Консультация для родителей. Тема: "Кризис трех лет и как его преодолеть".
консультация (младшая группа)

Петухова  Евгения Сергеевна

Консультация для родителей.  Тема: " Кризис трех лет и как его преодолеть".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.  Тема: " Кризис трех лет и как его преодолеть".

     Возраст трех лет- переломный момент в жизни малыша.  К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке. Он  становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах  родителей сменяется на выражением  озадаченности, растерянности и  некоторого раздражения.  многие не знают, что в этом время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего Я, это его попытка самостоятельно отдалится от матери, научится много делать самому и как- то решать свои проблемы. Без этого ребенку будет сложно найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибко поведения в различных ситуациях.

  В результате исследований и наблюдений за развитием детей  было установлено, что возрастные изменения психики могут проходить резко установлено критически, либо постепенно литически.  В целом психическое развитие представляет собой закономерности чередование стабильных и критических периодов.

   В стабильные периоды развитие ребенка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер.  Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок временив несколько лет. Изменение в психике происходит плавно, за счет накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребенка в начале и в конце стабильного возраста отчетливо наблюдаются те перемены, которые произошло в его психике в этот период.

Критические периоды занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко два. В это время происходит редкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носит бурный, стремительный характер. При этом в очень короткий срок нос ребенок меняется весь.

         В психологии под  кризисами имеют в виду переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего.

В детской психологии принято выделять:

1. Кризис новорожденности;

2. Кризис одного года;

3.Кризис трех лет;

4.Криз 7 лет;

5. Кризис подростковый (12- 14 лет);

6. Кризис юности (17- 18 лет).

С  точки зрения внешних  проявлений критические периоды имеют ряд особенностей.

Во- первых, следует отметить неопределенность, размытость границ, отделяются кризисы от смежных возрастов. Трудно определить начало и конец кризиса.

Во- вторых, эти периоды происходят резкое, скачкообразное изменение всех психики ребенка.

В- третьих, развитие в критические периоды часто носит негативный "разрушительный" характер.  По мнению ряда авторов, в эти периоды ребенок не столько приобретает сколько теряет из приобретенного прежде: угасает интерес к любимым игрушкам и занятиям; нарушаются сложившиеся формы отношений с окружающими, ребенок отказывается выполнять нормы и правила поведения, усвоенные ранее и т.п.

В- четвертых, в кризисные периоды всякий ребенок становится " относительно трудновоспитуемым" по сравнению с самим собой в смежные стабильные периоды.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса трех лет, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявления ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том что, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.

И наоборот, внешняя "бескризисность", создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том., что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

Наиболее ярко " относительная трудновоспитуемости" и негативный характер развития проявляется в симптомах кризиса. Очень важно отличать их от негативных моментов стабильных периодов (детской лжи, зависти, ябедничества и др)

Негативизм- это отказ от выполнения любых требований со стороны взрослого, причем реакция не на содержание, а на саму просьбу взрослого. Детский  негативизм  следует отличать от обычного непослушания мотивом которого служит нежелание выполнять предложенное  взрослым.  В таких  ситуациях взрослый может добиться  нужного результата, изменив свое  требование на другое, противоположное. Уговоры, объяснения и даже наказание в этом случае оказывается бесполезными.

Упрямство- второй симптом  кризиса. Ребенок настаивает на чем - либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство следует отличать от настойчивости, когда ребенок стремится что- то сделать или получить какую - либо вещь потому, что ему это интересно.

Строптивость- направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребенка, против привычного образа жизни. Ребенок отвечает недовольством "  Да ну !" на все, что ему предлагают и сто с ним делают.

Четвертый симптом  - своеволие, проявляющееся в стремлении ребенка к самостоятельности, в желании все делать самому.

Наряду с основными, выделяют еще три дополнительных симптома кризиса.

Это протест- бунт, когда все поведение ребенка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходит детские ссоры с родителями по любому поводу

Обесценивание может провялятся  по отношению к взрослому ( ребенок говорит им " плохие слова" . грубит) и по отношению к любимым прежде вещам ( рвет книжки, ломает игрушки).

В семье с единственным ребенком может наблюдаться еще один симптом - деспотизм. когда ребенок стремится проявлять власть над  окружающим, подчинить своим желанием весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в виде ревности к другим детям.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности в этот период?

1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

2. Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5- 4 годам. Случайные приступы случаются и в более старшем возрасте.

3. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.

4. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

5. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

6. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5и раз в день, у некоторых - до 19 раз.

   Если дети по достижению 4 лет, все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятность всего речь идет о "фиксированном" упрямстве, истеричности как удобных способах манипулировании своими родителями. Чаще всего этот результат соглашательского  поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ.

 1) Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, ноне очень волнуйтесь за ребенка.

 2) Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

 3) Не пытайтесь в это время что- либо внушать своему ребенку- это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.

 4) Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали "нет"  оставайтесь и дальше при этом мнении.

 5) Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно- взять его за руку и увести.

6) Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай- яй- яй!".

7)Постарайтесь схитрить : " Ох, какая у меня интересная игрушка ( книжка, штучка и т.д)","А что это там за окном ворона делает?"- подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Кризис трех лет».

Консультация для родителей Тема: «Кризис трех лет»....

Консультация для родителей. Тема :" Кризис 3 лет"

Многие не знают, что в данное время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, научиться много...

Консультация для родителей «Кризис трех лет и как его преодолеть»

Родительское собрание.Тема: "Кризис трех лет"«Хорошо и плохо, или что такое кризис трёх лет»Цель: Познакомить участников тренинга с основными характеристиками кризиса трёх лет.Ма...

консультация для родителей "Кризис трех лет и как его преодолеть"

консультация для родителей "кризис 3-х лет и как его преодолеть...

Круглый стол для родителей Тема: «Кризис 3-х лет»

Круглый стол для родителейТема: «Кризис 3-х лет»...

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...