Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи.
консультация по теме

Галинская Вера Андреевна

      Общеизвестно, что в норме ребенок овладевает родным языком на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи. Процесс усвоения родного языка  в его гланых чертах протекает в поразительно короткие сроки. Как бы сложно, бурно и соеобразно оно не протекало, разитие речи подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми и, особенно, при исправлении их "речевых ошибок".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что надо знать родителям о закономерностях.
развития детской речи.

        Трудно переоценить роль хорошо развитой речи в жизни ребёнка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребёнка, развивается его мышление, поведение.
давно замечено, что дети с плохо развитой речью с трудом усваивают школьные знания, долго не могут научиться читать и писать.
     Общеизвестно, что в норме ребёнок овладевает родным языком на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи. Процесс усвоения родного языка в его главных чертах протекает в поразительно короткие сроки.
Как бы сложно, бурно и своеобразно не протекало развитие детской речи, оно подчиняется определённым закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми и особенно при исправлении их «речевых ошибок».
     Известно, что дети не сразу и не вдруг овладевают правильной речью, что одни явления родного языка (типы предложений, длина слов, звуки речи и др.) усваиваются ребёнком раньше, другие — намного позже. Естественная последовательность усвоения языковых элементов направляется разными факторами. Чем проще по звучанию и структуре слово, тем быстрее и легче оно запоминается детьми.
       Появлению дара слова предшествуют формирование определённого уровня слухового и зрительного внимания, памяти, накопление пассивного словарного запаса. На ранних этапах развития речи огромное значение имеет появление у ребёнка желание подражать словам. Кроме механизма подражания, имитации или воспроизведения детьми слов окружающих, имеет место действия скрытой необычайно сложной системы функциональных нервных связей, обеспечивающих осуществление речи.

       Активная речь ребёнка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребёнка является крик. 

2 — З мес. На смену крику приходит гуление. Гуление — произнесение гласных звуков, близких к «а», «ы», «у», возможно в сочетании  с согласным «г». Это этап    активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

  7— 9 мес. Ребёнок произносит серии одинаковых слогов: «дя — дя — дя», «ба — ба — ба», «ма —ма —ма». Это проявление речи называется лепетом. 
9—11 мес. Малыш подражает звукам речи взрослых.
11 —13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребёнком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т. д. Количество слов к двум годам значительно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).
2—3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребёнка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. К 3,5 годам словарь рёбёнка насчитывает больше 1000 слов.

        Вы познакомились с этапами речевого развития ребёнка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. До сих пор существует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжёлых нарушениях речи к пяти годам многое упущено, приходится исправлять уже неправильно сформированную речь. В раннем же возрасте можно помочь формированию правильной и чистой речи. Известно, что наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет.

      Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребёнка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.

Будьте внимательны! Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:

• К концу 1-го месяца ребёнок никогда не кричит перед кормлением.
• К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.
• К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
• К 7 месяцам не узнаёт голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдаёт предпочтение
 мелодичньм погремушкам. 
• К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взросльми различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
• К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.
• К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
• К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
• К 1 году 9 месяцам не может произнести б осмысленных слов.
• К 2 годам ребёнок не может показать части тела, который ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнаёт близких на фотографиях.
• К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
• К З годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
• В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

• В 5 лет речь не разборчива и не понятна для окружающих.
• В  6 лет ребенок не может пересказать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма или прочитанного ему рассказа. Не правильно произносит звуки родного языка и (или) не различает их на слух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В первый раз в детский сад. Что надо знать родителям?

Первое сентября традиционно дает старт новому этапу в жизни молодого поколения. Одни начинают учиться в университетах, другие – в выпускных классах, третьи – первый раз переступают порог школы. Но ест...

Консультация для родителей "Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи".

Консультация для родителей "Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи"....

Что надо знать родителям о развитии речи детей

Могут ли родители предупредить нарушение речи у своего ребёнка?Когда начинать заниматься развитием речи и как именно. Когда лучше всего обратиться к логопеду?...

Детские новогодние утренники: что надо знать родителям

Если вы думаете, что детские новогодние утренники — не ваше дело, ведь их устраивают «специально обученные люди», вы ошибаетесь. Ваша задача — правильно подготовить малыша, учитывая его возр...

Консультация для родителей "Что надо знать родителям об адаптации детей к детскому саду?"

Консультация для родителей "Что надо знать родителям об адаптации детей к детскому саду?". Была разраотана для родителей младших групп, дети которых только поступили в детский сад. В презентации досту...

Консультация для родителей "Детский сад и первая любовь: что надо знать родителям"

Поговорим о первой любви.    Не удивляйтесь, по мнению психологов дети наши находятся в том самом возрасте, когда их ПОДСТЕРЕГАЕТ ТО САМОЕ ЧУВСТВО....     Не рано ли...