"Детский аутизм"
консультация на тему

Москвина Анна Юрьевна

Материал для родителей про аутизм

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskiy_autizm.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

«Ранний детский аутизм».

                                           

                                             Выступление

                                                        педагога-психолога                                                                       Трифоновой Г.В.

Ранний детский аутизм.

Психологическая помощь ребенку при формирующемся детском аутизме.

          Ранний детский аутизм – особая аномалия психического развития, при которой имеются стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром.

Симптомы:

     Одиночество ребенка, отсутствие стремления к обучению, затруднено понимание выражения лица и формирование собственной адекватной мимики, грубо нарушается формирование привязанности, однообразие интересов и пристрастий, речевые нарушения.

     

     Ранний детский аутизм встречается у 3- 6  из 10 000 детей, у мальчиков чаще, чем у девочек.

     Сейчас в России ранний детский аутизм считают одним из видов психического дизонтогенеза и обязательно должны открываться коррекционные учреждения.

Выделяют 3 основных области в которой аутизм проявляется особенно ярко:

  1. речь и коммуникация;
  2. неспособность к установлению эмоциональных связей;
  3. нарушение речевого развития ребенка.

Им характерна зависимость от матери, активно ищут защиты у близких.

Портрет аутичного ребенка:

      Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. У аутичного ребенка нарушается комплекс оживления, характерный для нормального развития ребенка. Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки, гораздо позже узнает мать, но, даже узнав её, не тянется к ней, не реагирует на ее уход. В более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. У них нет желания общаться. От коллективной игры Аутичный ребенок отказывается, предпочитая игру в уединении, могут годами играть в одну и ту же игру.  Малейшие изменения в их жизни, могут стать для них травмирующим фактором.

       Результатом таких изменений бывает «уход в себя», вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, с животными в стремлении крушить и ломать все кругом.

       Они позже других детей научаться одеваться, раздеваться. Причем многократный показ одного и того же действия не приведет к желаемому результату.

Аутичный ребенок рисует  по-своему: вдумчиво, не торопясь, иногда для них это целый ритуал. Деревья имеют толстый ствол без листочков, стараются все заштриховать в разных направлениях. Тематика однообразна. Нет соразмерности, что получится, то и рисуют.

Как помочь аутичному ребенку?

      Коррекционная работа с каждым ребенком будет более успешной, если ее проводить комплексно группой специалистов (психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, музыкальным руководителем и родителями).  

      Но при одном условии – работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.

      У аутичных детей нарушена пространственная ориентация, поэтому полезно разместить в групповой комнате несколько зеркал на уровне глаз ребенка. Время от времени уметь привлекать ребенка к его отражению. Это дает положительный результат.  

      Для развития тактильного зрительного восприятия можно использовать такие игры как: «Волшебный мешочек», «Угадай предмет», «Вкладыши Монтессори». Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге, взрослый может на время занятия с его согласия поменяться с ним ролями. Иногда аутичному ребенку необходима организационная помощь в организации действия. Взрослый работает руками ребенка.

       Телесный контакт и упражнение на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка.

        Психологи рекомендуют аутичным детям заниматься рисованием пальчиками, полезна работа с песком, глиной, пшеном.

        Для занятия для коррекции общей моторики очень полезно иметь дома свой небольшой спортивный комплекс, где выполняются привычные, реже трудные упражнения.

        Полезно находиться и двигаться в воде, кататься зимой на лыжах, коньках, летом на велосипеде.

        При работе с аутичным ребенком необходимо большое терпение, многократное повторение, показ.

         Необходимо отметить, что аутизм проявляется в разных формах.

Выделяют 4 формы:

  1. группа: отрешенность от окружающего его мира. Дети не владеют формами контакта, не имеют потребности, не владеют навыками социального поведения, бездеятельны, беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания.
  2. Отвержение окружающего мира. Эти дети малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут с гримасами или застывшей мимикой. Сложные эмоциональные переживания таким детям недоступны. У них наблюдается примитивная, но предметно тесная связь с матерью.
  3. Группа. Замещение: характерна развивающаяся речь, более высокий уровень коллективного развития, дети менее аффективны, зависимы от матери, низка способность к сопереживанию. При монологе очень слабый диалог.
  4. Повышенная ранимость окружающего мира.  Это неврозоподобные расстройства, чрезвычайная ранимость, тормозимость, пугливость, особенно в контактах.

       Для занятий необходим положительный фон. Необходимо использовать стихи, считалочки и песенки.

       Физические упражнения, подвижные игры – снимают мышечное, а затем и общее психическое напряжение, скованность, делают детей более ловкими, общительными, активными.

Правила работы с аутичными детьми:

  • Принимать ребенка таким, какой он есть;
  • Исходить из интересов ребенка;
  • Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка;
  • Чаще присутствовать в группе, где занимается ребенок;
  • Чаще разговаривать с ребенком (как мать);
  • Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения;
  • Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию, схемы и т.д.;
  • Избегать переутомления ребенка.

        Особенно важное значение, в работе с аутичными детьми имеет установление с ним эмоционального контакта, стимуляция и развитие сохранных сторон его психики и преобладающих интересов.

Используемая литература:

  1. Лебединский В.В. «Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза».
  2. Никольская О.С. «Аутичный ребенок. Пути помощи».
  3. Научно-методический журнал «Директория» № 6 за 2006 год.
  4. Аршотская О.С. «Психологическая помощь ребенку при детском аутизме».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевых нарушений у детей с ранним детским аутизмом.

Представленные методы и приёмы позволят лучше понять начальный этап коррекционного воздействия при работе с данной категорией детей....

Презентация "Ранний детский аутизм"

В презентации обобщен и представлен опыт работы по теме "ранний детский аутизм"...

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми.

Здесь представлен материал о детях с РДА. Рекомендации по коррекционной работе....

Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом.

Основные принципы коррекционного подхода в работе с детьми с синдромом раннего детского аутизма. Параметры, по которым можно определить уровень контактов с окружающим миром и людьми ребенка в данный м...

Ранний детский аутизм

Содержание1.     Психофизическое развитие детей в младенческом возрасте2.     Психофизическое развитие детей в раннем возрасте3.     Особенн...

Адаптация ребенка с ранним детским аутизмом в детском саду

Всю часть времени ребенок, посещающий наше образовательное учреждение, находится с воспитателем. Поэтому роль воспитателя  в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстни...