Работа с родителями
материал на тему

Орехова Валентина Ивановна

Ценность народных традиций  огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование  народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание любви к природе родной станицы.

  1. Помните, все начинается с малого.  Воспитывайте в ребёнке  любовь, доброту, внимание и заботу ко всему живому.
  2. Совершайте всей семьёй прогулки по Каневской,  знакомя детей с достопримечательностями и природой родной станицы.

Организуйте выезд на природу.

  1. Поощряйте любознательность ребёнка.
  2. Рассказывайте о своём районе, посетите с ребёнком зоопарк.
  3. Гуляя по улицам родной станицы  и бывая на природе, фотографируйте ребёнка. Совместное рассматривание альбома и ране пережитые впечатления сближают всех членов семьи.
  4. Предоставьте детям возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации.


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Воспитание любви к родной станице»

         В группе оформлена выставка, посвящённая вопросам патриотического воспитания: работы детей «Дорогая моя станица», «Мы – юные каневчане», книжки – самиздат, выполненные вместе с воспитателями, представлена на стенде художественная литература для чтения детям, методическая литература по данной проблеме, флаг и герб, гимн РФ, карта района и станицы Каневской.

     Для родителей накрыты, поставленные по кругу, столы для чая. Звучат кубанские песни.

    Добрый вечер, уважаемые родители!

     Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания любви к родной станице и природе в детском саду и семье. Мы рады, что вы откликнулись и пришли на встречу. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.

     Семья и детский сад выполняют каждый свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка. Семья даёт «образ мира», в котором ребёнку предстоит жить. Из семьи он выходит с уже сформированным самосознанием. Семья – источник человеческой духовности, а поэтому и всей духовной и социальной культуры, и прежде всего Родины и государства. И, как говорил С. Т. Аксаков: «Семья – источник, питающий человека с рождения и вводящий его в высшие сферы жизни». Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущение матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство патриотического воспитания.

     Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или детскому саду?

     Семье принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка. И прав был В. А. Сухомлинский, когда говорил, что воспитание детей – это труд, причем труд очень кропотливый. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым он подражает, по которым он строит своё поведение.

     Народная мудрость гласит: «Дитятко что тесто, как замесил, так и выросло».

     Как же надо «замесить» его, чтобы выросло оно в настоящего человека и гражданина, такого, который для родителей и гордость и счастье?

     Детство – самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребёнка. Уйдя в школу, ребёнок унесёт в душе ростки добра и зла. Он расстаётся с воспитателями, но при этом навсегда остаётся с родителями, и в наше непростое, жёсткое время, когда насилие, убийства так часто происходят вокруг нас, правильно воспитывать ребёнка – это непростая и ответственная задача, которая целиком ложится на плечи родителей, а уже потом и на воспитателя детского сада.

     Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому – вот та цель, которая должна стоять перед нами – взрослыми. От нас с вами зависит, каким он вырастет – равнодушным или заботливым и внимательным.

     Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

     Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжёлых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Дети старшего дошкольного возраста проявляют живой интерес к окружающему их миру, что находит отражение в вопросах, в их желании слушать рассказы воспитателя, а также чтении книг о трудовых подвигах людей, о героях войны, о жизни разных народов. Показательны в этом отношении игры детей. Они с удовольствием  играют в космонавтов, любят изображать себя летчиками и строителями. Крылатая фраза « Все начинается с детства» как нельзя,  кстати, подходит  к данному вопросу. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное. Он может не увидеть и не заметить главное.  Взрослый выступает  посредником между ребенком и окружающим миром. Наша с вами задача помогать ребенку входить в этот мир. Мы с вами  живем в прекрасной станице Каневской.

     Родина – это станица, в которой человек живет, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички – все это Родина.

     Важно, чтобы первые ощущения были навеяны красотой родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо когда дети видят белоствольную березку и наши тополя и понимают, что все это красиво и дорого, потому что это наше, родное. Через воспитание любви к родной природе проявляются самые высокие нравственные качества человека – в их числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять её просторы, её красоты, её богатства.

     Что значит  «любить природу»? (высказывания родителей)                                                  Любовь – это сфера чувств, мы должны направлять все усилия на развитие чувств ребёнка. Только искренне любящий природу человек и бережно к ней относящийся способен передать эти чувства малышу. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к поступкам взрослых, они всё замечают и подражают нам.

     Так давайте же вместе любоваться природой нашей станицы, красотой парков и скверов, рассказывать детям обо всём, что нас окружает: будь то строение или улица, на которой мы живём, о памятниках и людях, в честь которых они установлены, о музеях и фонтанах.

     Мы с вами живём в станице Каневской. Детский сад расположен по улице Зои Космодемьянской. А знаем ли мы улицы  своей станицы и почему они так названы, знакомим ли с ними дошкольников?

     Предлагаю вам небольшую викторину:

Улица Широкая – в названии отражена значительная ширина улицы;

улица Щербины – в честь кубанского летописца;

улица Мира – в честь международного движения за мир.

      А ведь это только малая часть улиц станицы. Если у вас возник интерес, то после собрания вы можете ознакомиться и с названиями других улиц.

     А сейчас предлагаю вместе подумать, как же нам лучше организовать совместную работу по патриотическому воспитанию наших детей.

     С чего необходимо начинать? Ваши предложения…

     Начинать надо с самого близкого и дорогого: с воспитания любви к близким, к семье.

     Как вы думаете, что это значит? (спросить у родителей)

     Да, любовь к Родине воспитывается через любовь к отцу и матери, своему товарищу, родному краю. А ведь именно через зарождение любви к матери и начинается личность. Знает ли ваш ребёнок своих бабушек, дедушек и других родственников.

     Как их звали? Где они жили? Чем занимались? (высказывания родителей)

     Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. Он есть в каждой семье. В нём собираются фотографии родных и близких людей, радостные и торжественные семейные события, а порой просто забавные случаи. Поэтому, листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему тот отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими, как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте возможности лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.

     В группе мы так же сделали альбом из жизни детей. Спасибо вам за помощь нам в этом.

     Какие праздники и как отмечаете вы дома? Какое место в них отводится ребёнку? (высказывания родителей)

     Какие традиции есть у вашей семьи?

     Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передают из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи житейского жизненного опыта детям, способствуют созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка.

     Знает ли ваш ребёнок номер детского сада, его адрес. Просьба, поднимите руки те родители, которые уверены в том, что ребёнок знает. Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде? Какие чувства он при этом испытывает? (Чувство любви к детскому саду, воспитателям детям. Гордость за свой детский сад, свою группу. Желание пойти туда, встретится там с друзьями и т. д.).   Очень хорошо, когда родители внушают ребёнку доверие к педагогу и сами активно участвуют в жизни группы.

     Как вы считаете, нужно ли ребёнку знать свой домашний адрес, телефон?

     Пожалуйста, поднимите руку те родители, чьи дети уверенно знают свой домашний адрес. Знает ли ребёнок свой двор, дорогу к дому? Нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором он живёт, наш подъезд, наш двор – это наш общий дом, который мы должны охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка?

     Мы с вами живём в красивейшей станице нашего края. А  знает ваш ребёнок, в каком крае он живёт?

     Ваши ответы – если знает, то, пожалуйста, поднимите руку.

     Знает ли он, что Краснодар – столица нашего края?

     А любим ли мы свою станицу? В чём это проявляется? Какие меры можем мы предпринять, чтобы Каневская становилась лучше и краше?

     Где вы бываете с ребёнком в свободное время? Посещаете ли вы вместе с детьми различные театрализованные представления? Знакомы ли с достопримечательностями станицы Каневской? Бываете ли в музеях?

     Предложить родителям ответить на вопросы анкеты.

Фамилия:

Что даёт ребёнку посещение музея?

Если вы согласны с суждением обведите в кружок номер ответа:

  1. Расширяет кругозор
  2. Развивается воображение и фантазия
  3. Формируется способность к самостоятельному мышлению
  4. Навыки общения и совместная деятельность со сверстниками
  5. Формируется умение ориентироваться в окружающем мире
  6. Другие ответ

     Главная ценность музеев состоит в том, что они способствуют расширению представлений детей о реальном мире, обогащают возможности общения с ним, формируют способность к самостоятельному мышлению, развивают воображение и фантазию, умение ориентироваться в окружающем мире.… Поэтому о музеях  можно сказать, что они являются центрами общения и центрами семейного досуга. Кто ходит с ребёнком в музеи, поднимите, пожалуйста, руку.

   В детском саду мы проводим специальные занятия и игры, читаем книги и рассматриваем иллюстрации, выводим детей за пределы детского сада и знакомим со станицей. Здесь нам нужна ваша помощь, просим вас,  гуляя по станице Каневской,    обращать внимание на красивые скверы и парки, архитектурные сооружения, памятники, фонтаны и т.д.

   Знакомя детей с родной станицей, рассказывайте им и о других странах и государствах, городах. Развивайте у ребёнка познавательный интерес. И будет очень хорошо, если и дома будет у вас глобус и карта, интересные книги о животных и растениях.

    Так что же можно использовать при ознакомлении детей с родной станицей?

  1. Экскурсии по станице.
  2. Рассказы о достопримечательностях станицы.
  3. Знакомство с районом, в котором живешь.
  4.  Чтение книг и рассматривание иллюстраций.
  5. Посещение музеев.
  6. Просмотр телепередач.
  7. Разучивание стихов, пословиц о Кубани, станице, России, песен.
  8. Фотографии детей на улицах станицы.

Решение родительского собрания.

1.Включиться в работу детского сада по ознакомлению детей с семьёй и родной станицей, её природой.

2.Сделать фотоальбом «Мы  - Каневчане» и «Природа и дети».

3.Продолжить совместные посещения  природоведческих выставок в музее.                                                                                                            



Предварительный просмотр:

Консультация «Приобщение детей к народным традициям»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре, традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с  учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого - педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к  народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

Об использовании культурного наследия в общественном воспитании говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский. В статье «О народности в общественном» он писал: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.…Каким же образом общественное воспитание, один из важнейших процессов  общественной жизни, посредством, которого новые поколения связываются общей духовной жизнью, с поколениями отживающими, может отказаться от народности? Неужели, воспитывая в человеке будущего члена общества, оно оставит без развития именно ту сторону его характера, которая связывает его с обществом?»

Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести. Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Традиция охватывает обьекты социального наследия(материальные и духовные ценности), процесс социального наследия, его способы. В качестве традиции выступают определенные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.

Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Кубанские народные традиции - одна из составляющих частей культурного наследия русского народа.

Народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса,  летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался  образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстро красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в прятки – отражение старинных приёмов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки к боям, охоте. В народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Дети любят весёлые считалки, жеребьёвки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора – старшее поколение пользовалось «тайным счётом» вследствие существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелёта из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые забыли о загадочном счёте, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.

Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимее им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Глубокая народная мудрость, оттачивая веками, сконцентрировалась в произведениях фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.

Слово обладает особой силой воздействия на человека.

Мыланка ходыла,

Васыльку просыла:

-Васылько, мий тату,

Пусты мыне в хату.

Я жито нэ жала,

Золотой крест даржала,

Золоту кадыльницю,

Надийтыся, люды,

До вас Хрыстос буде.

Богу свичу ставтэ,

А нам калач дайте.

Слово, соединенное с музыкой и движениям, обладало еще большей силой.  Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.

Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

Щедрык, щедрык,

Дайте варенык,

Грудочку кашкы,

Кильце ковбаскы!

С первых дней жизни ребенок оказывается во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный  музыкально – поэтический лад.

Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Они не велики по объёму, но очень ёмки по смыслу. В определённом смысле это историческая память народа, в них живут воспоминания о многих фактах и событиях истории русского государства. Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания.

Загадки – это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза красоту и богатство окружающего мира.

Погоны желтые, шашки острые,

Пики длинные, кони борзые,

Полем едут с песнями

Искать царю чести, а себе славы.(казаки)

Отсюда вытекают две основные функции загадки: во-первых, она развивает в человеке догадливость, сметливость, сообразительность, а во-вторых, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях.

Таким образом, древние традиции включают в себя укорененные в народном сознании идеи, ценностные ориентации народа, свойственные ему переживания, характерный образ мышления.

Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках, которые содействовали сплочению людей, соединяли поколения. Через обряды передавался значительный объем знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др.

Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирели, балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

Ценность народных традиций  огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование  народа. 



Предварительный просмотр:

Путешествие по родной станице. 

         Уважаемые родители! Наверняка у многих из вас сохранились приятные воспоминания детства о путешествиях и прогулках с родителями. Предлагаем вашему вниманию насколько советов, которые помогут вам спланировать выходные так, чтобы вы могли вместе с детьми посещать памятные места станицы, поучиться, отдохнуть, насладиться минутами общения в кругу семьи.

Осмотр наиболее важных достопримечательностей необходимо назначать на такое время дня,  когда дети наиболее энергичны. Для большинства детей – это раннее утро. Ищите такие музеи, где предусмотрены выставки для детей, и экспонаты можно трогать руками. Во время экскурсии родителям необходимо проявлять искренний интерес к изучаемому объекту, внимательно слушать экскурсовода, рассматривать экспонаты, делать собственные комментарии. План маршрута нужно составлять с учетом особенностей характера и возрастных особенностей ребенка. Чем младше ребенок, тем он энергичней и подвижней. Поэтому следует подбирать такие места отдыха, где ему особенно понравилось. Рассказ об увиденном поможет ребенку лучше осознать и запомнить новую для него информацию. На следующий день после посещения музея или экскурсии целесообразно расспросить ребенка о том, что он увидел, что ему особенно понравилось. Рассказ об увиденном поможет ребенку лучше осознать и запомнить новую для него информацию. Прогулка по парку может занять значительно больше времени, чем вы ожидаете. Поэтому будьте готовы к длительному ожиданию и прихватите с собой любимый журнал или книгу. Во время путешествия старайтесь как можно больше шутить, смеяться, реагировать на шутки детей. Будьте готовы к расходованию какой-то суммы денег. В этот день пореже отказывайте ребенку в его просьбах купить что – либо. Дети любят фотографироваться. После посещения памятных мест и достопримечательностей станицы или района, принесите фотографии в детский сад. Ребенок с удовольствием  выступит в роли экскурсовода и расскажет о своих впечатлениях.

При подготовке к путешествию обязательно продумайте меры  безопасности: возьмите с собой для питья обычную воду, не забывайте про головной убор; хорошо подобранная дорожная аптечка может пригодиться в случае незначительных повреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...