консультация для родителей "Как рисуют мальчики и девочки"
консультация на тему

Невенчанная Людмила Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon devochki_-_malchiki.doc55 КБ
Файл kak_razvit_vnimanie_rebenka.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад компенсирующего вида № 5»

       

     

     

                                                       

Консультация для воспитателей

и

интересующихся родителей

Воспитатель: Невенчанная Л.В.

                                                   

        Мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек, прежде всего, интересуют конкретика, детали. Скорее всего, здесь срабатывают разные механизмы: у мальчиков этот процесс происходит на уровне смысловых образований, у девочек включается уровень восприятия, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира. Рассматривая и анализируя детские рисунки, можно отметить особенности произведений  мальчиков и девочек. Распределив  эти особенности по определённым творческим показателям, можно заметить, что у девочек и мальчиков есть проблемы в создании графического или живописного рисунка. Исходя из этих наблюдений, можно отработать методы и приёмы совершенствования технических навыков и умений у мальчиков и девочек отдельно.

                                                                           

                   

Тематика (идеи и фантазии)

Девочки. Более уверенно выбирают тему и сюжет; чаще рисуют цветы, деревья, бабочек, животных, людей, сказочных персонажей.

Мальчики. Колеблются, сомневаются при выборе темы, придумывают необычные сюжеты (подводный мир, город будущего, замки, дворцы), любят изображать технику, архитектурные сооружения, космические объекты.

Детализация рисунка, прорисовка, техника

Девочки. Большое значение придают украшательству, прорисовке деталей.

Мальчики. Чаще в их работах присутствуют крупные объекты, линии чёткие, прямые, толстые.

Чувство цвета, разнообразие цветовой гаммы

Девочки. Используют всю предложенную цветовую гамму, пытаются получить новые цвета, предпочитают яркие, сочные оттенки, как правило, заполняют цветом весь лист.

Мальчики.  Ограничиваются несколькими цветами, чаще выбирают тёмную цветовую гамму, заполняют лист цветом частично, цветовыми пятнами.

Композиция

Девочки.  Чаще создают многопредметные, многообъектные работы, соблюдают пропорции.

Мальчики. Предпочитают малопредметные и малообъектные композиции, не совсем точно ориентируются на листе бумаги

Продуктивность

 (темп, умение самостоятельно закончить работу)

Девочки. Быстрее и увереннее в своих действиях, завершают работу самостоятельно.

Мальчики. Часто незаконченную работу считают уже завершённой, медленны, неуверенны в работе.

Решение проблем, возникающих у мальчиков

 Ограничиваются несколькими цветами, выбирают тёмные оттенки?

Выделяем мазками или штрихами (в зависимости от художественного материала) цветовую гамму будущего рисунка.

Испытывают затруднения в изображении объекта в движении?

Предлагаем из геометрических фигур выложить фигуру человека в задуманном движении.

Нажимают на всю плоскость кисти?

Советуем использовать тонкую кисть, даже при заполнении цветом крупных деталей, работать по «Художественным прописям».

Непоследовательно выполняют живописную композицию?

Обращаем внимание на схему, предлагающую последовательность выполнения рисунка.

Решение проблем, возникающих у девочек

Широко разворачивают тему, придумывают большой сюжет?

Предлагаем отразить задуманный сюжет на листе, обозначив объекты и предметы с помощью геометрических фигур.

Излишняя детализация, «мельчение»?

Проводим индивидуальную словесную работу.

Как построить  работу?

        На занятиях предлагать детям занимать места у мольбертов или за столами  так: мальчик – девочка. Это побуждает мальчиков, глядя на то, как работают девочки, использовать различные приёмы в работе, расширять цветовую палитру и делать рисунки более многопредметными.

        Хорошо ли, что ребёнок смотрит на работы других детей? Этого не надо бояться: повторить их он всё равно не сможет, ибо нажим, линия, мазок, размеры и пропорции предметов, чувство цвета и гармонии у всех разные. Каждый ребёнок – уникальный творец!

        Большое внимание следует уделять индивидуальной словесной помощи детям. С мальчиками оговаривать композицию рисунка, обсуждать цветовую палитру, на заключительном этапе предлагать рассмотреть деталировку предметов, объектов. С девочками – обсуждать сюжет, количество объектов, характер деталировки.

        Можно проводить анализ работ, опираясь на принцип «Каждый имеет право на ошибку!». В любом рисунке каждого ребёнка есть что-то необычное, интересное, и это надо обязательно выделить и подчеркнуть. Не ошибается только тот, кто ничего не делает, - ребёнок должен осознать эту мудрость, потому что страх ошибки или неудачи – одно из главных препятствий в творческой работе. И действительно, право на ошибку есть и у взрослого, и у ребёнка. Признав его, мы избежим главной ошибки – нарушения свободы творческого и личностного  самовыражения каждого ребёнка – и научимся относиться к его внутреннему миру бережно и с уважением.

        Мальчика и девочку нельзя воспитывать одинаково! Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять их такими, какими их создала природа, разными и по-разному прекрасными! Удастся ли раскрыть и развить эти задатки, не навредить, не сломать – зависит только от нас с вами. Мы действительно разные, но наша задача – найти путь друг к другу, путь понимания другого человека, не похожего на нас.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад компенсирующего вида № 5»

Консультация для воспитателей

Составила: воспитатель старшей диагностической группы В

Невенчанная Л.В.

… Вы гуляете с ребенком по осеннему парку. Предложите ему найти два совершенно одинаковых листа. Ребенок охотно примется за поиски, и будет приносить вам многочисленные пары листьев, которые на данный момент кажутся ему неразличимыми. И каждый раз, внимательно разглядывая их, вы скоро убедитесь, что листья, хотя и очень похожи, но все-таки не одинаковые.

        Так ребенок откроет, что в природе вообще нет одинаковых предметов, что она никогда не копирует себя. Он начнет учиться пристальному взгляду, видению множества признаков там, где раньше он видел их очень мало (ну, лист, ну, большой, ну желтый, по краям зубчики…и все!). а теперь он увидит разные оттенки желтого цвета, их тонкие переходы, особый рисунок прожилок, приметит гладкость или шероховатость поверхности и даже, как загибается черешок. Это и станет развитием внимания. Рассматривать можно камни, цветы, шишки, грибы и т.д.

        В процессе этих занятий вы  и сами с приятным удивлением заметите, как обновляется, словно пробуждаясь от ленивого полусна, ваше собственное видение простых и привычных вещей, которые казались вам одинаковыми и  повторяющимися.

        Наблюдательность ребенка можно развить и укрепить с помощью более конкретных заданий. Выложите на стол три самых простых предмета, например, три луковицы, не очень похожие друг на друга, но и не имеющие бросающихся в глаза различий. И предложите ребенку загадать вам своеобразную загадку. Пусть он внимательно разглядит луковицы, найдет отличительные признаки каждой из них, а потом выберет одну и, не говоря вам какую, нарисует ее. Но так, чтобы можно было угадать, которая их трех изображена.

        Но предположим, что ребенку задание не удалось. Тогда непременно нужно провести дружеское обсуждение. Пусть сам автор рисунка покажет, какие черты выбранного предмета он считает индивидуальными, отличающими его от двух других. Материал для подобных заданий неисчерпаем и всегда под рукой.

        Специального внимания требует цветовой облик окружающего мира. Наше видение цвета с детства осложняется одним практически неустранимым обстоятельством. Дело в том, что человеческий глаз различает огромное количество оттенков цвета, но слов для их обозначения в языке гораздо меньше, на практике же мы пользуемся скудным набором цветообозначений: красный, зеленый, коричневый и т.д. обобщение наименований цветов психологически необходимо человеку, чтобы навести какой-то порядок в своем восприятии цветового многообразия мира, быть понятым другими.

        Но для развития художественного восприятия в этом есть серьезная опасность – привычные и удобные слова заслоняют и подменяют собой  реальные краски мира. Трава и листья – зеленые, снег – белый, небо – синее (голубое), либо серое. Мы все это знаем, а потому смотреть и видеть необязательно. И мы методично внедряем в сознание ребенка эти стереотипы. Хорошо нам помогают в этом и многочисленные альбомы для раскрашивания, которые рекомендуют ребенку обозначать красным цветом флаг, мак, мухомор, гребень петуха и лапы гуся, предлагают тиражировать желтых цыплят, зеленых лягушек и т.п., и т.п. и очень скоро маленький человек начинает видеть (лучше сказать – невидеть) мир в соответствии с этой несложной таблицей. А ведь небо бывает и алое, и фиолетовое, и зеленоватое, и насквозь прозолоченное солнцем, почти что белое и многоцветное… но человек мельком взглянет вверх и увидит его, как и положено голубым. Он это с детства знает.

        Присмотритесь к многоцветности  реального мира и не упускайте случая обращать на нее внимание ребенка. Да, летом все листья зеленые. Но положите маленький лист березы на широкий тополиный: видите, какая разница? А два березовых листа разве не отличаются по цвету? А один и тот же лист выкрашен ровно, как типографской краской? Нет, вы и тут различаете градации цвета, хотя их нелегко назвать.

        А какое разнообразие вносит в летнюю зелень солнечный свет? Вот поверхность листа, отражая цвет неба, становится голубовато-зеленой и блестит, а изнанка пронизана солнцем, она – золотисто-зеленая. Упала тень от соседнего листа – это совсем новый оттенок. Зеленая гусеница пересекает лист и очень хорошо видна, у нее свой цвет. Зеленая скамья под деревом, зеленая косынка на скамье…

        Итак, ваш ребенок убедился, как неисчислимы отличия в предметах, которые прежде казались одинаковыми.  Может, даже достиг виртуозности в поисках различительных признаков. Теперь попросите его найти два листа, которые бы ничего общего не имели между собой. Вот тут и выяснится, что, как ни велики различия, а общего между листьями еще больше. Шведский художник Ходлер сказал: «Ничего не похоже так на лист платана, как другой лист платана».

        Одно дело видеть общее в разных предметах, другое – просто не видеть различий, неповторимых черт каждого и поэтому считать их одинаковыми. А между разными категориями предметов нет никакого сходства? Вспомним, сколько раз нам приходилось принимать осенний лист за шляпку гриба! А лист дерева и лист бумаги случайно названы одним и тем же словом?

        Ваш ребенок теперь уже легко найдет много признаков, по которым они похожи. Разве кленовый лист цветом и формой не похож на корону? А красные листья боярышника не могут вызвать ассоциацию с языками пламени? Посмотрим внимательно вверх -  на что похожи облака, проходящие над головой? На вату – белизной и пухлостью, на льва, разинувшего огромную пасть – очертанием, на синеватые морские волны с белыми пенными барашками, да и на самих курчавых барашков, на сказочный город со стенами, башнями, куполами, дворцами…

        Каждый предмет обладает великим множеством признаков, и каждый признак роднит его с разными предметами и явлениями жизни, которые, казалось бы, ничего общего между собой не имеют.

        Надо ли превращать творческую работу в средство развития элементарных навыков? Это, как говорил Р. Тагор, все равно, что бриться мечом: непочтительно по отношению к мечу и небезопасно для щек.

Как же подготовить ребенка к занятиям искусством? Выходит, для этого необходимы унылые специальные упражнения вроде проведения специальных линий: наклонных, круговых и прочих, как предусмотрено в программах? Нет, мы предлагаем прибегнуть к непроизвольному обучению – обучению в игре. Непроизвольным называется такое обучение, когда ребенок овладевает какими-то знаниями, развивает в себе нужное качество не в результате специально созданных усилий, а в результате деятельности, направленной на другую цель. И обычно незаметно для самого себя.

        Каждый согласится, научиться чему-нибудь «между прочим», в процессе интересной деятельности, стремясь к привлекательной цели, куда приятнее и легче, чем специально запоминать что-то тебе нужное, овладевать какими-нибудь графическими навыками, которые неизвестно когда и зачем тебе понадобятся.

        Правила игры: найти время, чтобы поиграть с ребенком и ребенок не должен подозревать, что дело вовсе не в игре, а в каком-то ее «обучающем эффекте», что с ним играют не ради самой игры, поэтому занятия должны быть добровольными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Питание мальчиков и девочек"

Пища нужна человеку для поддержания здоровья и работоспособности, поэтому так важно соблюдать правила здорового питания во все возрастные периоды жизни....

Консультация для родителей «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях.»

На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обу...

Консультация для родителей "Воспитание мальчиков и девочек в дошкольном возрасте"

       Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые да...

Консультация для родителей "Воспитание мальчиков и девочек"

Консультация для педагогов и родителей...

Консультация для воспитателей "Воспитание мальчиков и девочек"

quot;Воспитание мальчиков и девочек" Большое внимание в дошкольных учреждениях необходимо уделяеть гендерному воспитанию. Оно чрезвычайно важно как для педагогики, так и в широком смысле для ста...

Как рисуют мальчики и девочки

В  статье "Как рисуют мальчики и девочки?" рассматриваются отличия рсунков мальчиков и девочек, важность уроков рисования в школе и что дает рисование школьникам....