Консультация для родителей Полезные советы родителям по развитию речи дошкольников.
консультация (старшая группа) по теме

Сафиуллина Альфия Мухаметхатибовна

Исправить дефектное звукопроизношение можно только при сформированном фонематическом восприятии. Важно создать благоприятную обстановку, которая позволит ребенку раскрепоститься и будет располагать его к творческой  игре. Нельзя играть перед сном, нельзя перегружать ребенка слишком сложными по содержанию стихотворениями, т.к. у него пока незрелый речевой аппарат. Завершение игры необходимо обыгрывать, каждый раз придумывая новые ситуации (то оповещает колокольчик, то дудочка звучит, то приходит Мишка и напоминает ребенку о том, что игра закончилась. Прекрасный способ оздоровить ребенка с дефектами речи - зарядка на свежем воздухе с включением игровых приемов.

 «Доскажи слово» ( слова в скороговорках).

 Ащ- ащ- ащ- у Тани новый …плащ

 Ас-ас-ас- мы пили… квас

 Ош- ош-ош- ландыш так… хорош

Обратите особое внимание на развитие дыхания.

Дети тренируют силу и длительность выдоха, выполняя следующие упражнения.

 «Одуванчик»

Обдувать одуванчик сначала несколькими короткими, а затем одним долгим выдохом.

«Мыльные пузыри»

Пускать мыльные пузыри через соломинку, как клоуны.

Фонематическое представление формируется у детей через наблюдение за различными вариантами фонем, их сопоставление и обобщение. Поэтому с первых занятий внимание детей привлекается к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучить детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слогов, связывая эти ощущения с акустическими раздражителями. Чтобы вызвать у ребенка интерес и избежать быстрого утомления, используем игры.

«Придумай слово»

Цель — развитие фонематического слуха у дошкольников или умение подбирать слова на заданный звук.

В процессе игры ребёнок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, взрослый говорит: «К нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] ».

 

Ребёнок должен подобрать как можно больше слов на этот звук. Если в силу каких-то причин ребёнок не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь ребёнку, вспомнив вместе сказочных героев, или названия любимых игрушек.

 

«Поймай слог»

Цель — развитие слухового внимания и его быстроты.

Взрослый называет слог, а дети ребёнок «превращает» его в слово.

Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т.д.

 

Игровое упражнение «Раздели правильно»

Цель — развитие умения делить слова на слоги.

В эту игру можно играть всей семьёй. Дети и взрослые становятся в круг и проговаривают чистоговорку:

Друг за другом мы шагаем

Слова на слоги разделяем.

Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

 

Игра «Наоборот»

Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

При работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашёл»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

 

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лёд ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжёлый, а пух ... и т.д.

 

    Предлагаемые игры помогут вашему ребёнку сформировать фонематическое восприятие, обогатить словарный запас, повысить звуковую культуру речи, что благотворно отразится на его общении со сверстниками, обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_ns.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

 

Консультация для родителей

Полезные советы родителям по развитию речи дошкольников.

Исправить дефектное звукопроизношение можно только при сформированном фонематическом восприятии. Важно создать благоприятную обстановку, которая позволит ребенку раскрепоститься и будет располагать его к творческой  игре. Нельзя играть перед сном, нельзя перегружать ребенка слишком сложными по содержанию стихотворениями, т.к. у него пока незрелый речевой аппарат. Завершение игры необходимо обыгрывать, каждый раз придумывая новые ситуации (то оповещает колокольчик, то дудочка звучит, то приходит Мишка и напоминает ребенку о том, что игра закончилась. Прекрасный способ оздоровить ребенка с дефектами речи - зарядка на свежем воздухе с включением игровых приемов.

 «Доскажи слово» ( слова в скороговорках).

 Ащ- ащ- ащ- у Тани новый …плащ

 Ас-ас-ас- мы пили… квас

 Ош- ош-ош- ландыш так… хорош

Обратите особое внимание на развитие дыхания.

Дети тренируют силу и длительность выдоха, выполняя следующие упражнения.

 «Одуванчик»

Обдувать одуванчик сначала несколькими короткими, а затем одним долгим выдохом.

«Мыльные пузыри»

Пускать мыльные пузыри через соломинку, как клоуны.

Фонематическое представление формируется у детей через наблюдение за различными вариантами фонем, их сопоставление и обобщение. Поэтому с первых занятий внимание детей привлекается к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучить детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слогов, связывая эти ощущения с акустическими раздражителями. Чтобы вызвать у ребенка интерес и избежать быстрого утомления, используем игры.

«Придумай слово»

Цель — развитие фонематического слуха у дошкольников или умение подбирать слова на заданный звук.

В процессе игры ребёнок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, взрослый говорит: «К нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] ».

 

Ребёнок должен подобрать как можно больше слов на этот звук. Если в силу каких-то причин ребёнок не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь ребёнку, вспомнив вместе сказочных героев, или названия любимых игрушек.

 

«Поймай слог»

Цель — развитие слухового внимания и его быстроты.

Взрослый называет слог, а дети ребёнок «превращает» его в слово.

Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т.д.

 

Игровое упражнение «Раздели правильно»

Цель — развитие умения делить слова на слоги.

В эту игру можно играть всей семьёй. Дети и взрослые становятся в круг и проговаривают чистоговорку:

Друг за другом мы шагаем

Слова на слоги разделяем.

Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

 

Игра «Наоборот»

Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

При работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашёл»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

 

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лёд ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжёлый, а пух ... и т.д.

 

    Предлагаемые игры помогут вашему ребёнку сформировать фонематическое восприятие, обогатить словарный запас, повысить звуковую культуру речи, что благотворно отразится на его общении со сверстниками, обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Полезные советы родителям"

Помните, дорогие родители, что  именно ваша поддержка нужна ребёнку прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому чел...

Консультация для родителей "Полезные советы родителям будущих первоклассников"

Консультация для родителей"Полезные советы родителям будущих первоклассников"...

Консультация для родителей "Полезные советы родителям будущих первоклассников"

Консультация для родителей "Полезные советы родителям будущих первоклассников"...

Консультация для родителей «Полезные мобильные приложения для развития речи детей с нарушениями речи»

Представляю вашему вниманию консультацию для родителей по теме: «Полезные мобильные приложения для развития речи детей с нарушениями речи». В консультации указываются полезные образов...

Консультация для родителей "Полезные советы родителям по изобразительной деятельности детей".

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ....