Консультация "Развитие речи ребенка второго года жизни"
консультация по теме

Харитонова Светлана Викторовна

Для успешного развития речи ребенка необходимо создание условий с самого раннего возраста. В консультации отражены изменения в развитии речи детей второго года жизни, даны советы и рекомендации по организации игровых ситуаций в домашней обстановке, на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_rebenka_vtorogo_goda_zhizni.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребенка второго года жизни.

    Каждый из родителей хочет, чтобы его ребенок рос умным, любознательным, с хорошо развитой речью, и если в течение первых месяцев жизни проводилась подготовительная работа по развитию речи, то она дает свои зримые результаты к началу второго года. Малыш активно и успешно начинает подражать речи взрослых, быстро растет количество слов, которые он понимает. Он знает названия многих предметов, движений и действий (сядь, встань, возьми, отнеси) и выполняет по просьбе взрослого простые поручения. Но пока он еще пользуется однословными предложениями.

    К полутора годам ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и некоторые согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х, й). Многие из согласных звуков часто произносятся им смягченно (дяй вместо дай). Нередко вместо общепринятых слов употребляются звукоподражания: корову ребенок называет му, собаку – ав-ав, кошку – мяу, машину – би-би, часы – тик-так. Звукоподражательные слова произносить малышу легче, чем полные. Вместо целого слова он может произносить ударный или первый слог: кукла – ку, собака – ба, коробка – ко. Некоторые дети в этом возрасте наряду с облегченными словами начинают употреблять правильно произносимые слова (кукла, машина, мишка).

    С полутора лет у ребенка наблюдается резкий скачок в развитии активной речи: он начинает изменять слова, связывать слова в фразу: Дай ку (Дай куклу); Вова би-би (Вова хочет машину).

    Постепенно речь становится основным средством общения, вытесняя мимику и жесты. Быстро растет активный словарь малыша – к двум годам он включает примерно 300 и более слов (в основном это имена существительные и глаголы, причем глаголы встречаются в 2-3 раза реже, появляются в речи наречия: тут, там, здесь). Он легко и правильно повторяет целые слова и фразы, спрашивает взрослых, как называется тот или иной предмет: «Что это?». Ребенок строит предложения из 3-4 слов.

    Темп развития речи у детей различный. Он зависит не только от того, как часто взрослые общаются с ребенком, но и от его индивидуальных особенностей. Какие же стимулы необходимы для развития речи малыша?

    На втором году жизни ребенка необходимо решать следующие задачи речевого развития: развивать у него понимание речи взрослых, умение точно подражать словам; поддерживать стремление малыша разговаривать с окружающими, знакомить его с названиями предметов и явлений, выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений.  

    Для развития понимания речи, расширения словарного запаса малыша предлагайте выбирать среди нескольких игрушек какую-то одну. Разложите перед ребенком игрушки: пирамидку, куклу, погремушку и попросите найти среди них, например, пирамидку и дать ее, переложить предмет или игрушку с одного места на другое. Чтение небольших рассказов, сказок, потешек и стихотворений также способствуют развитию понимания речи детей. Чтение стихов вырабатывает у ребенка чувство ритма, которое выражается в том, что, слушая их, он нередко в такт начинает покачивать головой, хлопать в ладоши, постукивать ножками. Стихи, прибаутки, потешки должны быть небольшими по объему, ритмичными, несложными по содержанию. Следует поощрять ребенка, если он вслед за вами повторяет отдельные слова, договаривает стихотворную фразу.    

    Для развития активной речи в играх с малышами учите его правильно называть окружающие предметы (в основном это предметы домашнего обихода: одежда, мебель, посуда, игрушки). Создавайте ситуации, при которых ребенок вынужден обращаться с речью к взрослым. Например, попросите малыша принести какой-то предмет, но для этого он должен сначала попросить его у папы или спросить у бабушки, где он лежит (эти задания следует давать не ранее чем с полутора лет).

    Некоторые родители стараются предупредить желания ребенка, не дают ему возможности словами выразить свою просьбу. Например, Коля подошел к столу и тянется к вазе с фруктами. Мама, вместо того, чтобы спросить ребенка: «Что тебе дать?», молча дает ему яблоко. Он также молча берет его и отходит. В данном случае мама не только не стимулирует речь малыша, а, наоборот, создает такие условия, когда у ребенка отпадает всякая необходимость обращаться к взрослому. Для развития речи необходимо использовать моменты, когда ребенок вынужден по собственной инициативе обращаться к вам. Если он не может назвать предмет, назовите его сами несколько раз: «Тебе дать мяч (пирамидку)?» Предложите ребенку по мере его возможности повторить, назвать данный предмет.

    Знакомить малыша с новыми игрушками нужно в игровой форме. Покажите ребенку игрушку: «Это петушок», потом быстро спрячьте и спросите ребенка: «Где петушок? Давай его вместе позовем». Продолжая игру, попросите ребенка самостоятельно назвать петушка. После этого дайте игрушку ребенку, чтобы он рассмотрел и потрогал ее. Спросите его, как кричит петушок, лает собачка, мяукает кошка. Добивайтесь, чтобы ребенок правильно и четко произносил звукоподражания. Для развития умения самостоятельно пользоваться глаголами при назывании действий посадите игрушку на стул (положите на кровать, поставьте на ноги), одновременно говоря: «Ляля, стой (мишка, спи; зайка, сиди)». Предложите ребенку самому накормить ее, уложить спать, поставить.

    Играя, ребенок часто разговаривает с игрушками. В таких случаях не следует ему мешать, так как в этот момент совершенствуется его произношение, улучшается подвижность артикуляционного аппарата, развивается голос, дыхание.

    Ребенок быстро запоминает слова, которые слышит ежедневно. Используйте любую возможность для развития его речи. Так, при подготовке к завтраку, обеду или ужину, при кормлении называйте свои действия, предметы, которые ставите на стол: «Это чашка для папы, это чашка для мамы. Это маленькая чашечка для Танечки». Через некоторое время малыш, подражая вам, ставя посуду на стол, будет сам говорить эти слова. Ребенку нужно чаще задавать вопросы, на которые первое время вам придется отвечать самим. Например, мама, разбирая Коле кровать, спрашивает его: «Куда сейчас Коля пойдет? В кроватку. Спать». Постепенно ребенок будет отвечать на эти вопросы сам.

    Вызвать речевую активность ребенка можно и таким образом: покажите игрушечного щенка и спросите малыша: «Это котенок?» Такие провоцирующие вопросы вызывают у ребенка речевую активность, желание поправить взрослого, назвать предмет правильно, учат его вслушиваться в речь окружающих.

    Разговаривать с ребенком надо о тех предметах, которые привлекают его в данный момент, или о тех действиях, которые он совершает. Например, собираясь с малышом на прогулку, нужно обратить его внимание на то, что надо надеть шапочку, варежки, сапожки и т.д. На прогулке ребенок видит вокруг себя много новых, незнакомых, привлекательных для него предметов. Он хорошо запомнит слова, обозначающие то, что его особенно заинтересовало. Вот увидел малыш автомобиль. В этот момент нужно сказать ему, что это машина, что она едет, гудит, что она синего цвета. А дома, после прогулки, спросить, что он видел на улице.

    Обогащение словарного запаса должно происходить не только за счет существительных и глаголов, но и других частей речи. Двухлетние дети могут запомнить, кроме названий, некоторые качества и свойства предмета – круглый, мягкий, твердый. Взрослые должны упражнять малыша в их усвоении. Так, укладывая дочку спать, мама может сказать: «У нашей Тани кровать большая, а у куклы Ляли кроватка маленькая. У папы чашка большая, а у Тани – маленькая». Предметы, предлагаемые для сравнения величины, должны находиться рядом, чтобы ребенок видел их. Предложите ему показать, где большая чашка, а где маленькая, где большая ложка, а где маленькая. Следует указывать ребенку и на цвет предметов. Например, Тане купили новое платье. Мама подходит к девочке и говорит: «Какое красивое платье у Тани! Красное».

    Когда вы знакомите малыша с новыми словами, добивайтесь, чтобы он отчетливо произносил в них гласные звуки, обращайте внимание на твердость произнесения согласных звуков (говорить дай, а не дяй). Для этого полезно использовать звукоподражательные слова. Так, показывая игрушечного гуся, скажите ребенку: «Это гусь. Он кричит га-га-га. А теперь скажи, как кричит гусь». Если малыш будет ошибаться и произносить мягко гя-гя-гя, надо поправить его.

    Дети второго года жизни очень любят рассматривать цветные картинки. Используйте этот интерес малыша для развития его речи: предложите ребенку показать и назвать какой-либо предмет, найти мишку, зайчика. Изображение на картинках должно быть красочным. Со второго полугодия второго года жизни следует от показа предметных картинок перейти к показу картинок, на которых изображены действия, совершаемые животными, людьми: собака бежит, кошка ест, малыши играют. Нужно задавать по картинкам вопросы: «Кто это?» (Зайка). «Что он делает?» (Сидит). 

    Чем чаще ребенок будет произносить звуки, слова, употреблять фразы, тем совершеннее будет его речевой аппарат, тем быстрее он закрепит в своей речи вновь усвоенные слова. Известный психотерапевт В.И.Гарбузов сказал: «Первые слова в одно и то же время произносит и будущий гений, и умственно отсталый, а вот первую фразу из двух слов в полтора года и тем более одну фразу из трех-четырех слов к двум годам построит только ребенок умственно сохранный, интеллектуально полноценный». И во многом это зависит от родителей.

Использованная литература:

Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

Доклад "Развитие речи ребенка четвертого года жизни (3-4 года)"

Возрастные показатели развития речи ребёнка 4 года жизни....

Консультация для родителей "Речь ребенка второго года жизни. Вопросы и ответы"

В данной консультации вы найдете ответы на интересующие вас вопросы о речевом развитии ребенка второго года жизни....

Консультация для родителей: "РОЛЬ МАТЕРИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ РЕБЕНКА. ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ"

Создавая в себе физическое тело малыша до рождения, после рождения мама формирует его духовный мир. Она как будто на ладонях привносит то светлое, что может дать ребенку. «Привносит на ладонях&r...

«Как развивается речь ребенка второго года жизни»

В копилку родителям детей раннего возраста...

Игры для развития понимания речи ребёнка второго года жизни (с 1 года до 2 лет)

Речь складывается из активного и пассивного словаря. Нужно заложить фундамент для речи – накопить достаточно большой пассивный словарь, для того чтобы появилась возможность перехода к активному ...