Главные вкладки

    Родительское собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»
    консультация (старшая группа) по теме

    Ольга Юрьевна Комард

    Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям: - речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками - речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rs.docx23.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ « Георгиевский детский сад»

    Конспект

    родительского собрания в старшей группе

    на тему «Развитие речи старших дошкольников»

            Составитель: Комард О.Ю.

    Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

     Вступительное слово воспитателя по теме

    Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Итак, тема нашей встречи «Развитие речи старших дошкольников»

    1 часть: «Совсем немного науки»

    Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:

    - речь  ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками

    - речь становится основной перестройки мыслительных процессов  и превращается в орудие мышления

    Основные задачи речевого развития детей:

    - овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

    -развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

    Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

    Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

    При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

    - Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

    - Формирование звуковой культуры речи.

    -Обогащение словарного запаса.

    - Формирование грамматического строя  речи.

    - Обучение рассказыванию, связной речи.

    -Развитие выразительности речи.

    Работа по развитию речи ребёнка в д./с. осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой  и художественной деятельности; в повседневной  жизни.

    И сейчас  я предлагаю вам окунуться в детство и на мгновенье превратиться в детей. Мы отправляемся на корабле в путешествие на острова «развития речи»

    (педагог проводит с родителями упражнение на релаксацию).

    2часть:   Игра- путешествие по островам «развития речи»

    1.остров «Творческий»

    Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.

    (педагог предлагает родителям ответить на вопросы, подобрать эпитеты к словам)

    «Подберите эпитеты к словам»

    -снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)

    -человек  (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

    -ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

    -дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

    -луна (яркая, растущая  и т.д.) 

     «Назови предмет»

    Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

    Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который                                    взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч воспитателю. Педагог,

     в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него.

               1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр…)

               2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок…)

               3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало,…) и т.д.

               4. Что бывает квадратным?

               5. «Кто кем будет?»

    2. остров «Художественное слово» 

    В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом, напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - всё это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителями педагогам в развитии речи ребёнка. Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы.

    А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сейчас ребята покажут вам, как они обыгрывают сказки в свободной деятельности. Сказка называется « Теремок» (дети инсценируют сказку).

    Большую роль в развитии речи детей играет  развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по – разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу поймёт разницу. Поэтому так важно при чтении произведений детям обращать внимание на выразительность, темп  речи.

    Мы предлагаем вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой «Как читать детям». 
    1.  Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку. 
    2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка. 
    3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы. 
    4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны. 
    5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка. 
    6. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному. 
    7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней. 

    3.остров « Наши руки не знают скуки»

    Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

    Моторные  центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом  с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число, что активизирует речь.

    (педагог предлагает родителям сделать массаж пальцев рук)

    1этап.- Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

    Большой - отвечает за голову;

    Указательный - желудок;

    Средний - печень;

    Безымянный – почки;

    Мизинец – сердце.

    1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

    2)потереть ладони, похлопать.

    2этап

    При проведении пальчиковых игр следует помнить о следующих принципах:

    • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
    • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
    • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
    • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете, оставит в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию малыша.
    • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
    • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
    • Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

    Итог. Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут,  заботились о вас. Пожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

    Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

    Родительское собрание в средней группе по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»

    Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привлекли вас...

    Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»

    Конспектродительского собрания в старшей группена тему «Развитие речи старших дошкольников» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Вступительное слово воспи...

    родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»

    Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...

    Родительское собрание в младшей группе на тему «Развитие речи детей 3-4 лет»

    Родительское собраниев младшей группена тему«Развитие речи детей 3-4 лет»...

    Родительское собрание в средней группе на тему: «Развитие речи детей пятого года жизни»

    Создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет....

    Родительское собрание в младшей группе На тему: «Развитие речи младших дошкольников»

    Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;- речь становится основно...