Главные вкладки

    Работа с родителями
    консультация (младшая группа) на тему

    Консультация для родителей «Наши привычки – привычки наших детей»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей: «Наши привычки – привычки наших детей»



    Почти в каждой семье появление у ребёнка нежелательных элементов в поведении, высказывания и поступков вызывает удивление: «Откуда это у него?». Если ребёнок посещает ясли, детский сад, школу или часто играет с детьми на улице, то всё отрицательное в его поведении и высказываниях приписывается дурному влиянию среды. Ну а если ребёнок ещё мал, если детсад ещё не посещает, на улице среди сверстников не бывает, тогда как? В таких случаях взрослые склонны считать, что ребёнок просто от рождения имеет дурные наклонности. Встаёт вопрос, может и в самом деле малыш получил от предков “дурные” гены, которые являются виновниками его странных поступков? И тут уж никакое воспитание не в силах помочь?

    Не все, конечно, дети одинаковы от роду. Наследственная программа охватывает многие базисные основы поведения. Учение И.П.Павлова о типе высшей нервной деятельности раскрывает сущность этой программы, освещает значение биологических основ формирующейся личности ребёнка. Умалять в связи с этим значение наследственности недопустимо, но и биологизировать личность ребёнка, считать, что всё в поведении его определяется наследственностью, означало бы мыслить односторонне и не в соответствии с данными науки. Недаром ещё И.М.Сеченов считал, что поведение на 99,9% определяется средой. Воспитание, выработка привычек, формирование нравственного облика ребёнка, да и взрослого человека – это пока основной путь воздействия на личность, наследственность такому воздействию поддаётся пока в значительно меньшей степени. И даже те задатки, которые определены наследственностью, могут быть в определённой степени скоррегированы целенаправленным систематическим воспитательным воздействием.

    В воспитательном отношении взрослый человек для малыша является наиболее авторитетным человеком, из которого можно черпать ответы на возникающие вопросы, перенимать решения обыденных и более сложных ситуационных задач, постоянно возникающих перед развивающимся ребёнком, усваивать поведенческие акты и их детали. Ребёнок во всём подражает взрослым и главным образом тем, которые постоянно общаются с ним, удовлетворяют его жизненные и ориентировочные запросы, составляют наиболее устойчивую микросоциальную среду. Но физиологический механизм подражания как бы “слеп”: ребёнок подражает взрослым и в хорошем, и в плохом. Само по себе подражание не различает того, что надо перенимать, от того, что перенимать не надо. Мы не замечаем, что воспитание, учёба малыша, в основе чего лежит подражание начинается очень рано, когда он ещё “ничего не понимает”. Дело в том, что у детей от природы хорошо развита так называемая механическая память – зрительная, слуховая, моторная, эмоциональная, позволяющая ребёнку запечатлевать всё то, что он видит, ощущает, слышит независимо от того, осознаёт ли малыш всё это или не осознаёт.

    Особо интенсивное накопление элементов познания происходит в первые пять лет жизни человека, а это ведь период дошкольный, когда ребёнка “по-настоящему” никто не учит и не воспитывает, а всё это идёт как бы “само по себе”. Но именно в этот период за папами и мамами, дедушками и бабушками постоянно наблюдает зоркий глаз будущего взрослого человека, и не только наблюдает, но всё фиксирует, перенимает, формирует, создаёт свою “энциклопедию” элементов поведения, нравственности. А знаний? И знания, но последние начнут более интенсивно формироваться позже, по мере созревания интеллекта с шести семи лет, когда первый звонок позовёт ребёнка в школу. Вот почему очень важно, чтобы именно в этот возрастной период малыш не впитал в себя из внешней микросреды отрицательное, ненужное, лишнее.

    Наиболее распространённый недостаток в поведении детей – это неоконченное действие: ребёнок взял игрушку, поиграл и бросил, не отнёс и не положил её туда, откуда он её взял, не закончил действия, связанные с этой игрушкой. Перелистал книжку и бросил её там, где она перестала его интересовать. Зайдя в квартиру, снял головной убор, но не положил его туда, откуда взял. Это простые, элементарные деятельные акты. Но привыкнув не заканчивать их, ребёнок в дальнейшем не будет доводить до конца начатое им дело. А из незаконченных действий формируется хаотичное, безалаберное, несистематизированное поведение, которое уже становится доминирующей составной характера. Элементарный принцип порядка и заключается именно в том, что каждая вещь, каждый предмет в доме имеет своё место, и место это должно быть постоянным, а каждое полезное действие имеет начало развития и конец. Позже ребёнок усваивает всё это, здесь начинаются элементы продуктивного творчества.

    Наблюдения показывают, что большинство детей не заканчивает начатое действие, не приобретает привычки ставить вещи на свои места. Причина этого порой удивительно проста: вещи, которыми ребёнок пользуется, не имеют своего постоянного места – таков порядок или, вернее беспорядок заводят дома папа, мама и другие домашние воспитатели ребёнка. Нам, например, приходилось наблюдать в одной семье “миграцию” тапочек ребёнка: мы их видели в коридоре у входной двери, в ванной комнате, на кухне, в спальне возле кроватки, на подоконнике, даже на холодильнике, в ящике с игрушками. Мама каждый раз бранит ребёнка за то, что он ставит тапочки не в одно и то же место, но это место, оказывается, не определила. Больше того, мама также каждый раз ищет свои вещи, которые могут оказаться в самых различных местах. А ведь у ребёнка та или иная привычка вырабатывается благодаря тому, что он постоянно видит, а не тому что ему говорят. Реальная деятельность в данном случае для ребёнка играет значительно большую роль, чем слова, не подкрепляемые постоянно этой действительностью.

    Неаккуратному воспитателю трудно ожидать успехов в выработке привычек аккуратности у своего воспитуемого. Если папа утром не заправляет свою кровать, то научить этому ребёнка ему очень трудно. А в случае наказания малыша за неаккуратность нередко можно услышать справедливое замечание самому папе: «А ведь ты, папа, свою постель тоже не заправляешь» И напрасно в таком случае ссылаться на возраст. Может опять последовать вопрос ребёнка: «А почему взрослым можно не заправлять постель, а детям нельзя?» Убедительно ответить на этот вопрос воспитуемого воспитателю вряд ли удастся. Авторитет родителя в глазах ребёнка падает.

    Подобных примеров можно привести немало. Очень трудно, скажем, научить ребёнка убрать за собой со стола посуду, если это не делают со своей посудой другие члены семьи. Нелегко научить малыша и говорить «Спокойной ночи», «Доброе утро», если никто в семье не делает этого. А если это делается, то не приходится прилагать специальных усилий, привычка возникает сама по себе.
    Люди из поколения в поколение буквально тащат за собой груз изъянов в воспитании, ущербную нравственность, не нужные никому навыки и привычки, плохие характеры. И вся трудность воспитания новых поколений заключается в том, что окружающая ребёнка микросреда передаёт ему устаревший нравственный багаж старших поколений. Сам процесс воспитания словами начинается позже, когда уже значительная часть этого багажа передана. И в самом деле, если бы ребёнок никогда не видел сигарет, не знал, что такое табак, не видел процесс курения, разве появилось бы у него, уже взрослого человека желание курить? Или употреблять спиртные напитки? Конечно же, нет.
    Антиникотиновое и антиалкогольное воспитание потому и не достигает должного успеха, что ведётся преимущественно на словах, а среда делает своё пагубное дело. Порок прививается нередко открыто и прямолинейно, когда взрослые, например, в праздничные дни усаживают детей за стол вместе с взрослыми, где употребляют спиртные напитки и курят, а нередко и детям дают «капельку» по случаю праздника. Но случается, когда порок прививается незаметно и, казалось бы безобидно. Пример: любящая своего ребёнка мама ежегодно отмечает его день рождения, считая, что такая традиция имеет важное воспитательное событие. К этому дню мама тщательно готовится, приглашает 10 - 15 сверстников, накрывает на стол, ставит бутылки. Но спиртного нет! Ситро, лимонад, минеральная вода, пепси – кола. “Взрослые” блюда (маме для своего ребёнка ничего не жалко). Произносится тост, наливаются рюмки, вручается дорогой подарок. Всё, как у взрослых. Детям это нравится, а прослезившаяся мама не замечает, как она постепенно готовит своего сына к приёму спиртных напитков, как готовит почву для переоценки его будущей личности, гипертрофируя его “я”. Дело в том, что не следует каждый год столь шумно отмечать день рождения ребёнка: и гостей – то многовато, и без взрослых блюд можно обойтись. Детям – всё детское: и одежда, и блюда, и столик для занятий и приёма пищи, всё по – возрасту. Переносить на детей статус взрослого ни в коем случае не следует. Всему своё время и своё место – это одно из важных правил воспитания.

    Неразумно добротой к ребёнку, слепой любовью к нему и вседозволенностью можно нанести непоправимый вред, исковеркать его формирующуюся личность. Ни любовь к себе ребёнка воспитывает таким отношением мать и ни уважение, ни авторитет, а нечто совершенно другое. Авторитет, уважение, любовь к себе можно завоевать проявлением справедливости, объективности, честности, искренности, порядочности, участности, разумной доброты и внимания к ребёнку. И не только к ребёнку, но и к другим людям. Последнее обстоятельство, кстати сказать, имеет исключительно важное значение: ребёнок очень быстро заметит особое расположение к себе воспитателя по сравнению с другими детьми, а заметив это расположение к себе, не замедлит использовать как средство для достижения индивидуалистических целей.

    Взрослые, вспоминая своё детство и отношение к себе родителей и других воспитателей, никогда не проявляют обиды, не осуждают требовательность последних, даже строгость, и всегда с чувством благодарности отзывается об объективности, справедливости, честности своих родителей, их трудолюбие, порядочности, высокой нравственности, принципиальности.

    Родительский пример в поведении, поступке, способе решения какой – либо жизненно важной задачи оставляет в душе ребёнка глубокий след. И этот ребёнок, став взрослым, попав в ситуацию, в которой сам никогда раньше не был, поступает так, как когда - то в далёком детстве подобной ситуации поступил его отец или мать, или другой близкий воспитатель. Осознанно или не осознанно, а глубоко в психике остался след от пережитого в детстве, модель решения трудной задачи, поведенческий акт в сложной ситуации. “Энциклопедия” составных элементов поведения и нравственности, столь интенсивно создающаяся в ранние годы детства, первые пять лет бытия срабатывает на любом этапе последующей жизни. Меткое замечание о значении примера родителей для воспитания детей сделал в своё время А.Дюма: “Мать может надеяться на беспрекословное послушание дочери лишь в том случае, если она неизменно служит её примером благоразумия и образцом совершенства”. То же отец, бабушка, дедушка и вообще воспитатель.

    Дошкольники ещё не подготовлены к глубокому пониманию сущности происходящих вокруг них событий, возникающих ситуаций, слышимых рассказов. С позиций этой неподготовленности они могут сделать и незрелые выводы, наносящие ущерб формирующимся установкам их личности. Приведём пример. Папа и мама по вечерам в присутствии двоих детей четырёх и шести лет постоянно отзывались отрицательно о своей работе, о сослуживцах, о недостатках своего начальника (они работали в одном учреждении). И вот однажды, когда речь зашла о детях, их будущем, их работе, четырёхлетний сын высказался так:

    - А я, папа, когда вырасту, работать не буду. Работать плохо.
    - А что же ты будешь делать?
    - Буду снимать начальников, начальники не нужны, они плохие.

    Ясно, что такая подготовка ребёнка к будущему труду не приносит пользы. Важно всегда помнить, что рядом с нами формирующийся человек, который всё впитывает. Виденное, слышимое, наблюдаемое, ощущаемое, пережитое. И плохое, и хорошее. Если природа даёт человеку натуру, темперамент, тип высшей нервной деятельности, то среда, микросреда, семья, родители создают у ребёнка навыки, привычки, “вторую натуру”, формирует характер. А всё это вместе с социальной направленностью во главе создаёт личность человека. И главными творцами, строителями личности ребёнка являются ближайшие его создатели – мама, папа, бабушка, дедушка. Их привычки – привычки их детей, внуков. Создаётся, кроме биологической, социальная система наследственности. И самое обидное, когда любящие родители сами прививают любимому ребёнку плохие привычки. Между тем, дети очень радуются хорошему, что есть у их родителей. С каким восхищением они рассматривают ордена и медали своих дедушек, с какой гордостью рассказывают своим маленьким сверстникам о том, что их дедушки участвовали в войне с фашистами, защищали нашу родину от врагов, что их папа и мама тоже хорошие. И как больно ребёнку, если он не может в беседе с однолетками привести в пример папу и маму.

    Воспитание – процесс вечный и бесконечный, как сама жизнь. И осуществляя это благородное дело, вырабатывая у детей привычки, вкусы, формируя их личность, мы должны твёрдо помнить и осознавать наши недостатки, наши пережитки, изъяны с тем, чтобы предохранить от них детей, внуков, правнуков, будущие поколения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

    Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

    Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

    Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

    Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

    Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

    Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

          Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

    Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

    Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

    Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

    В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...