Положи твое сердце у чтения
консультация на тему

Горельская Ирина Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhi_tvoe_serdtse_u_chteniya.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Работа   с  родителями

Консультации   для  родителей

« Положи  твое   сердце  у  чтения»

Ребенок  седьмого   года   жизни,  научившись  читать,  самостоятельно

постигает   с  малых  лет   известную  ему  «Репку»  и  размышляет  над

сказкой: «И  зачем  было  такую  репку  сажать,  которую  сам вытянуть  не

сможешь!»   А  эти!   Прибежали,  зовут друг  друга,  суетяться, и все  такие

беспомощные.  Не  нравиться  мне  эта  сказка!»

Им,  сегодняшним   детям,  в  художественном произведении  не  нравиться  многое:  и  то,  что  в  пушкинской   сказке  о  рыбаке  и  рыбке

старуху  обвиняют.  За что  ее  ругать: со  стариком 30 лет и три  года  прожили,  ничего не нажили,  и  после  этого  она  к  нему  хорошо  относиться   должна!     И то,  что  Колобок таким  несообразительным

оказался: надо  было  не  повиноваться  Лисе,  а  заменить  ее  на ту,  что  помоложе,  что  лучше  слышит, тогда  бы  и  жив  остался.   Не  нравиться и то, что Каштанка, проявив  свою  собачью  сущность,  мчится  на  голос  старого  хозяина,  забыв  о  своем  положении  примы  на  арене  цирка,

сытной  еде, коврах  и удобствах в доме  хозяина  нового:  куда  мчиться  -то:  к полям, стружкам,  пинкам!

   Сегодняшние  дни  видят  жизнь,  изображенную  в  художественном

произведении,  по-другому,   приоритетными  считают  иные  ценности,

имеют  иные  суждения  о  том,  что  было  и  что есть,  и  мы,  взрослые,

это  знаем,  но  понять  мир  ребенка  конца  20 века  не  можем,

потому  что  не  хотим.    Мы  по-прежному   утверждаем,  что  «Репка»- это

сказка  о  дружбе,  о силе  коллектива,  способного совместно  сделать  большое  дело,   которое  неподсильно  одному,  не задумываясь  о том,

что   поэтому  поводу  малыш.

      Наше  общение   с  ребенком  в   процессе  чтения   художественного

произведения   зачастую  или  не  предлагает   никакого  разговора  о

прочитанном,  или  имеет  форму  диктата:   понимай,  как  я,  думай,

как  я.   Результат  такого  общения  -  не  только  практически  полная потеря интереса  к чтению,  к  обдумыванию  прочитанного ( по  мнению

исследователей,  только  от 2 до 8%  детей -  дошкольников  любят  читать

и  своей  ведущей  деятельностью  считают  чтение),  но  и  воспитание

новой  человеческой  генерации- безразличных  ко всему  на  свете  конформистов.   Этот  процесс   начинается  в  семье,   ДОУ  и  успешно

продолжается  в  школе,  заканчивая  которую  ребенок  усваивают:

говорить  надо  не  то,  что  думаешь,  а  то  что хотят услышать от тебя.

       Недовольство  взрослых  могут  вызвать  и  вызывают  детские  фантазии,  основанные  на  невольном  фонетическом  искажении  прочитанного.  Многие дети верят  в  то,  что  в  народных сказках

существует   какой –то  несчастный  Добран,  которого  все  жуют,

потому  что  так они  слышат   известную  концовку: «Стали  жить-

поживать,  да  добра  наживать».

У  ребенка  дошкольного  возраста  речевой  слух  находится  в  процессе

развития.   Малыш  не  всегда  различает  звуки  речи,  не всегда  может

уследить   за  непрерывным   потоком  слов.    Ему   бывает,  неясен  как

смысл  каждого  отдельного  слова,  услышанного  впервые  или  в  непривычном  сочетании,  так  и  смысл   фразы в целом.

У  дошкольника  словарный   запас  и  жизненный опыт  не  настолько  велик,  чтобы   безупречно  ориентироваться  в  звучащем  тексте.

В  результате,   услышанное  им  трактуется  по- своему,  так,  как  понятно

только   ему.   Созданное  малышом  глубоко  индивидуально,  образно,

красочно.   За  неправильно  понятым  словом  или фразой  порою встает

целый   мир  детских видений,  в  котором  ребенку  уютно   потому,  что

он  стал для  него близким,  отчетливым.

У  литературного   произведения   сейчас  много  заместителей:  аудио, видео, телепрограммы,  компьютерные  игры.   Они  ярки,  увлекательны,

их   воздействие   активно.    Они  не  требуют  того  внутреннего напряжения,  переживания  той  работы ума  которые  естественны  при  

чтении  хорошей  серьезной  книги.

Период   тотального   влияния   электронных   зрительных   образов  на

ребенка   начался  в   России  сравнительно  недавно.  Проблема «Визуальная  культура   и  ребенок»   только  начинает   изучаться.  Но  аксиомой   в  ней   является  то,  что  мы  не  имеем  права  лишать  ребенка

всего  того, что  создано  технической  мыслью  нашего века,  как  и  не  имеем   права  не  замечать  и  не исследовать  то  отрицательное,  что

электронный  мир  таит  в  себе.   Причем   внимание  к  этой  проблеме

должны  проявлять  все:  от  матери  до  исследователей.

     Еще  в  1960  году  английским  писателем  Д.Б.  Пристли  было  замечено,  что  готовые  зрительные образы  не  содействуют  развитию

собственной  способности  создавать,  образно  мыслить.   Это  объеденяет

человека  духовно, не  пробуждает  творческой  энергии,  дает  готовые  

поведенческие  штампы ,   причем  зачастую  далеко  не  лучшие  их  образы.

 Находясь  в  электронном  мире,  дети  научились  обходиться  без  нас,

взрослых  .  И  это  еще  одна  проблема,  которую  мы  стараемся  не  только  не замечать.  Но  поощряем  и  приветствуем  такие  взаимоотношения.    Ведь  они  освобождают  нас  от  постоянных

«почему?»,  «поиграй  со мной»,  « что будет, если…».

Сейчас  весь  мир  озабочен  тем,  как  вернуть  книгу в руки  ребенка,

как  сделать  компьютер  союзником  книг,  помощником  читателя.

Традиционно   проблема формирования  грамотного  читателя  считалась

школьной   проблемой, но  сегодня почти  все  дети,  идущие  в  школу,

умеют  читать и  к  семи  годам   успевают  устать от  постоянных  упражнений  в  технике  чтения и возненавидеть и  «маму, моющую  раму»,  и «Репка», и все книги, которые  им  еще предстоит  прочесть.

Мы  учим  детей  читать,  но не учим  уважать и понимать книгу,  осознавать ее роль в  жизни человека,  не  учитываем  индивидуальность

ребенка.    Исследования  по  указанным   проблемам, проведенные  в  течении  более  чем  полутора  веков,  стали  для  нас  догматом,  а  не  основной  для  изучения  современного  ребенка  и  его  взаимоотношений

с книгой  вообще , и  с современной  книгой  в  частности.  Думается,  именно  сейчас  мы  должны не  только  обратить  внимание,  но  и приступить  к  деятельному  решению  этих  проблем.        

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Положи твое сердце у чтения" (консультация для родителей)

Консультация для родителей по проблеме воспитания у маленького ребенка интереса к книгам. В ней приведены слова Т. А. Милешко о том, каким чудом может стать для ребенка знокомство с книгой, и дан...

Положи твое сердце у чтения

"Я люблю книгу: каждая из них мне кажется чудом, а писатель магом, я не могу говорить о книгах иначе, как с волнением, с радостным энтузиазмом"-М.Горький...

Консультация для родителей: "Положи твое сердце у чтения"

Статья о современной прблеме чтения книг с детьми дошкольного возраста.В статье обсуждается проблема "Визуальная культура и ребенок",а также проблема формирования грамотного читателя....

Положи твое сердце у чтения

Сейчас весь мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребёнка, как сделать компьютер союзником книг, помощником читателя....

Консультации для родителей "Положи твое сердце у чтения"

Консультации для родителей "Положи твое сердце у чтения"...

Консультация " Положи твое сердце у чтения"

значение чтения в жизни ребенка...

Консультация для родителей "Положи твое сердце у чтения"

Сеемйное чтение как совместная деятельность семьи и библиотеки может стать надежной основой для обучения и воспитания ребенка. Ребенок  полюбит чтение и, ступенька за ступенькой, будет подниматьс...