Гиперактивный ребенок. Что делать?
консультация на тему

Лоншакова Мария Валерьевна

В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и излишней эмоциональностью.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnyy_rebenok.docx40.36 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивный ребенок. Что делать?

Гиперактивный ребенок Что делатьВ последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и излишней эмоциональностью.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – самое распространенное психоневрологическое расстройство. СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате - заниженной самооценки. 

Выделяют три типа СДВГ:
Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая форма СДВГ.
Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики.
Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ.

Каковы причины СДВГ?

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы (наследственность), особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т.д. 

Каков оптимальный возраст для постановки диагноза СДВГ? 

Оптимальный возраст – 4-5 лет, когда уже можно объектизировать наличие расстройства внимания. СДВГ чаще встречается у мальчиков. Диагноз могут поставить только специалисты: психиатр или невролог (психоневролог). 

Как выявить ребёнка с гиперактивностью (СДВГ)

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка:

Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность:

1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
5. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты.

Если в возрасте до 7 лет, в течение полугода, проявляются восемь перечисленных признаков, то можно предположить, что Ваш ребенок гиперактивен!

Последствия несвоевременной коррекции поведения у детей с гиперактивностью (СДВГ)

Думать, что гиперактивность – это детская проблема ошибочно: вместе с ребёнком «взрослеют» и его проблемы, которые со временем не проходят сами по себе, а только усугубляются. Ведь если «обязанности» малыша ограничиваются самыми простыми поручениями, то взрослых ждут серьёзные жизненные задачи. Неспособность планировать свою работу, неспособность сконцентрироваться и последовательно выполнить задание, неспособность наладить контакт с другими людьми – все это может быть следствием синдрома гиперактивности. Ребенок с диагнозом СДВГ находится в особой группе риска и подвержен развитию психологических расстройств.

По статистике, у половины детей с диагнозом СДВГ возникают серьезные проблемы в зрелом возрасте. Они чаще попадают в криминальные истории, уходят из дома, легче подсаживаются на иглу…. Они склонны к неоправданному риску, сталкиваются с карьерными трудностями. Зарубежная статистика такова: 32–40% детей с СДВГ бросают школу,50–70% почти не имеют друзей, 30% попадают в аварии, а 20–30% беременеют в подростковом возрасте. Они в 4–7 раз больше подвержены травмам, нежели их сверстники.

Эксперты из Научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского на основании собственных исследований пришли к выводу: более 90% игроманов, которые попадали к ним на лечение, в детстве страдали СДВГ. Кроме того, у гиперактивных людей повышены риски развития депрессий и склонность к суицидам. С возрастом симптомы могут слабеть, но полностью не исчезают.

Рекомендации родителям

  • В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели". Подчёркивайте его успехи и поощряйте его усилия, особенно во всех видах деятельности, требующих концентрации внимания, даже если результаты далеки от совершенства. Старайтесь реже говорить "нет" и "нельзя" – лучше попробуйте переключить его внимание.
  • Разговаривайте с ребёнком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
    Давайте ребёнку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Не давайте ребёнку длинных указаний и не читайте долгих нотаций – он вас просто не выслушает до конца.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня.
  • Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в оживлённых местах оказывает на такого ребёнка чрезмерно возбуждающее воздействие.
  • Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Невозможно и не следует подавлять повышенную двигательную активность – направьте её в нужное русло. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры, особенно такие, которые одновременно развивают внимание.
  • Поощряйте сильные стороны ребенка. Любые знания, умения и увлечения поднимут его самооценку и рейтинг в глазах других детей.
  • Больше играйте с ребёнком: через эту самую близкую и понятную ему деятельность вы многому сможете его научить.
  • Ребенку с гиперактивностью требуется гораздо больше внимания, чем обычным детям. Диагноз СДВГ требует от родителей малыша максимальной заботы и тепла, необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя нужным и любимым в семье.

Конечно, не следует воспринимать эти советы как универсальный рецепт для всех. Каждый ребёнок своеобразен! Конкретные рекомендации для вашего ребенка вы можете получить у профессионального психолога.

Профессиональная помощь ребенку с гиперактивностью (СДВГ)

Подход к лечению ребенка с СДВГ и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка.

Наш центр предлагает психокоррекционную программу с элементами арт-терапии по работе с гиперактивными детьми. Работа ведется по трём направлениям: индивидуальная работа с гиперактивным ребенком; 
групповая работа с гиперактивными детьми (в состав коррекционной группы кроме гиперактивных могут входить неуверенные, импульсивные и невнимательные дети. Численность детей в группе составляет 3-7 чел.);
индивидуальная работа с родителями и их психолого-педагогическое просвещение.

При проведении индивидуальных и групповых занятий используются следующие игры и упражнения:

  • упражнения на развитие внимания, памяти и воображения;
  • упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения(релаксации)
  • упражнения на развитие произвольности, самоконтроля, волевой регуляции;
  • упражнения, направленные на развитие и совершенствование
  • коммуникативных навыков и личностный рост.
  • упражнения для активизации подкорковых структур мозга.


Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось НИКОМУ, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним - вполне посильная задача. И мы вам в этом способны помочь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Гиперактивность. Гиперактивный ребенок.

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следс...

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же ...

Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же...