Что надо знать родителям о развитии речи детей
консультация (младшая группа) по теме

Богданова Наталья Васильевна

Могут ли родители предупредить нарушение речи у своего ребёнка?

Когда начинать заниматься развитием речи и как именно.

Когда лучше всего обратиться к логопеду?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_narusheniy_rechi_u_detey.docx86.17 КБ

Предварительный просмотр:

Причины нарушений речи у детей

Могут ли родители предупредить нарушение речи у своего ребенка? Прежде всего, стоит разобраться в причинах, вызывающих эти нарушения.

     Одной из причин является недостаток речевого общения ребенка. Причем это возможно и во вполне благополучных семьях. Как только ребенок начинает сидеть в манеже, его часто оставляют перед включенным телевизором или радио. Мама, облегченно вздохнув, получает возможность заняться своими делами. Но хорошо ли от этого ребенку? Безусловно, нет. И вопрос не только в том, как влияет телевидение на психику ребенка. В этом возрасте ребенок должен не только слышать четкую, краткую и неторопливую речь, но и обязательно видеть артикуляцию взрослого. Слова взрослого должны быть связаны с конкретной ситуацией, иначе как ребенок догадается о чем идет речь?

      Ещё одна причина – недостаточное развитие мышц артикуляционного аппарата. Если еще наши бабушки кормили своих детей грудью до 2-х лет,      то нынешние мамы редко кормят после 3 месяцев.

      Часто при этом мамы еще и не жалуют пустышки и бутылочки, предпочитая кормить с ложечки или из поильника. В результате ребенок не успевает «насосать» нужные мышцы, а именно мышцы губ и кончика языка, участвующие в сосании и  важные для речи. А потом такой ребенок получает протертую пищу, мягкий хлеб. В результате мышцы артикуляционного аппарата, не получая должной нагрузки, бывают не готовы к произнесению сложных звуков («ш», «р» и др.).

  Чтобы стимулировать развитие артикуляционных мышц полезно давать ребенку погрызть сухарик, морковку. Когда малыш немного подрастет, можно учить его сдувать ватные шарики, дуть на вертушки, через соломинку, опущенную в стакан с водой, пускать мыльные пузыри. Это не только доставит ему радость, но и разовьет дыхание, укрепит мышцы губ.   С трехлетним ребенком можно «покривляться» перед зеркалом: улыбнуться, показать язык, вытянуть вперед губы («как хобот у слоника»), почмокать губами («покажи, как целуешь маму»), поцокать языком «как скачет лошадка».                                                        

     С четырехлетними детьми уже  можно заниматься специальной артикуляционной  гимнастикой.

         Так же причиной нарушения речи может быть снижение слуха. Если ребенок часто болел простудными заболеваниями, особенно сопровождавшимися отитами, или получал антибиотики, у него увеличены аденоиды, или он родился раньше времени, то существует риск снижения слуха. Причем степень снижения слуха может быть самой различной: от выраженной тугоухости до минимального снижения слуха, которое можно обнаружить только с помощью аппаратных исследований. Ребенок, родившийся с нарушением слуха мало гулит, лепет начинается позднее и может затем пропасть, не перейдя в слова. Но даже внешне незаметное снижение слуха, наступившее в раннем возрасте, когда идет формирование речи, часто приводит к нарушению ее развития. Ребенок, который недостаточно хорошо слышит, воспринимает слова с искажениями, нечетко, не улавливает связи между словами в предложении.                                                                     Нетрудно представить себе, как это осложняет развитие речи и ее понимание.

  Сейчас существуют достоверные аппаратные методы обследования слуха детей уже первых месяцев жизни. Поэтому, если есть повод беспокоиться о состоянии слуха ребенка, следует обратиться к врачу-отоларингологу, который может в случае необходимости назначить обследование и лечение.  

      Следующая причина -это недостаточное развитие фонематического слуха, т.е. слуха, позволяющего различать звуки языка. В норме этот слух развивается у ребенка к 2 годам. К этому времени малыш может различать знакомые слова, отличающиеся одним звуком (каска – кашка, точка – дочка). Если же развитие фонематического слуха по каким-то причинам запаздывает, ребенок не может отличить правильное произношение от неправильного, следовательно, не подстраивает свое произношение под нормальное звучание речи. Ребенок нечетко слышит окончания слов, некоторые предлоги, а значит, у ребенка будет нарушено не только произношение звуков, но и не будет своевременно формироваться грамматический строй речи. И конечно все эти проблемы отразятся на письме. 

Ребенок учится говорить, соотнося свою речь с речью взрослого и подстраиваясь под ее звучание. Поэтому ни в коем случае нельзя «сюсюкать» с ребенком, повторять его неправильную речь.

            Неправильный прикус, короткая подъязычная связка, отсутствие зубов и другие нарушение строения артикуляционного аппарата также влияют на правильность произношения. Родителям следует своевременно консультироваться у ортодонта. Укороченную подъязычную связку не всегда необходимо подрезать. Если ребенок может дотянуть кончик языка до верхней губы, операция необязательна. В этом случае могут помочь специальные упражнения: цокать языком, облизывать нёбо при широко открытом рте и др. Если же подъязычная уздечка так сильно укорочена, что ограничивает подвижность и не дает развиваться мышцам языка, затягивать с операцией не стоит.C:\Users\PC\Downloads\obuchenie-chteniyu-3.jpg

 

Очень часто мама или папа берутся сами исправить произношение своего чада. Однако постоянные приставания к ребенку: «Скажи, «ррыба», как правило, не приносят результата. И это в лучшем случае. В худшем – ребенок, стараясь угодить родителям, все же пытается произнести требуемый звук. Но поскольку мышцы еще не готовы, да и слух подводит, звук получается искаженным.                                                  Если у ребенка нарушено произношение звуков, не стоит пытаться исправить его самостоятельно. Лучше обратиться за помощью к профессионалу.

Когда лучше всего обратиться к логопеду? Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольников.

Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольников....

Буклет для родителей "Что надо знать родителям об особенностях поведения детей на дороге..."

Буклет разработан для родителей с целью: повышение компетентности в вопросах обучения детей безопасному поведению на дорогах города....

Что необходимо знать родителям о развитии речи ребёнка

На что надо обратить внимание родителям для правильного и эффективного воздействия на формирование ребёнка речи....

Что нужно знать родителям о развитии речи ребенка на 5-6 годах жизни

Многие родители не подозревают о том, как должна развиваться речь ребенка, какие специалисты могут оказать реальную помощь ребенку.Иногда даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности...

Что нужно знать родителям о развитии речи своих детей.

Развитие речи детей от рождения до школы. Рекомендации логопеда....

Консультация «Что нужно знать родителям о развитии речи ребенка ».

Консультация«Что нужно знать родителям о развитии речи ребенка »....

Консультация для родителей «Что должны знать родители о развитии речи ребенка дошкольного возраста»

Речь — это приобретенный навык, формирующийся по мере взросления человека, и помогающий выражать чувства и эмоции, а также осуществлять информационную передачу при помощи речевого аппарата....