование: целевая прогулка и свободная деятельность.

Прогулка – экскурсия - поход.

Спортивные эстафеты.

Наблюдения  — это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели.

Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов. На летней, весенней, зимней, осенней прогулке педагоги периодически обращают внимание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев.

Использование стихотворений на определенную тему при наблюдениях и рассматривания помогает усилить впечатления детей от осенней прогулки.

Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы — все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.

Трудовая деятельность.

Детей привлекают к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, пересаживанию цветы с клумбы в горшки для уголка природы, поддержанию порядок на прогулочном участке и верандах. Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.

Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.

Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего дошкольного возраста.

Подвижные игры.

Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов или тематически. Они могут быть весьма разнообразны, поэтому во избежание монотонности целесообразно спланировать подвижные игры по дням недели. Такое планирование позволяет учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, организовать деятельность воспитателя. Обязательно две подвижных игры.

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога – психолога. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей.

Как театр начинается с вешалки, так и прогулка начинается с раздевалки. Немаловажным фактором, влияющим на здоровье ребенка, является его одежда. Педагогический коллектив детского сада должен проводить беседы с родителями по этому вопросу одежды и обувь ребенка. Одежда и обувь ребенка должны быть легкими, подходить по размеру, стеснять движений, быть из натуральных материалов и соответствовать температурному режиму и погоде. В противном случае возможны перегрев или переохлаждение детского организма, различные потертости кожи, травмы.

Важным моментом в одевании детей на прогулку является одновременность и последовательность, т.е. дети должны одеваться по возможности одновременно, чтобы в ожидании медлительного ребенка более ловкий,  не успел вспотеть. Педагоги широко используют соревновательный метод, поощрения, а также раздельное одевание с использованием загадок и поговорок. Например, загадывается загадка про какой-либо элемент одежды, и те дети, кто отгадал, должны быстро и молча его надеть. Даже те дети, которые не отгадали загадку, глядя на своих друзей, быстро надевают одежду, чтобы не оказаться последними. Таким образом, ребенок не только готовится к выходу на прогулку, но и развивает фантазию.

Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей: вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.

        Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Это благоприятное время для  проведения подвижных игр и игровых упражнений. В старшем дошкольном возрасте подвижные игры служат в основном методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков, развития физических качеств и воспитания морально-волевых качеств. Для детей этого возраста игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, введению заданий на коллективное соревнование.

        Подвижные игры и игровые упражнения мы организуем ежедневно  во время утренней и вечерней прогулок. Организуя прогулку, мы учитываем, какие занятия предшествовали ей. Если они носили подвижный характер (физо, музо), то прогулку начинаем с наблюдения или самостоятельной деятельности детей. Если же дети на занятиях были ограничены в движениях, то прогулку начинаем с проведения подвижной игры, игровых или спортивных упражнений. Стараемся соотносить содержание и проведение игр со временем года, состоянием погоды, местом проведения, периодом прохождения определённого раздела программы. Учитываем также интересы и желания детей, их подготовленность. Так при холодной погоде игры с активными движениями (бег, прыжки) чередуем с видами деятельности умеренно подвижного характера (ходьбой, метанием, подлезанием). Такое чередование характера и темпа двигательной деятельности создаёт возможность отдыха для детей и предохраняет их как от замерзания, так и от перегревания, поддерживает положительно – эмоциональное состояние психики. В основном мы проводим на прогулке одну, общую для всех детей подвижную игру и 1 – 2 игры с подгруппой детей (по желанию детей). В таких играх как «Ловишки», «Хитрая лиса», «Караси и щука», «Два Мороза», «Чьё звено скорее построится?» и др. активное участие могут принимать все дети группы. Игры, построенные на очерёдности действий (н-р, «Кто скорее вытянет ленту?», «Попади в обруч», «Пройди – не упади» и т.п.), способствуют воспитанию воли, приучают к сдержанности, но связаны с ожиданием, однообразием статического положения. Поэтому, их целесообразнее проводить с подгруппой детей.  Стараемся организовывать подвижные игры различные по содержанию (сюжетные: «Гуси-лебеди», «Караси и щука», и несюжетные: «Ловишки», «Третий лишний», «Кто скорее к своему флажку»), по преобладающему виду движений (бег, прыжки, метание, лазание, ходьба), по степени подвижности (большой, средней и малой подвижности).  Используем в играх различные физкультурные пособия (мячи, обручи, кегли, флажки и др.), оборудование на участке (лестницы, дуги для подлезания, скамейки). Для совершенствования движений, развития физических качеств и повышения интереса к игре мы изменяем или усложняем правила, вводим дополнительную роль, проводим разные варианты одной игры (н-р, «Ловишки», «Ловишки с мячом», «Ловишки с лентами», «Ловишки – ноги от земли»).

          При организации подвижных игр и игровых упражнений на прогулке мы принимаем во внимание и степень двигательной активности каждого ребёнка. Так, у детей с высокой двигательной активностью преобладают игры и упражнения высокой степени интенсивности (бег друг за другом, с ловлей, прыжки, подскоки). Они отличаются неумением выполнять движения в умеренном темпе и нежеланием заниматься спокойными видами деятельности. Поэтому от таких детей мы добиваемся более точного выполнения движений, даём упражнения на воспитание выдержки, настойчивости, стараемся регулировать их самостоятельную деятельность, чередуя деятельность с интенсивными движениями с деятельностью, предполагающей более спокойные движения (упражнения с кеглями, мячом). Малоподвижным детям присуща деятельность с преобладанием статических поз. Они не любят коллективные игры, предпочитают игры низкой степени интенсивности. Таких детей на прогулке мы чаще привлекаем к спортивным и игровым упражнениям, требующих активных движений (бег за мячом, катание мяча, прыжки) и состоящих из навыков, усвоенных детьми на занятиях. Для развития уверенности в себе и воспитания интереса к подвижным играм часто даём им ведущие роли, отмечаем их успехи.

         Объяснение новой игры в старшей группе в отличие от предыдущих групп чаще всего даётся не только в её ходе. Мы рассказываем детям  всё содержание игры от начала до конца, особенно обращая внимание на правила. Наиболее сложные правила показываем (где и как нужно встать, как подлезть, оббежать и т.п.). С помощью вопросов предлагаем детям повторить ход и правила игры. Распределение ролей и выбор водящего чаще происходит с помощью воспитателя. Мы можем сами назначить, кто будет водить, чтобы поощрить новенького ребёнка или, наоборот, показать на примере активного, как нужно выполнять правила в игре, или отклонить просьбу самоуверенного ребёнка и поручить её робкому, застенчивому. В другом случае используем считалки. Можно предложить  самим детям  выбрать водящего и объяснить, почему они поручают эту роль именно данному ребёнку. Иногда, чтобы оживить игру или показать некоторые действия, правила, роль водящего мы берём на себя. В процессе игры мы следим за движениями, действиями и взаимоотношениями детей, выполнении ими правил, дозировкой нагрузки, подаём сигналы к выполнению действий, даём краткие указания, поощрения. В этом возрасте дети могут и самостоятельно организовывать знакомые  подвижные игры. В этом случае мы наблюдаем за ходом игры и взаимодействиями детей, направляя и поддерживая развитие игры.

          Детей в старшем возрасте интересует не только процесс игры, но и её результат. Им хочется знать, кто был самым ловким, самым быстрым, метким и т.д. Поэтому в конце игры мы кратко подводим её итог. Отмечаем успехи детей, называем удачно выполнивших свои роли, проявивших смелость, выдержку, ловкость, а также указываем на нарушение правил и связанные с этим действия детей.

Используемая литература:

«Дошкольная педагогика» под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина, М. «Просвещение» 1986г.

«Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет», составитель В.И. Теленчи, М. «Просвещение» 1987г.

«Организация жизни детей в детском саду». М. «Просвещение» 1987г.

«Развитие речи детей» (Вместе учимся играем), Н.В. Новоторцева 1995г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для родителей «Школа эффективного родителя»

Тренинг как форма работы с родителями, разработка тренинга...

Семинар для родителей (из опыта родителей) "Умеем ли мы общаться".

Целью моей работы является выявление способностей общения между родителями....

Семинар для родителей: « Обучение родителей методам развития мелкой моторики у детей, как компонента коррекционной работы по развитию речи».

В моей публикации вы узнаете немного нового о мелкой моторике, для чего она нужна и какая от неё польза. А ваш ребёнок с  удовольствием будет играть в предложенные инры, и при этом получать больш...

Передача родителям способов игры с детьми. (Семинар для родителей)

Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он...

Семинар для родителей "Родителям о правах ребенка"

Семинар , который знакомит родителей с правами и обязанностями детей, нормативно-правовой базой. С помощью теста помогает определить "Какой вы родитель?!...

Семинар-практикум «Родитель- заказчик, спонсор, партнер? Тема: «Родитель- заказчик, спонсор, партнер?

Цель:способствовать формированию у педагогов  потребности  тесного  взаимодействия  с семьями  воспитанников и вовлечения  родителей  в жизнедеятельность ДОУ;соверше...