Агрессивные дети
консультация по теме

Гаврилова Гульназ Ильгизовна г. Урай

Маленькие дети очень эмоциональны, они подвержены перепадам настроения, а процессы возбуждения преобладают над торможением. Поэтому детям, особенно темпераментным,  довольно трудно справляться с переполняющими их чувствами. И когда эмоции начинают выплескиваться, зачастую это происходит  не  в очень красивой форме.  Так, обида, раздражение, тревожность, гнев, ярость,  чувство одиночества – могут вылиться в приступы агрессии.
   Со временем, когда малыш научится выражать свои чувства, при этом, не причиняя другим неприятных ощущений, и научится общаться с людьми, - проявления агрессивности  уменьшатся. Однако, влияние некоторых факторов, может привести к усилению агрессивности и даже переходу её в  устойчивую форму поведения.

Итак, агре́ссия (лат. aggressio - нападение) — это поведение, противоречащее социально-установленным нормам и несущее физический вред или психологический дискомфорт. Безусловно, агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostorozhno_agressivnyy_rebenok.docx68.16 КБ

Предварительный просмотр:

Осторожно! Агрессивный ребенок


 
Маленькие дети очень эмоциональны, они подвержены перепадам настроения, а процессы возбуждения преобладают над торможением. Поэтому детям, особенно темпераментным,  довольно трудно справляться с переполняющими их чувствами. И когда эмоции начинают выплескиваться, зачастую это происходит  не  в очень красивой форме.  Так, обида, раздражение, тревожность, гнев, ярость,  чувство одиночества – могут вылиться в приступы агрессии.
   Со временем, когда малыш научится выражать свои чувства, при этом, не причиняя другим неприятных ощущений, и научится общаться с людьми, - проявления агрессивности  уменьшатся. Однако, влияние некоторых факторов, может привести к усилению агрессивности и даже переходу её в  устойчивую форму поведения.

Итак, агре́ссия (лат. aggressio - нападение) — это поведение, противоречащее социально-установленным нормам и несущее физический вред или психологический дискомфорт. Безусловно, агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

 

Проявления агрессии

 

Агрессия может классифицироваться по-разномуhttp://shkola7gnomov.ru/upload/image/56180773.gif


 
 1. Агрессия может быть направлена:


- на окружающие объекты  - близких родственников, детей, животных, предметы и т.д.
- на самого себя – проявляется как битье головой об стену, покусывание губ, обгрызание ногтей и т.д.

 

2. Агрессия проявляется в виде


- словесной агрессии – жалобы взрослым «А он не помыл руки»,  демонстративный крик «Уйди отсюда!», угрозы «Сейчас как врежу!», агрессивные фантазии «Баба Яга придет и украдет тебя!»; дразнилки «Толстая корова!», оскорбления «Дурак!», ругательства «Ничего ты не умеешь делать» и т.д.
- невербальной агрессии - жестами (машет кулаком, показывает «фиг», грозит пальцем), мимикой (передразнивает – делает «плачущее» выражение лица, сердитое, грозное и т.д.)
- физической агрессии – укусы, царапания, щипания, нападения, драки, подножки.

 

3. Агрессия бывает:


- Прямая – это непосредственное нападение на сам объект (хватание противника за волосы, битье его палкой, таскание кошки за хвост и т.д.)
- Косвенная агрессия – направлена на нужный объект окольными путями (ломание его игрушек, жалобы, шутки, срывание злости  на тех, кто не виноват и случайно «подвернулся под руку»).

 

Выделяют две формы агрессии:


- Ответная реакция на какой-то определенный повод или  внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.), может проявляться как защита себя, месть и даже радость при неудаче другого человека.
- Спонтанная реакция проявляется без видимой причины и связана с особенностями развития личности (психические заболевания) или  происходящая под влиянием каких-то внутренних импульсов  (накопление отрицательных эмоций).

Причины агрессии.http://shkola7gnomov.ru/upload/image/10167542.gif


1. Личностные особенности – дети, отличающиеся повышенной вспыльчивостью, раздражительность, дерзостью, упрямством, самоуверенностью, обидчивостью, неуверенностью в себе. Они не умеют проявлять сострадание к другим людям и испытывают  трудности в общении. В результате такой эмоциональной неудовлетворенности, они используют агрессию,  как средство защиты от чувства  подавленности, напряженности, тревожности, стресса.


2. Характерные нервно-психические особенности –   эмоциональная неуравновешенность, психическое истощение, незрелость волевой сферы, частая смена эмоций и настроений, импульсивность неуправляемость, конфликтность, повышенная агрессивность. Все это может быть следствием осложненной беременности и родов, нарушениями перинатального развития, черепно-мозговой травмой, наследственностью. И в данном случае требуются лекарственные препараты, восстанавливающие функции нервной системы и нормализующие внутричерепное давление, или успокоительные средства, помогающие снизить возбудимость нервной системы.


3. Воспитательные особенности:


-  Подавляющий стиль воспитания,  при котором родители слишком требовательны и любыми путями добиваются  безоговорочного послушания. Дети в таких семьях бывают замкнутыми, раздражительными и становятся либо пассивными, либо наоборот бурно протестующими против каждого ограничения.


- Свободный стиль воспитания, при котором отсутствуют запреты и единые требования, что приводит к непослушанию, импульсивности и агрессии. Но при хороших доверительных взаимоотношениях с родителями, дети могут стать активными, решительными и творческими личностями.


- Отвергающий стиль воспитания, при котором ребенок ощущает неприятие, безразличие и даже враждебность со стороны родителей. Желая завоевать их внимание и любовь, дети порой действуют очень агрессивно. Дети в таких семьях  часто бывают замкнутыми, робкими, обидчивыми и начинают вымещать свою злобу на других.


- Гиперопека  или чрезмерное внимание, в результате которого получаются избалованные, капризные, не умеющие понимать других дети. Ребенок считает, что ему все можно, в том числе и бить других детей. А любой отказ заканчивается вспышкой детской агрессии.


4. Объективные причины – плохое самочувствие, переутомление, изменение жизненных обстоятельств (появление брата или сестры, развод родителей, поступление в детский сад и т.п.), скученность проживания и неимение возможности побыть наедине с самим собой.
 
5. Асоциальная обстановка – если ребенок живет в семье, где агрессия – привычный образ жизни, то точно так же будет действовать и он. Отрицательный пример родителей, братьев – сестер, других детей на детской площадке, в саду, просмотр «ужастиков» - все это приводит к детской агрессии.

И еще помните: дети всегда смотрят на нас и сознательно или неосознанно копируют то, что делаем мы, взрослые.

Коррекция поведения агрессивного ребенка.

Агрессивные дети, как и все дети на свете, любят и хотят играть. Играя с ними, надо помнить, что для того, чтобы снизить их агрессивность, следует подбирать игры, которые, во-первых, научат их выражать свой гнев приемлемым способом, а во-вторых, будут способствовать развитию саморегуляции.

Состав участников игр не ограничен: взрослый и ребенок, родители и дети, группа детей и воспитатель. Некоторые из них можно успешно использовать на детских праздниках, когда необходимо организовать детей, переключить их внимание или разрядить обстановку.

Игра «Обзывалки». Эта игра помогает выплеснуть гнев в приемлемой форме. Она полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими. Это могут быть, например, названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов «А ты... морковка!». В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты... солнышко».

Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Перед началом следует предупредить детей, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

Игра «Два барана» предоставляет ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение. Взрослый при помощи этой игры направляет энергию детей в нужное ему русло.

Со словами: «Рано-рано два барана повстречались на мосту» взрослый и ребенок, широко расставив ноги и склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять сопернику, не сдвигаясь с места как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е».

Игра «Камушек в ботинке» дает ребенку возможность сообщить о своих трудностях, как только те возникают, в нее полезно играть, когда он обижен, сердит или никак не может сосредоточиться на выполнении задания. Эта игра может проводиться в семьях, где несколько детей (нами рассмотрен как раз такой случай), и в семьях с одним ребенком.

Играющие сидят в кругу. Ведущий предлагает им рассказать, что происходит, когда кому-то в ботинок попадает камушек. «...Возможно, сначала этот камушек не очень мешает. Иногда даже случается так, что вы забываете о нем и ложитесь спать, а утром обуваете ботинок, забыв вынуть камень. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка или мозоль, и маленькая проблемка становится большой проблемой.

Когда мы сердимся, чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога останется целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете: «У меня камушек в ботинке», то все мы будем знать, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом.

Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: «У меня нет камушка в ботинке» или «У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками». Расскажите нам, что вас еще удручает...»

Время от времени имеет смысл повторять эту игру в качестве ритуала, чтобы побудить даже самого стеснительного ребенка рассказать о своих проблемах и заботах.

Игра «Толкалки». С помощью этой игры ребенок может научиться направлять агрессию в позитивное русло, соизмерять свои силы, управлять своим телом и контролировать энергичность своих движений.

Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга (взрослый становится на колени, чтобы быть «одного роста» с ребенком). Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу назад, вы получите великолепную опору.

Время от времени можно вводить новые варианты игры. Например, скрестить руки крест-накрест: левой рукой толкать левую руку партнера, а правой - правую. Можно толкаться спиной к спине, держась при этом за руки для лучшего равновесия.

Игра «Жужа». Игра учит агрессивных детей быть менее обидчивыми, а также дает возможность посмотреть на себя глазами окружающих, «побыть в шкуре» того, кого они обычно обижают, не задумываясь.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь задеть их полотенцем по спинам.

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными, а действия «Жужи» - агрессивными.

Игра «Давайте поздороваемся». Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст возможность агрессивному ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

- один хлопок ведущего - здороваемся за руку;

- два хлопка - здороваемся плечиками;

- три хлопка - здороваемся спинками.

Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Игра «Рубка дров». Эта игра помогает преодолеть чувство апатии, развлечься и переключиться на активную деятельность. Дети смогут прочувствовать накопившуюся агрессивную энергию и использовать ее в игре. Кроме того, крик в ходе игры поможет освежить голову и улучшить дыхание. Для игры не потребуется много места.

Ведущий: «Кто из вас хоть раз рубил дрова? Кто может показать, как это делается? Как нужно держать топор? В каком положении должны находиться руки, ноги?

Встаньте так, чтобы вокруг было немного места. Представьте, что вам надо нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить. Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать «Ха!». Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь. Через две минуты пусть каждый скажет, сколько чурок он перерубил».

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, «ударять» по одной чурке по очереди.

Игра «Да и нет». Эта игра, как и предыдущая, направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости, на пробуждение их жизненных сил. Самое замечательное в этой игре, что в ней задействован только голос.

Ведущий: «Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто - «нет». Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Услышав сигнал ведущего (например, колокольчик), остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама».

Игра может оказаться особенно полезной для тех детей, которые еще не открыли для себя свой собственный голос как важный способ самоутверждения в жизни.

Игра «Тух-тиби-дух». Эта игра - еще рецепт снятия негативных настроений и восстановления сил. Игровые действия - своего рода ритуал, в котором заложен комичный парадокс: хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Ведущий: «Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Начните ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и трижды сердито-пресердито произнесите волшебное слово «тух-тиби-дух!». После этого продолжайте прогуливаться по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слою».

Чтобы «волшебное слово» подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами.

Игра «Король». Эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказывать все свои желания, не боясь «потерять лицо».

Ведущий: «Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

В этой игре каждый из вас сможет побыть королем. Не навсегда, конечно, а на несколько минут. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть слуг, но он может позволить себе многое. Например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, подавали питье, чтобы слуги были v него "на посылках" и т. д.».

Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. За один раз в этой роли могут побыть 2-3 ребенка. Когда «время правления короля» закончится, на групповом сборе обсудите полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями других детей и войти в историю добрым королем.

Игра «Ворвись в круг». Дети, по какой-либо причине чувствующие себя отвергнутыми, склонны исполнять либо роль тирана, проявляя при этом особенно агрессивное поведение, либо жертвы. Эта игра поможет им проанализировать свое чувство отверженности и обсудить возможные варианты конструктивного поведения в подобных ситуациях.

Ведущий: «Кто бывал когда-нибудь в ситуации, когда другие дети не принимали вас в игру? Что вы делали в таких случаях? Что происходит, если одного и того же ребенка постоянно не принимают в игру?

Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один ребенок должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться прорваться в него и остаться в нем. Будьте осторожны, чтобы никому не причинить боль".

Дайте возможность как можно большему числу детей собственными силами проникнуть в круг. Если ребенок оказывается не в состоянии сделать это, проследите, пожалуйста, чтобы он находился вне круга не более одной минуты. Для наименее активных, а также для застенчивых детей можно использовать специальные игровые моменты. Например, если в течение минуты ребенку не удалось попасть в круг, ведущий, указывая на кого-нибудь из стоящих в круге детей, произносит: «Разомкнись, кружок!». Эту фразу следует чередовать с командой «Сомкнись, кружок!» - в этом случае у ребенка будет несколько попыток испробовать свои силы и не возникнет ощущения, что ему поддаются.

Игра «Подушечные бои». Игра помогает детям «здесь и сейчас», непосредственно за событием, вызвавшим агрессию, выплеснуть гнев.

Играющие кидают друг в друга маленькими подушками, издавая победные крики, колотят друг друга ими, стараясь попадать по разным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племен» или «Вот тебе за...».

Взрослый начинает игру, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на выплескивание агрессии.

Арсенал подобных игр может постоянно пополняться. Приведенные в этом разделе упражнения станут хорошей основой для создания новых. Замечайте моменты, когда, на ваш взгляд, игра достигла своей цели (снятие напряжения, переключение внимания, устранение агрессивности и т. д.). При использовании той или иной игры в конкретной (повторяющейся) ситуации ребенку легче контролировать свое состояние, а со временем он научится самостоятельно справляться со вспышками агрессии и другими негативными проявлениями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение. Рекомендации родителям агрессивных детей.

Большинство родителей, сталкиваясь с агрессивным поведением своего ребенка, не придают этому факту особенного значения, считая, что такое поведение свойственно многим маленьким детям. Они думают...

Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивным ребенком.

Агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее. Агрессивный ребенок часто чувствует себя...

Конспект занятия на тему: «Коррекция взаимоотношений детей. Коррекция поведения агрессивных детей. Развитие внимания»

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА И АГРЕССИВНОСТИ....

Агрессивность детей дошкольного возраста и профилактика агрессивности детей раннего возраста.

В рабочем материале рассматривается пример из опыта работы, предлагается программа по профилактике агрессивности у детей....

Агрессивные дети. Игры с агрессивными детьми.

На первых этапах работы с агрессивными детьми мы рекомендуем подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев....

Консультация для педагогов «Агрессивные дети. Как помочь агрессивным детям?»

В консультации дается определение понятию "Агрессия" и видам агрессии. Рассказывается о том, какой он "Агрессивный ребенок"? Причины агрессивного поведения. Направления работы с аг...

Агрессивные дети. Игры с агрессивными детьми.

Как играть с агрессивными детьми.На первых этапах работы с агрессивными детьми мы рекомендуем подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнени...