Создание благоприятного воспитательно - образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей младшего возраста
проект на тему

Бублик Вера Николаевна

Проект работы на тему

«Улыбка малыша в период адаптации к ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Улыбка малыша»2.88 МБ
Файл proekt_ulybka_malysha.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

это приспособление организма к новой обстановке АДАПТАЦИЯ

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЁНКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ взаимоотношения со взрослыми и сверстниками; эмоциональное состояние; аппетит; сон; самообслуживание; речь; физическое состояние

Слайд 3

Адаптационный период считается законченным, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, охотно играет один или со сверстниками, активно проявляет любознательность ко всему окружающему

Слайд 4

ПАРАМЕТРЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЁНКА К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДЕТСКИЙ САД ПО ЗНАКОМИТЬ РЕБЁНКА С ДЕТСКИМ САДОМ; ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ОБЩЕНИЮ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ; ПРИБЛИЗИТЬ ДОМАШНИЙ РЕЖИМ К РАСПОРЯДКУ ДНЯ В ДЕТСКОМ САДУ; ПРИВИВАТЬ НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ;

Слайд 5

ПОЗНАКОМИТЬ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РАССКАЗАТЬ ИМ ОБ ИНДИВИДУЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РЕБЁНКА; СОЗДАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТСКОМУ САДУ; СЛЕДИТЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ РЕБЁНКА

Слайд 6

Принципы процесса адаптации Алгоритм успешной адаптации Предметно-развивающая среда Экскурсия по детскому саду Ежедневное наблюдение

Слайд 7

ЧЕТЫРЕ ЭТАПА РАБОТЫ Этап первый «Мы играем только вместе»

Слайд 8

Этап второй «Я играю сам, но ты будь рядом»

Слайд 9

Этап третий «Иди, я немножко поиграю один»

Слайд 10

Этап четвёртый «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя»



Предварительный просмотр:

Проект  «Улыбка малыша»

Авторы проекта: В.Н. Бублик,  воспитатель второй младшей группы общеобразовательной  направленности.

Вид проекта: Тематически - информационный 

Продолжительность: Среднесрочный (3 месяца)

Участники: дети 3-4 лет, педагог – психолог, воспитатель, родители.              

Цель:

  • Создание благоприятного воспитательно - образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей младшего возраста.

Задачи: 

  • Подготовить детей к поступлению в ДОУ через оказание психолого-педагогической помощи родителям и прогнозирование адаптации к нему;
  • Обеспечить эмоциональное благополучие воспитанников;
  • Создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников;
  • Реализовать модель социального партнёрства дошкольного учреждения с родителями.

Проблема:

    Проблема адаптации детей к ДОУ – одна из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для детей. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей младшего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Гипотеза

    Процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям приведет к позитивным результатам в том случае, если создаются следующие педагогические условия:

  • процесс привыкания будет постепенным для каждого ребенка индивидуально;
  • создание доверительного и тесного сотрудничества между родителями, воспитателями и детьми. Повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к жизни группы;
  • оказание положительной эмоциональной поддержки ребенку в период его пребывания в детском саду;
  • выработка единых требований, правил, системы работы в адаптационный период коллектива работающего в группе (воспитатели, помощник воспитателя, медицинская сестра, родители).

Актуальность:

Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. В период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению на сегодняшний день особенно значима тема взаимодействия всех участников образовательного процесса.  Для оптимального течения адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста необходимо сотрудничество как  педагогов и специалистов детского сада, так  и родителей, объединяющих свои усилия и обеспечивающих малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

Принципы, используемые в работе по проекту:

Основным средством педагогического воздействия для успешной адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, мы учитывали основные принципы:

1.Принцип гуманизма как основополагающий. Суть его в том, чтобы не навредить ребенку, относиться к нему как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребенка в дошкольное учреждение — ситуация стрессовая, необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. От взрослых требуется спокойствие, уравновешенность, непротиворечивость в своих действиях и словах, которые могут причинить ребенку страдания, дезориентировать его, вызвать неприятные ощущения. Требования должны быть посильными и развивающими.

2.Принцип природосообразности и индивидуализации предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в организации процесса адаптации; учет их индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек, желание и т. д. Взрослые выстраивают линию своего поведения с ребенком, двигаясь прежде всего от ребенка.

3.Принцип оздоровительной направленности означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребенка (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию) достигается гармоничность его развития.

4.Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком предполагает, что взрослые овладевают методами и приемами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребенка, так как главная цель — его радостное, бодрое состояние и настроение, развитие его как субъекта деятельности и общения.

5.Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в целенаправленном развитии ребенка, на установлении партнерских отношений по типу  «семья - дошкольное учреждение», «дошкольное учреждение — семья».

6.Принцип профессионального сотрудничества означает согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога-психолога, медицинского работника, воспитателя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей.

7.Принцип анализа и самоанализа (рефлексивный принцип) предполагает своевременный контроль над эффективностью профессиональных действий, процесса адаптации в целом, за личностным ростом участников взаимодействия.

Ожидаемый результат: 

реализуя в своей работе поставленные цели и задачи данного проекта анализ должен показать следующие результаты:

  • Благоприятный адаптационный  период  детей 3 - 4 лет.
  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в  вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Привлечение родителей детей младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, а также становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Этапы реализации

I этап Подготовительный (организационный):

  • Предварительный сбор информации и подготовки ДОУ к приему детей.
  • сбор информации о ребенке;
  • оказание родителям информационно-консультативной помощи по подготовке ребенка к ДОУ
  • оборудование предметно-развивающей среды,
  • Разработать алгоритм успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, включающий в себя:

- поэтапное вхождение ребенка в детский сад вместе с мамой:

 «Мы играем только вместе»; «Я играю сам, но ты будь рядом»; «Иди, я немножко поиграю один»; «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя».

- индивидуальный подход к ребенку;

 - учет домашних  привычек;

- гибкий режим.        

    II Этап Основной (адаптационно-исследовательский):

  • знакомство с семьей;
  • ознакомление родителей с системой работы ДОУ(Школа для родителей);

информационная деятельность:

  • организованные тематические встречи;
  • беседы с родителями.

практическая деятельность:

  • создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе;
  • организация медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка;
  • поэтапное вхождение ребенка в детский сад вместе с мамой
  • Доверительное  взаимодействие с семьей ребенка.

   III Этап Заключительный (результативность)

  • обобщение  итогов адаптации детей к условиям ДОУ и дальнейшее планирование работы с ними.
  • презентация проекта на педсовете.

  1 этап: август -2013 учебный год – подготовительный (констатирующий):

  • включение участников проекта в информационно-аналитическую и мотивационно-целевую деятельность с целью обеспечения их готовности к освоению проблемы.

2 этап: сентябрь -2013 учебный год – практический (формирующий) :  

  • включение участников проекта в практическую деятельность по реализации мер и мероприятий в рамках проекта.

3 этап: октябрь - 2013 учебный год – заключительный этап: 

  • включение участников проекта в информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную деятельность с целью выявления рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы, установления причин этого, корректировки дальнейшей деятельности участников по данной проблеме.

Результаты реализации проекта:

    Результатом использованных методов, приёмов, мероприятий - стал спокойный, ровный процесс адаптации, в ходе которого дети обрели различные новые навыки самообслуживания, умения контактировать с детьми и взрослыми, активно участвовать в совместных играх и занятиях.

              Совместное участие в данном проекте  помогло еще больше сплотить детей и родителей нашей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы в организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Результаты адпатации детейОсновные составные части модели организации адаптационного периодаПеречень игр с описанием хода игрыПамятка для воспитателей групп раннего возрастаКонспект встречи воспитател...

Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей гр...

Информация об опыте работы на тему «Взаимодействие педагога – психолога и воспитателя по созданию условий социально – психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

Детский сад – целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям.Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для ...

Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога по созданию условий социально-психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

Приложение 1Приложение к опыту Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя  и педагога-психолога по созданию  условий социально-психологической адаптации детей младшего возра...

Презентация "Организация процесса адаптации детей младшего возраста в детском саду "

Организация процесса адаптации детей младшего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования....

« Город профессий» создание площадки на улице, образовательного пространства, для формирования финансово грамотного и профориентации у детей дошкольного возраста

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности, войти в социально-экономическую жизнь, способствоват...