Консультация для родителей "Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи".
консультация на тему

Сорокина Марина Александровна

Консультация для родителей "Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ranniyvozrast.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

МАМИНА  ШКОЛА

Что надо знать родителям о закономерностях развития

детской речи.

             Трудно переоценить роль  хорошо развитой речи в жизни ребёнка. С помощью слов дети  общаются с родителями, познают мир, формируется личность ребёнка, развивается его мышление, поведение. Давно замечено, что дети с плохо развитой речью с трудом усваивают школьные знания, долго не могут научиться читать и писать, а многие из них производят впечатление умственно отсталых. Общеизвестно, что в норме ребёнок овладевает родным языком на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи. Процесс усвоения родного языка протекает в поразительно короткие сроки. Однако  психофизиологические механизмы этого процесса остаются неясными и даже загадочными.

             Как бы сложно, бурно или своеобразно не протекало развитие детской речи, оно подчиняется определённым закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми и, особенно при исправлении  их «речевых ошибок». Известно, что дети не сразу и не вдруг овладевают правильной речью, что одни явления родного языка (типы предложений, длина слов, звуки речи и др.) усваиваются ребёнком раньше, другие – намного позже. Чем проще по звучанию и структуре слово, тем быстрее и легче оно запоминается детьми.

             Появление дара слова предшествуют формирование определённого слухового и зрительного внимания, памяти, накопление пассивного словарного запаса. На ранних этапах развития речи огромное значение имеет появление у ребёнка желания подражать словам. Кроме механизма подражания, имитации или воспроизведения детьми слов окружающих, имеет место действие скрытой необычайно сложной системы функциональных нервных связей, обеспечивающих осуществление речи.

            Остановимся на основных этапах нормального развития детской речи.

    В возрасте около одного года дети начинают произносить относительно чисто первые 10 слов: мама, папа, дай, на, бух и др.

    Через несколько месяцев, а иногда и через год начинается усвоение «новых слов», которые первоначально могут произноситься детьми с большими искажениями: «мако» (вместо молоко), «пуки» (вместо кубики). Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых,- основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.

   Показателем дальнейшего развития детской речи отнюдь не является правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребёнка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, то есть развитие способности соединять слова в предложения.

   Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка пропускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит по тому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу а постепенно. Зато в этом возрасте дети точно воспроизводят интонационно-ритмические мелодические контуры слов: «паявос» (паравоз), «пиехали» (приехали), «кальсинотька» (корзиночка).

1

     Показателем правильного развития детской речи является способность ребёнка  2 ½ - 3 лет строить предложения из 3 – 4 и более слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах: дай – дайте – не дам или киса – кису – кисе. С момента появления у ребёнка возможности строить предложения и изменять слова по падежам, числам, лицам, временам происходит качественный скачёк в развитии речи. Этот процесс протекает так динамично, что в 3 года дети свободно общаются не только при помощи грамотно построенных простых предложений, но и многих видов сложных предложений, включающих такие союзы как: потому что, для того чтобы, если …то и другое. Допустимо, что к 4 годам у ребёнка с хорошо развитой речью могут остаться неусвоенными отдельные согласные звуки, звук [р] или [л, ш, ч]. Если же в этом возрасте дети не выговаривают многих звуков, то их следует показать логопеду.

     Несмотря на то, что к 3 годам дети свободно владеют разговорной речью, усвоение родного языка продолжает совершенствоваться вплоть до школьного возраста.

Что мы понимаем под отставанием развития речи, и когда следует на это обратить внимание? В случае нарушения усвоения родного языка – слов, грамматического строя, фонетики имеет место отставание развития речи.

   В логопедии отклонения от нормы в речевом развитии называются по-разному: ярко выраженная - алалия, или общее недоразвитие речи, менее ярко выраженные – задержка речевого развития. Чем старше ребёнок и чем хуже он говорит, тем глубже у него общее недоразвитие речи. Такое состояние речи у детей   младшего возраста может до определённого времени квалифицироваться как задержка речевого развития. Причины, вызывающие отставания развития речи (общее недоразвитие речи), могут быть самые разнообразные: биологические, социальные наследственные и др. Для обоснования  данного заключения требуется комплексное обследование ребёнка, а иногда и динамическое наблюдение в процессе логопедических занятий. Успех преодоления общего недоразвития речи во многом определяется тем, в каком возрасте ребёнку начинают оказывать логопедическую помощь Логопедические занятия, начатые в период наиболее интенсивного развития головного мозга, являются наиболее эффективными. Они включают в активную деятельность различные функциональные нервные связи и тем самым ускоряют их созревание, способствуя  наиболее полной компенсации нарушенного хода психического развития.

      Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое и умственное развитие ребёнка, не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Желаю вам успехов

                                                                                        Логопед, дефектолог МБДОУ №40

                                                                                       Сорокина Марина Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Закономерности развития детской речи" Автор учитель-логопед ГБДОУ 140 Демидова Ирина Николаевна

Методическая разработка содержит основные этапы и законы развития детской речи в онтогенезе...

Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи.

    Общеизвестно, что в норме ребенок овладевает родным языком на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи. Процесс усвоения родного языка  в его гланых чертах протекает в ...

Консультация для родителей «Все о развитии детской речи»

Воспитатели:Кужугет Ч. Х.,Ойнарова А.О....

Консультация для родителей: "Всё о развитии детской речи"

Консультация для родителей: "Всё о развитии детской речи"...

Консультация для родителей «Всё о развитии детской речи»

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими,...

Консультация для родителей "Все о развитии детской речи 5-7 лет"

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими,...

"Закономерности развития детской речи в онтогенезе"

Развитие у pебенка poдного языкa пpoходит по стpoгим закономерностям и хapaктеpизуется некоторыми свойствами, общими для всех детей. Речь – это высшая психическая функция, интегрирующая многие ф...