Развиваем творческие способности ребенка в семье
консультация по теме

Вагина Елена Петровна

Рекомендации по развитию творческих способностей ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivaem_tvorcheskie_sposobnosti_rebenka.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

«Развиваем

творческие способности ребёнка»

Нередко родители замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным. Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача родителей — «не позволить» ребенку потерять способность фантазировать, творить, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!  

Сейчас мы поговорим о том, как развить творческие способности детей с помощью музыки…  

Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Ребенок, слушающий, например «Зима» Антонио Вивальди и представляя себе зиму, будет так же ясно представлять все излагаемое воспитателем или вами, родители, и от этого лучше запоминать. Дети, которые научились понимать музыку, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества. 

Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств... История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства. 

Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом. Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Эйнштейн играл на скрипке...

И каждый человек по-своему уникален. В каждом заложены некие творческие задатки, творческий потенциал, о которых он, может быть, и не подозревает. 

Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот шумит ветер, тонко позванивают льдинки, скрипит снег под ногами. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться её услышать.

Каждый знает, какого цвета весна, небо, солнце, зима, ночь, огонь… А как зима звучит?  Переливается бархатно – чёрными звуками рояля или искрится сияющими снежными звуками колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может быть, она певучая и прохладная, как звуки металлофона?  У каждого зима своя.

Можем ли мы представить и сыграть «разговор двух снеговиков», «хор льдинок», «танец деревьев в снегу»? Кажется невероятным, но можем, и легко. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рождённая их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцание льдинки, простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а мешочки с крахмалом расскажут, как зимой скрипит снег. Стоит только прислушаться – и в лёгком постукивании карандашом по столу и в бумажном шелесте можно услышать целую сказку.

Давайте вспомним, как настойчиво тянется малыш к погремушке, чтобы самому её потрясти, и самозабвенно наслаждается потом простейшим звуком! Как он бесконечно долго может ударять деревянной палочкой по краю своей кроватки, зажмуриваясь от страха, когда очень громко, но, переведя дух, продолжает звуковой эксперимент.

Спонтанные исследования звучащего мира продолжаются ещё несколько лет: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, расчёски и булькающие звуки, извлекаемые просто пальцем из нижней губы, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и слушать чудесный шорох.

Звуки, часто лишь раздражающие взрослых, доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими бесконечно, особенно если получается ритмично.

  Полная свобода фантазии и способов манипуляции с предметами являются основой для творческих проявлений детей. Ключевая фраза «сыграй, как ТЫ хочешь», запускает механизм этой импровизации.

Побуждать детей к действиям можно такими словами: 

 –  ПОИГРАЙ на своём инструменте,

 –  ИЗУЧИ, какие в нём живут звуки,

 –  ПОСТАРАЙСЯ НАЙТИ разные;

 – Сыграй музыку, как ты САМ хочешь; 

 – НАУЧИ МЕНЯ, как можно поиграть с этим инструментом. 

        В самом начале действия детей осторожны и несовершенны, они лишь приспосабливаются к инструменту. Ребёнок как бы задаёт себе множество вопросов и отвечает на них практически:

        «Что это за штука такая и зачем она мне? Звенит!!! А если изо всех сил? Кто-нибудь заметит, как я УМЕЮ звонить?

В этой серьёзной для себя игре ребёнок приобретает навыки творческого обращения с простейшими элементами музыкального языка.

Может быть, окажется, что вы сами у своего малыша узнаете что-то новое для себя, и,  наверняка вспомните –«Да, это то, чего мне хотелось, когда я был маленьким!» и с сожалением подумаете: «А со мной так никто не играл…»

Уважаемые родители, давайте начнем прямо сейчас играть, а потом научим играть наших детей, пока они способны всё воспринимать с присущей им природной живостью ума.

Существуют специально разработанные упражнения, игры, с которыми мы сегодня познакомимся. Их можно найти в книгах Л.Я. Субботиной «Развитие воображения у детей», Т.Э. Тютюнниковой «Игры звуками».

Конечно, существует множество полезных игр для развития творческих способностей детей, но они могут послужить примером для создания аналогичных упражнений.

Ваша задача — отводить хотя бы полчаса в день на проведение подобных упражнений. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже участвовали в игре – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает.

Хвалите ребёнка. Похвала служит толчком к его дальнейшим занятиям.

Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя. Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.

  

Успехов вам и творческих свершений!  

 

Музыкальный руководитель

Вагина Е.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: Как развивать творческие способности ребенка.

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основ...

Консультация для родителей : «Развиваем творческие способности ребенка»

Детское творчество - это отправная точка в создании полноценной личности с богатой внутренней культурой, гармоничным восприятием мира и развитым художественным вкусом. Кто знает, может уже через неск...

Консультация для родителей. «Развиваем творческие способности детей в семье».

Организованная образовательная деятельность по рисованию – деятельность, которая регулярно проводится в детском саду. Которая является основой для приобретения ребенком художественного опыта. Ро...

Консультация для родителей «Развиваем творческие способности детей в семье».

Консультация для родителей содержит информацию и практические советы о том, что необходимо сделать в домашних условиях для развития творчества ребёнка. И, конечно, о том, что  необходимо бережно ...