Как составить портфолио будущего первоклассника.
консультация на тему

 Как составить портфолио будущего первоклассника. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Портфолио  будущего первоклассника.

        Портфолио в образовании – это подборка разнообразных материалов, позволяющих растущему человеку составить представление о себе как о личности и ученике и представить себя окружающим. Портфолио не просто «портфель достижений» или «папка роста, развития и достижений ребенка» , а некий мост, соединяющий мир представлений ребенка о себе (образ «я» ) и мир представлений о себе для других.

Портфолио и самопрезентация ребенка.

Педагоги детского сада имеют опыт формирования папки выпускника, которая напоминает портфолио. Эта папка содержит фотографии ребенка, его творческие работы, отзывы воспитателей, «похвальные листы», т.е. разнообразный материал о жизнедеятельности ребенка в детском саду.

        Портфолио же в его современном виде имеет совершенно другую направленность – социальную и вместе с тем носит перспективный характер.

При поступлении ребенка в школу на первый план выдвигается общественный характер деятельности – учения. И это необходимо учитывать, если рассматривать портфолио как форму, связанную с ближайшей ситуацией социального развития ребенка как школьника.

Школьная жизнь для ребенка ожидаемая перспектива, но практически неизвестная реальность. Он должен вписаться в новый круг товарищей, включиться в совместную работу с учителями. Как правило, это происходит спонтанно и неосознанно для ребенка. Однако трудность включения в новый социальный контекст может быть снята самопрезентацией: созданием положительных впечатлений о себе.

Для самопрезентации наиболее трудными являются новые и малознакомые ситуации. С помощью портфолио в первые школьные дни ребенок в деловой обстановке может рассказать о себе и своей жизни, преодолев ложную скромность и сохранив самооценку на должном уровне. Портфолио в этом случае служит опорой для высказываний ребенка и имеет привлекательный для учителя и одноклассников вид. Самопрезентации первоклассника на основе портфолио служит «мостиком», соединяющим точки личностного развития ребенка в детском саду и школе.

Портфолио будущего первоклассника дает возможность ребенку достойно представить себя в классе, показав сильные стороны своей личности, создав благоприятное впечатление о себе как об ученике, и тем самым позволяет вызвать искренний интерес учителя и одноклассников. Вместе с тем осознанное представление о себе в таком качестве способствует росту ответственности ребенка за своё поведение в новом коллективе.

Составляем портфолио будущего первоклассника.

        Составление портфолио – дело длительное и затратное по усилиям. Поэтому, прежде всего, нужно определиться с его целесообразностью для дошкольников.

Цель составления портфолио дошкольника как будущего первоклассника – отразить мир представлений о себе для других.

Портфолио будущего первоклассника стоит формировать в течение года в подготовительной к школе группе. Это вполне достаточный срок для получения содержательно наполненного и качественно оформленного портфолио. Именно в старшем дошкольном возрасте концентрируются психологические достижения ребенка, и он начинает осознавать свой рост, понимает его направление и, самое главное, интуитивно определяет четкую перспективу своего взросления – переход из детского сада в школу.

Составление портфолио должно стать совместным делом, в которое включены дети, родители и воспитатели. Задача воспитателя в том, чтобы дети видели себя центральным звеном работы над собственным  портфолио, принимал в его составлении деятельное участие. Родители вовлекаются в работу над портфолио как «соучредители»  этого проекта.

Портфолио будущего первоклассника  должно быть обозримо для ребенка, в том числе ив материальной форме, поэтому в него стоит включать пять страниц. Желательно, чтобы они стали основой для дополнения соответствующего раздела на следующем этапе развития ребенка – в начальной школе. Важно, чтобы на страницах портфолио нашли место значимые для ребенка материалы о нем самом, его семье, детском саде, его месте в системе общественных отношений. Исходя из этого, структура портфолио должна составлять пять страниц: « Это я», «Моя семья», «Мой детский сад», «Я будущий школьник!», «Сюрпризная страница».

На странице «Это я»  размещаются анкетные данные ребенка: фамилия, имя, отчество, дата рождения. Их многие могут записать сами, так как к старшему дошкольному возрасту уже умеют писать печатными буквами. Стоит поместить и фотоснимки, где главным действующим лицом является автор портфолио. Кроме того, здесь может появиться «эволюционная лестница», показывающая ретроспективу и перспективу социального движения будущего первоклассника. Изюминка данной страницы – её оформление. Хорошо, если ребенку при размещении материалов удастся применить разные техники рисования и конструирования. Это позволит ему продемонстрировать смекалку, широту кругозора, нестандартность  видения мира. Задача взрослых – помочь ребенку не растеряться в этом творческом деле.

Страница «Моя семья» предназначена для отображения позитивных интересов семьи ребенка. Страницу готовит семья ребенка. Как правило, на ней размещают «Генеалогическое  древо», показывая состав семьи, межпоколенные связи, род занятий членов семьи, их увлечения. Здесь может быть размещен рисунок ребенка «Моя семья» или коллаж на ту же тему, изготовленный совместно с родителями. С помощью тематической подборки фотографий  может быть интересно проявлена линия организации досуга семьи» семейные праздники, традиции, обычаи.

Страница «Мой детский сад» выступает как своего рода дневник жизни ребенка в детском саду. Способы её оформления разные: в виде кинофильма, карты, коллажа, комиксов. Интересно, если страница построена по тематическому принципу: «Один день в детском саду»,  «Я и мои друзья», «Я расту в детском саду», «Карта детского сада», «Играю и расту» и др. Конечно же, тема и способ подачи материала должен находиться в прямом соответствии и быть доступны ребенку,  как по содержанию, так и по структуре. Немаловажными являются материалы, позволяющие с гордостью  вспоминать о детском саде и группе и с увлечением  рассказывать окружающим о днях, в них проведенных.

«Я будущий школьник!» - страница на которой одновременно стоит отразить достижения ребенка как будущего ученика и перспективу его школьной жизни. Здесь можно разместить фотографии работ ребенка, победивших на  конкурсах, сопроводив их копиями соответствующих грамот. При этом фотография работы должна по размеру превосходить копию грамоты, чтобы подчеркнуть ценность труда и познавательной активности ребенка, а не отметки. Или можно поместить составленный ребенком с помощью родителей короткий фоторепортаж о школе, в которую пойдет учиться будущий первоклассник. Хорошо, если рядом будут размещены рисунки ребенка или его рассказы о школе, записанные воспитателем. В общем, страница «Я будущий школьник! – должна позволить ребенку и его семье создать проекцию на следующий период жизни, а также дать возможность показать окружающим стремление ребенка к взрослению, его заинтересованность школой. Мотивы обучения и возможности способы их реализации.

«Сюрпризная страница» составляется воспитателем втайне от ребенка и его родителей. Заложенная в ней интрига будет раскрыта в момент расставания ребенка с детским садом и педагогами. На «Сюрпризной странице» с помощью различных художественных техник воспитатель отражает две линии своего отношения: « Такой, как ты, единственный, и наша встреча неслучайна» и «Перед тобой открыт трудный, но интересный путь школьной жизни». На данной странице можно поместить слайд-фильм или коллаж, содержащий моменты сотрудничества воспитателя с ребенком. Здесь может оказаться письмо воспитателя своему воспитаннику, написанное печатными буквами, чтобы он мог самостоятельно его прочесть, и иллюстрированные стихи или тексты воспитателя на тему «Кем быть?». На этой странице может оказаться и талисман, который воспитатель передаст будущему школьнику. Наполнение данной страницы целиком зависит от фантазии воспитателя и характера реальных отношений в группе. При этом важными условиями являются безоценочность,  доброжелательность, этичность со стороны педагога.

Общие правила составления портфолио.

Вовлечение ребенка и родителей в составление портфолио должно происходить на основе сознательного приятия ими задач работы. В ином случае портфолио составлять ненужно.

Необходимо сохранить индивидуальный характер портфолио каждого ребенка. Это позволит отразить особенности его личности, социальные контакты, нюансы поведения.

Следует избегать шаблонности в оформлении портфолио при сохранении его общей структуры. Работа над портфолио – труд творческий, поэтому нельзя предлагать детям схемы для  раскрашивания, заполнения картинками и текстами. Качество оформления зависит от применяемых техник, а не шаблонов.

Содержание портфолио должно включать только ту информацию, которая может быть обнародована и способствует раскрытию личности ребенка. Конфиденциальную или неточную информацию следует исключить из портфолио.

В портфолио можно включать только те работы, которые имеют положительный отклик как самого ребенка и его родителей, так и окружающих(воспитателей, специалистов детского сада, учителей). Составление портфолио в обязательном порядке должно сопровождаться совместным с ребенком изучением работ, которые попадут в портфолио. Это поможет будущему первокласснику осознать содержание багажа накопленных достижений и технологию создания портфолио.

Оформление портфолио должно вестись только в совместной деятельности ребенка и взрослых. Взрослые могут записать мысли, высказанные детьми как комментарии к рисункам, фотографиям, коллажам, так как дети по-своему видят сюжеты и обозначают их «своим языком».

Работа над портфолио будущего первоклассника – дело сугубо добровольное! Недопустимо укорять родителей и детей в отказе от портфолио, в неудачах его составления и оформления.

 



Предварительный просмотр:

Портфолио  будущего первоклассника.

        Портфолио в образовании – это подборка разнообразных материалов, позволяющих растущему человеку составить представление о себе как о личности и ученике и представить себя окружающим. Портфолио не просто «портфель достижений» или «папка роста, развития и достижений ребенка» , а некий мост, соединяющий мир представлений ребенка о себе (образ «я» ) и мир представлений о себе для других.

Портфолио и самопрезентация ребенка.

Педагоги детского сада имеют опыт формирования папки выпускника, которая напоминает портфолио. Эта папка содержит фотографии ребенка, его творческие работы, отзывы воспитателей, «похвальные листы», т.е. разнообразный материал о жизнедеятельности ребенка в детском саду.

        Портфолио же в его современном виде имеет совершенно другую направленность – социальную и вместе с тем носит перспективный характер.

При поступлении ребенка в школу на первый план выдвигается общественный характер деятельности – учения. И это необходимо учитывать, если рассматривать портфолио как форму, связанную с ближайшей ситуацией социального развития ребенка как школьника.

Школьная жизнь для ребенка ожидаемая перспектива, но практически неизвестная реальность. Он должен вписаться в новый круг товарищей, включиться в совместную работу с учителями. Как правило, это происходит спонтанно и неосознанно для ребенка. Однако трудность включения в новый социальный контекст может быть снята самопрезентацией: созданием положительных впечатлений о себе.

Для самопрезентации наиболее трудными являются новые и малознакомые ситуации. С помощью портфолио в первые школьные дни ребенок в деловой обстановке может рассказать о себе и своей жизни, преодолев ложную скромность и сохранив самооценку на должном уровне. Портфолио в этом случае служит опорой для высказываний ребенка и имеет привлекательный для учителя и одноклассников вид. Самопрезентации первоклассника на основе портфолио служит «мостиком», соединяющим точки личностного развития ребенка в детском саду и школе.

Портфолио будущего первоклассника дает возможность ребенку достойно представить себя в классе, показав сильные стороны своей личности, создав благоприятное впечатление о себе как об ученике, и тем самым позволяет вызвать искренний интерес учителя и одноклассников. Вместе с тем осознанное представление о себе в таком качестве способствует росту ответственности ребенка за своё поведение в новом коллективе.

Составляем портфолио будущего первоклассника.

        Составление портфолио – дело длительное и затратное по усилиям. Поэтому, прежде всего, нужно определиться с его целесообразностью для дошкольников.

Цель составления портфолио дошкольника как будущего первоклассника – отразить мир представлений о себе для других.

Портфолио будущего первоклассника стоит формировать в течение года в подготовительной к школе группе. Это вполне достаточный срок для получения содержательно наполненного и качественно оформленного портфолио. Именно в старшем дошкольном возрасте концентрируются психологические достижения ребенка, и он начинает осознавать свой рост, понимает его направление и, самое главное, интуитивно определяет четкую перспективу своего взросления – переход из детского сада в школу.

Составление портфолио должно стать совместным делом, в которое включены дети, родители и воспитатели. Задача воспитателя в том, чтобы дети видели себя центральным звеном работы над собственным  портфолио, принимал в его составлении деятельное участие. Родители вовлекаются в работу над портфолио как «соучредители»  этого проекта.

Портфолио будущего первоклассника  должно быть обозримо для ребенка, в том числе ив материальной форме, поэтому в него стоит включать пять страниц. Желательно, чтобы они стали основой для дополнения соответствующего раздела на следующем этапе развития ребенка – в начальной школе. Важно, чтобы на страницах портфолио нашли место значимые для ребенка материалы о нем самом, его семье, детском саде, его месте в системе общественных отношений. Исходя из этого, структура портфолио должна составлять пять страниц: « Это я», «Моя семья», «Мой детский сад», «Я будущий школьник!», «Сюрпризная страница».

На странице «Это я»  размещаются анкетные данные ребенка: фамилия, имя, отчество, дата рождения. Их многие могут записать сами, так как к старшему дошкольному возрасту уже умеют писать печатными буквами. Стоит поместить и фотоснимки, где главным действующим лицом является автор портфолио. Кроме того, здесь может появиться «эволюционная лестница», показывающая ретроспективу и перспективу социального движения будущего первоклассника. Изюминка данной страницы – её оформление. Хорошо, если ребенку при размещении материалов удастся применить разные техники рисования и конструирования. Это позволит ему продемонстрировать смекалку, широту кругозора, нестандартность  видения мира. Задача взрослых – помочь ребенку не растеряться в этом творческом деле.

Страница «Моя семья» предназначена для отображения позитивных интересов семьи ребенка. Страницу готовит семья ребенка. Как правило, на ней размещают «Генеалогическое  древо», показывая состав семьи, межпоколенные связи, род занятий членов семьи, их увлечения. Здесь может быть размещен рисунок ребенка «Моя семья» или коллаж на ту же тему, изготовленный совместно с родителями. С помощью тематической подборки фотографий  может быть интересно проявлена линия организации досуга семьи» семейные праздники, традиции, обычаи.

Страница «Мой детский сад» выступает как своего рода дневник жизни ребенка в детском саду. Способы её оформления разные: в виде кинофильма, карты, коллажа, комиксов. Интересно, если страница построена по тематическому принципу: «Один день в детском саду»,  «Я и мои друзья», «Я расту в детском саду», «Карта детского сада», «Играю и расту» и др. Конечно же, тема и способ подачи материала должен находиться в прямом соответствии и быть доступны ребенку,  как по содержанию, так и по структуре. Немаловажными являются материалы, позволяющие с гордостью  вспоминать о детском саде и группе и с увлечением  рассказывать окружающим о днях, в них проведенных.

«Я будущий школьник!» - страница на которой одновременно стоит отразить достижения ребенка как будущего ученика и перспективу его школьной жизни. Здесь можно разместить фотографии работ ребенка, победивших на  конкурсах, сопроводив их копиями соответствующих грамот. При этом фотография работы должна по размеру превосходить копию грамоты, чтобы подчеркнуть ценность труда и познавательной активности ребенка, а не отметки. Или можно поместить составленный ребенком с помощью родителей короткий фоторепортаж о школе, в которую пойдет учиться будущий первоклассник. Хорошо, если рядом будут размещены рисунки ребенка или его рассказы о школе, записанные воспитателем. В общем, страница «Я будущий школьник! – должна позволить ребенку и его семье создать проекцию на следующий период жизни, а также дать возможность показать окружающим стремление ребенка к взрослению, его заинтересованность школой. Мотивы обучения и возможности способы их реализации.

«Сюрпризная страница» составляется воспитателем втайне от ребенка и его родителей. Заложенная в ней интрига будет раскрыта в момент расставания ребенка с детским садом и педагогами. На «Сюрпризной странице» с помощью различных художественных техник воспитатель отражает две линии своего отношения: « Такой, как ты, единственный, и наша встреча неслучайна» и «Перед тобой открыт трудный, но интересный путь школьной жизни». На данной странице можно поместить слайд-фильм или коллаж, содержащий моменты сотрудничества воспитателя с ребенком. Здесь может оказаться письмо воспитателя своему воспитаннику, написанное печатными буквами, чтобы он мог самостоятельно его прочесть, и иллюстрированные стихи или тексты воспитателя на тему «Кем быть?». На этой странице может оказаться и талисман, который воспитатель передаст будущему школьнику. Наполнение данной страницы целиком зависит от фантазии воспитателя и характера реальных отношений в группе. При этом важными условиями являются безоценочность,  доброжелательность, этичность со стороны педагога.

Общие правила составления портфолио.

Вовлечение ребенка и родителей в составление портфолио должно происходить на основе сознательного приятия ими задач работы. В ином случае портфолио составлять ненужно.

Необходимо сохранить индивидуальный характер портфолио каждого ребенка. Это позволит отразить особенности его личности, социальные контакты, нюансы поведения.

Следует избегать шаблонности в оформлении портфолио при сохранении его общей структуры. Работа над портфолио – труд творческий, поэтому нельзя предлагать детям схемы для  раскрашивания, заполнения картинками и текстами. Качество оформления зависит от применяемых техник, а не шаблонов.

Содержание портфолио должно включать только ту информацию, которая может быть обнародована и способствует раскрытию личности ребенка. Конфиденциальную или неточную информацию следует исключить из портфолио.

В портфолио можно включать только те работы, которые имеют положительный отклик как самого ребенка и его родителей, так и окружающих(воспитателей, специалистов детского сада, учителей). Составление портфолио в обязательном порядке должно сопровождаться совместным с ребенком изучением работ, которые попадут в портфолио. Это поможет будущему первокласснику осознать содержание багажа накопленных достижений и технологию создания портфолио.

Оформление портфолио должно вестись только в совместной деятельности ребенка и взрослых. Взрослые могут записать мысли, высказанные детьми как комментарии к рисункам, фотографиям, коллажам, так как дети по-своему видят сюжеты и обозначают их «своим языком».

Работа над портфолио будущего первоклассника – дело сугубо добровольное! Недопустимо укорять родителей и детей в отказе от портфолио, в неудачах его составления и оформления.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио будущего первоклассника

Что такое портфолио дошкольника и зачем оно нужно?...

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

ПОРТФОЛИО БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА – ОДНА ИЗ ФОРМ СТАНОВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА

Портфолио - это копилка личных достижений ребёнка, его успехов в различных видах деятельности....

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...

Портфолио будущего первоклассника

Для чего первокласснику портфолио, как оно стимулирует ребенка...