Комплексы артикуляционных гимнастик
методическая разработка на тему

Курносова Наталья Константиновна

Комплексы артикуляционных гимнастик, подобранные по группам звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksy_artik_gimnast.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС (для свистящих  звуков)

              Загнать мяч в ворота

Ц е л ь. Вырабатывать длительную , направленную воздушную струю .

К р а т к о е  о п и с а н и е .   Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик ( лежит на столе перед ребёнком ) , загоняя его между двумя кубиками .

М е т о д и ч е с к и е   у к а з а н и я .   1. Следить чтобы не надувались щёки , для этого их можно слегка придерживать пальцами.    2. Загонять шарик на одном выдохе , не допуская , чтобы воздушная струя была прерывистой.

             Наказать непослушный язык

Ц е л ь .   Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным О п и с а н и е.   Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и, пошлёпывая его губами, произносить звуки  пя-пя-пя...  Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти - десяти.

М е т о д и ч е с к и е   у к а з а н и я.   1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.  2. Язык должен быть широким , края его касаются уголков рта.   3. Похлопывать язык  губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить , чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка , если тот делает упражнение правильно , она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

          Сделать язык широким

Ц е л ь.   Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном , расслабленном положении.

О п и с а н и е.   Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти - десяти.

У к а з а н и я.   1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.  

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.  

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.   4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.

5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению “наказать непослушный язык”.

          Кто дальше загонит мяч ?

Ц е л ь.   Вырабатывать плавную , длительную , непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

О п и с а н и е.   Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук  Ф  , сдуть ватку на противоположный край стола.

У к а з а н и я.   1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

 2. Нельзя надувать щёки.  

3. Следить за тем, чтобы дети произносили звук Ф а не Х ,т.е. чтобы воздушная струя была узкая ,а не рассеянная.

          Почистим зубы

Ц е л ь.   Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

О п и с а н и е.   Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

У к а з а н и я.   1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.  

2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов.  

3. Двигая языком снизу вверх , следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

ВТОРОЙ КОМПЛЕКС (для шипящих звуков)

          Наказать непослушный язык

Ц е л ь .   Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным

О п и с а н и е. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и, пошлёпывая его губами, произносить звуки  пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти - десяти.

У к а з а н и я.   1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.  2. Язык должен быть широким , края его касаются уголков рта.   3. Похлопывать язык  губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка , если тот делает упражнение правильно , она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

          Сделать язык широким

Ц е л ь.   Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном , расслабленном положении.

О п и с а н и е.   Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти - десяти.

У к а з а н и я.   1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.   4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению “наказать непослушный язык”.

          Приклей конфетку

Ц е л ь.   Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка вверх.

О п и с а н и е.   Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

У к а з а н и я.   1. Следить , чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот) 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

          Грибок        

Ц е л ь.   Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку ( уздечку ).

О п и с а н и е. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и , прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет  напоминать тонкую шляпку грибка , а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

У к а з а н и я. 1.Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2.Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. 3.При повторении упражнения надо открывать рот шире.

          Кто дальше загонит мяч ?

Ц е л ь. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

О п и с а н и е.   Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук  Ф  , сдуть ватку на противоположный край стола.

У к а з а н и я.   1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.  2. Нельзя надувать щёки.              3. Следить за тем, чтобы дети произносили звук Ф а не Х ,т.е. чтобы воздушная струя была узкая ,а не рассеянная

          Вкусное варенье

Ц е л ь.   Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

О п и с а н и е.   Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

У к а з а н и я.   1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не “подсаживала” язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.  3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению “Наказать непослушный язык”. Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

          Гармошка

Ц е л ь.   Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

О п и с а н и е.   Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

У к а з а н и я.   1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.   2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала ни одна из сторон языка.

          Фокус

Ц е л ь.   Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

О п и с а н и е.   Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

У к а з а н и я.   1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.   2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.   3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС (для [Л])

          Наказать непослушный язык

Ц е л ь .   Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным

О п и с а н и е.   Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и, пошлёпывая его губами, произносить звуки  пя-пя-пя...  Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти - десяти.

М е т о д и ч е с к и е   у к а з а н и я.   1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.  2. Язык должен быть широким , края его касаются уголков рта.   3. Похлопывать язык  губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

          Вкусное варенье

Ц е л ь.   Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

О п и с а н и е.   Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

У к а з а н и я.   1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не “подсаживала” язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.  3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению “Наказать непослушный язык”. Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

          Пароход гудит

Ц е л ь.   Выработать подъём спинки языка вверх.

О п и с а н и е.   Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

У к а з а н и я.   Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

          Индюк

Ц е л ь.   Выработать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

О п и с а н и е.   Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится  бл-бл  (как индюк болбочет).

У к а з а н и я.   1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.   2. Чтобы движения языком были вперёд-назад, а не из стороны в сторону.   3. Язык должен “облизывать” верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

           Качели

Ц е л ь.   Вырабатывание умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука  Л  с гласными а, ы, о, у.

О п и с а н и е.   Улыбнуться,  показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до пяти. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.

У к а з а н и я.   Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

          Пощелкать кончиком языка

Ц е л ь.   Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

О п и с а н и е.   Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

У к а з а н и я.   1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.   2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.   3. Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение “приклей конфетку”, а потом вернуть к этому упражнению.   4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал

          Беззвучно пощёлкивать кончиком языка

Ц е л ь.   Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребёнку определить место языка при произнесении звука Л.

О п и с а н и е.   Ребёнок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

У к а з а н и я.   1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.   2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.   3. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

ЧЕТВЕРТЫЙ  КОМПЛЕКС (для [Р])

          Чьи зубы чище?

Ц е л ь.   Выработать подъём языка вверх и умение владеть языком.

О п и с а н и е.   Приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

У к а з а н и я.   1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.   2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.   3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.  

          Маляр

Ц е л ь.   Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

О п и с а н и е.   Улыбнуться, открыть рот и “погладить” кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад.

У к а з а н и я.   1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.   2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

          Кто дальше загонит мяч ?

Ц е л ь. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

О п и с а н и е.   Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук  Ф  , сдуть ватку на противоположный край стола.

У к а з а н и я.   1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.  2. Нельзя надувать щёки.  

3. Следить за тем, чтобы дети произносили звук Ф а не Х ,т.е. чтобы воздушная струя была узкая ,а не рассеянная

Пощелкать кончиком языка

Ц е л ь.   Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

О п и с а н и е.   Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

У к а з а н и я.   1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.   2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.   3. Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение “приклей конфетку”, а потом вернуть к этому упражнению.   4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал

          Вкусное варенье

Ц е л ь.   Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

О п и с а н и е.   Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

У к а з а н и я.   1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не “подсаживала” язык наверх - она должна быть неподвижной ( можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.  3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению “Наказать непослушный язык”. Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Индюк

Ц е л ь.   Выработать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

О п и с а н и е.   Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится  бл-бл  (как индюк болбочет).

У к а з а н и я.   1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.   2. Чтобы движения языком были вперёд-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен “облизывать” верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд

          Барабанщики

Ц е л ь.   Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

О п и с а н и е. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами , многократно и отчётливо произнося звук  д : д-д-д. Сначала звук  д  произносить медленно.

Постепенно убыстрять темп.

У к а з а н и я.   1. Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.   2. Следить, чтобы звук  д  носил характер чёткого удара - не был хлопающим.   3. Кончик языка не должен подворачиваться.   4. Звук  д  нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги.

При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"

Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе д...

"Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков " Крепенчук О.И.

Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука "Л"IV...

Комплекс артикуляционной гимнастики

Комплекс содержит краткое описание и картинку для более правильного восприятия упражнения....

СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)

При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...

начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии

Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...

Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...