Главные вкладки

    Сценарий родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных логоматематических игр»
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Родительское собрание было разработано и проведено мною с целью повышения родительской  компетентности в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, ознакомления с современными логоматематическими играми, объединения  детей и родителей совместным выполнением интеллектуальных и творческих заданий. Собрание прошло очень интересно, родители и дети увлечённо выполняли задания, помогали друг другу, радовались  успехам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rodit.sobranie_v_starsh._gr.docx17.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание в старшей группе на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных логоматематических игр»

     (авторская разработка)

    Цель – повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с современными логоматематическими играми, объединить детей и родителей совместным выполнением интеллектуальных и творческих заданий.

    Повестка дня:

    1.Информация воспитателя «Интеллектуальное развитие старших дошкольников».

    2.Рубрика «В родительскую копилку».

    3.Викторина «Умники и умницы» с участием детей и родителей.

    4.Решение задачек-шуток, загадок детьми и родителями. «Геометрическое дерево».

    5.Работа в творческой мастерской «Придумай и нарисуй страну Весёлой Математики».

    6.Подведение итогов собрания. Обмен мнениями.

    Ход собрания:

    1.Выступление воспитателя.

         Уже сейчас, в старшей группе мы много говорим о будущем обучении детей в школе. Чаще всего родители считают, что важно научить ребёнка читать, считать, писать, и тогда он будет готов к школе. Между тем исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

         Интеллектуальное развитие детей – это мыслительная способность, умственное начало, рациональное познание ребёнка, определяющее его деятельность. Под «умственным началом» понимают умение ребёнка самостоятельно делать выводы и умозаключения (соответственно возрасту).

        В старшем дошкольном возрасте у детей активно развивается наглядно-образное мышление и закладываются начала логического мышления.

         Для успешного и полноценного интеллектуального развития детей необходимо создать предметно-развивающую среду дома и в детском саду. Как же организовать развивающую среду дома? Для развития мышления ребёнка обязательно нужно иметь: настольно-печатные игры с правилами, мозаики, домино и шашки, различного типа конструкторы, ребусы, головоломки, детские энциклопедии, детские журналы с картинками-заданиями. Дети очень любят исследовать, поэтому полезно собрать в отдельном ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, лупы, микрокалькуляторы, компасы, неработающие телефоны и т.д.

         Для рисования хорошо иметь листы бумаги разного формата и цвета, мелки, краски, кисточки, цветные карандаши. Хорошо бы приобрести отдельные или в наборе репродукции (открытки) произведений живописи, графики и т.д., и приобщить к ним ребёнка. Очень важно при этом, чтобы дошкольник не только самостоятельно действовал и приобретал знания в специально организованной обстановке, но и активно общался со взрослыми, играл с ними и с другими детьми, совместно действовал для освоения различных понятий, качеств и свойств предметов. Очень важным является положительный фон при организации игр, совместной деятельности, поискового общения, так как именно он способствует возникновению познавательного интереса и уверенности ребёнка в собственных силах.

    2. «В родительскую копилку» (воспитатель знакомит родителей с логоматематическими играми и демонстрирует их).

       Игры математического содержания помогают формировать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться, развивают интеллектуальные способности и самостоятельность.

        Игры-головоломки, или игры геометрического конструирования, известны давно. Это – «Танграм», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Пинтамино» и т.д.

       Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости из геометрических фигур, входящих в набор, силуэты предметов по образцу, по схеме или замыслу. Данные игры вызывают у детей большой интерес, способствуют развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности.

       Наиболее эффективным пособием для формирования всех мыслительных умений в комплексе на протяжении всего дошкольного детства являются блоки Дьенеша.

      Это набор из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: формой, цветом, размером и толщиной. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала овладевают умением оперировать одним свойством фигур, сравнивать их, классифицировать и обобщать по одному свойству, затем сразу по двум свойствам, несколько позже – по трём. С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает (по образцу, по алгоритму, по схеме, по условиям), меняет местами, убирает, даёт их характеристику, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает.

       «Цветные палочки Кюизенера» по другому называют «цветные числа», так как каждая палочка обозначает одно из натуральных чисел в пределах 10. С помощью цветных чисел дети знакомятся с последовательностью чисел натурального ряда, с составом числа из единиц и двух меньших чисел, осваивают прямой и обратный счёт, сравнивают числа, могут овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, учатся измерять объекты с помощью условной мерки.

        Также одним из эффективных средств развития интеллектуальных способностей является система игр и упражнений со счётными палочками. Дети могут выкладывать заданные фигуры, предметы из определённого количества палочек, ритмический рисунок, фигуры людей , животных, машин, выполнять задания по перекладыванию палочек с целью получения нового изображения, проводить анализ изображений. Детям нравятся игры с палочками «Кто быстрее сложит три фигуры?», «Найди, что изменилось», «Используй для фигуры шесть палочек», «Из семи палочек составь два квадрата» и др.

    3.Викторина «Умники и умницы».

    В группу приглашаются дети. Воспитатель предлагает детям и родителям поучаствовать в викторине «Умники и умницы». Вопросы викторины составлены таким образом, что позволяют с интересом участвовать в ней и детям, и родителям.

    Вопросы викторины:

    1.Какой день недели перед субботой?

    2.Если стул ниже стола, то стол…

    3.Чем отличается гайка от винта?

    4.Утром мы завтракаем, а днём …

    5.У каких геометрических фигур нет углов?

    6.Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Кто мы?    (дни недели)

    7.Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?    (двое)

    8.Берёза, клён, одуванчик, дуб. Что лишнее и почему?

    9.Если брат старше сестры, то сестра…

    10.Что общего между вентилятором и холодильником?

    11.Какой год продолжается всего один день?        (Новый год)

    12.Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник?   (положить её на угол стола)

         

    4.Игра «Геометрическое дерево»

        Для игры используется искусственное дерево, у которого на ветках необычные плоды – разноцветные геометрические фигуры, на обратной стороне которых записаны задачи-шутки и загадки. В игре участвует каждая семья по очереди. Ребёнок срывает фигуру, родители читают задание и вместе с ребёнком отвечают.

    Задачи-шутки для  «чудо-дерева»:

    - Сколько жирафов плавает в Чёрном море?

    - Это число обозначает, сколько голов было у Змея Горыныча. Назовите это число.

    - В ящике 3 помидора, 2 огурца и 5 яблок. Сколько всего овощей в ящике?

    - Сколько орехов в пустом стакане?

    - По небу летели 2 утки, 1 гусь, 3 щуки и 4 карася. Сколько птиц летело?

    - Может ли дождь идти два дня подряд?

    - Много рук, а одна нога. Что это?  (дерево)

    - У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?  (4)

    - Иду я, вижу: из-под дуба 1 лисий хвост, 1 заячье ухо и 2 волчьих уха. Кто там и сколько их?

    - 4 ноги, а ходить не может.  (стол, стул)

    - Чтоб не мёрзнуть, 5 ребят в печке вязаной сидят (варежка).

    5.Творческая мастерская.

    Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми с помощью различных изобразительных средств (цветные карандаши, фломастеры, краски, цветная бумага, ножницы, клей) создать изображение страны Весёлой математики. По окончании работы семьи рассказывают о получившихся изображениях.

    6.Подведение итогов собрания. Обмен мнениями.

                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»

    Конспектродительского собрания в старшей группена тему «Развитие речи старших дошкольников» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Вступительное слово воспи...

    Родительское собрание в старшей группе на тему:"Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных дидактических игр ".

    Цель – повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с современными дидактическими играми, объединить детей и родителей совместным выполне...

    Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: "Развитие логического мышления у дошкольников"

    Данный конспект разработан для помощи педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. В конспекте представлен один из вариантов проведения родительского собрания в старшей группе на одну...

    Родительское собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»

    Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям: - речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками - речь становится основн...

    Сценарий родительского собрания в старшей группе на тему: «О важности систематического посещения ДОУ. Портрет старшего дошкольника по ФГОС ДО »

    Расширение контакта между педагогами и родителями; повышение педагогической культуры родителей....

    «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных дидактических игр»

    Цель – повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с современными дидактическими играми, объединить детей и родителей совместным в...

    «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных дидактических игр»

    Цель – повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с современными дидактическими играми, объединить детей и родителей совместным в...