Главные вкладки

    Родительское собрание в младшей группе на тему «Развитие речи детей 3-4 лет»
    материал на тему

    Салыкова Зарина Заурхановна

    Родительское собрание

    в младшей группе

    на тему

    «Развитие речи детей 3-4 лет»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sobranie_no2.docx31.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад  №2 «Чайка», с. Иргаклы,  Степновского муниципального  района Ставропольского края

    Родительское собрание

    в младшей группе

    на тему

    «Развитие речи детей 3-4 лет»

     

    Подготовила и провела:                                                                                              Салыкова З.З.

    Ноябрь  2017 г.

                                                                                       «Заговори, чтобы я тебя увидел».

    (Сократ)

    Правильная, выразительная речь- портрет человека.

    Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства…

    Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети  имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

    Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит.  ( пример, Мауги ) Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

    Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь»

    Речь— существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.

    В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на:

    • Устную речь (говорение и слушание);
    • Письменную речь ( письмо и чтение)

    Наше собрание  посвящено развитию устной речи детей .

    Развитие устной речи, ее компонентов  является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста

    1.Формирование словаря.

    К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные {папин стул, мамина чашка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель.

    И поэтому нам предстоит непростая и кропотливая работа.

    Расширять и активизировать словарь  мы должны на основе  обогащения представлений о ближайшем окружении. Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов- у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы;  качества ( цвет, форма, размер), особенности поверхности ( пушистая, шороховатая).

    Обогатить словарь названиями  частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.

    Практическое задание

    «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

    ЦЕЛЬ: закреплять в словаре ребенка слова по теме: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи» и т.д., учить различать предметы на ощупь, совершенствовать тактильное восприятие.

    ОБОРУДОВАНИЕ: мешочек, предметы по теме.

    Предложите ребенку достать из «чудесного мешочка» определенный предмет. Малыш должен найти его на ощупь, не заглядывая в мешочек. Усложнить задание можно, положив в мешочек предметы разного размера (большие, маленькие). В этом случае ребенку предлагается найти в мешочке указанный взрослым предмет.

     «ПОДБЕРИ ПАРУ»

    Цель: закрепить словарь существительных по теме «Игрушки», учить устанавливать сходство предмета с его изображением на картинках, совершенствовать зрительное восприятие.

    ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки ( мяч, кукла, мишка и т.д.), предметные картинки с изображением этих игрушек.

    Рассмотрите  вместе с ребенком игрушки и предметные картинки. Назовите каждую из них. Попросите ребенка взять в руки одну из картинок и найти игрушку соответствующую ей.

    2.Грамматический строй речи

    Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка.

    Наша задача:

    совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

    Упражнение:

    Жёлтое…. (солнце)

    Пушистые…(котята)

    Машина…какая? (большая)

    научить употреблять существительные с предлогами.

    Упражнение:

    Зайчик ( под столом, над столом, на столе )

    Ворона (над крышей, на крыши)

    Мячик (под столом)

    Поросенок (в коробке).

    Учим детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей

    Упражнение:

    Утка- утенок- утята.

    Кошка- котенок- котята

    Собака-щенок- щенята и т.д.

    В возрасте 3,5-4 лет ребенок все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). В предложениях используются однородные члены («Тут сидят Таня и Света»), существительные и глаголы во множественном числе («Чашки стоят на столе»), В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.

    3.Связная речь

    Задачи :

    Развитие диалогической речи. Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой ; после просмотра мультфильмов и спектаклей.

    Развитие инициативной речи во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

      Практика.

    Телефон.

    разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.

    Ситуация общения «Научи меня».

    Персонаж (игрушка) беседует с ребенком, спрашивает, что интересного произошло сегодня, чему он научился. Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка делиться своими впечатлениями, опытом.

    ( …А меня научишь???)

    Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребенка за интересный рассказ или за то, чему он вас научил.  У ребенка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать- это интересно и здорово!

    Мнемотехника

    Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

    Мнемотехника помогает развивать:

    ассоциативное мышление

    зрительную и слуховую память

    зрительное и слуховое внимание

    воображение

    Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, мы часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

    Мнемотаблицы особенно эффективны- при разучивании стихотворений, обучении рассказыванию и пересказу. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение, текст зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение, текст целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

    4.Звуковая культура речи

    У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

    Задачи для детей 3-4 лет:

    Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а,у,и,о,э) и некоторые согласные звуки ( п-б-т-д-к-г-ф-в-т-с-з-ц)

    Практика:

    Упражнения для губ и щек

    1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

    2. Сытый хомячок.

    Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

    3. Голодный хомячок.

    Втянуть щеки.

    4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

    Статические упражнения для языка

    1. Птенчики.

    Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

    2. Лопаточка.

    Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

    3. Чашечка.

    Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

    4. Иголочка (Стрелочка. Жало).

    Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

    Упражнения для губ

    1. Улыбка.

    Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

    2. Хоботок (Трубочка).

    Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

    3. Заборчик.

    Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

    4. Бублик (Рупор).

    Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

    Упражнения для развития подвижности губ

    1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

    2. Улыбка - Трубочка.

    Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

    3. Пятачок.

    Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

    Помимо развития моторики речедвигательного аппарата, необходимо развивать слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

    Учим ребенка отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

    Практика:

    Развитие интонационной выразительности:

    Говорить голосом мышки, медведя, волка;

    Рассказывать стихи с разной интонацией ( как робот, принцесса и пр.)

    Разучивание скороговорок

    Развитие слухового внимания:

    Игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай звук», «Послушаем тишину», «Чей голос?» (аудиозаписи голосов животных или голосовая импровизация)

    Развитие речевого дыхания:

    Игры: «Снежинка», «Прожорливые фрукты», «Бабочки» и пр.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Правильное произношение формируется в основном в дошкольном детстве. Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и пр. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

    Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому важно обращать внимание родителей на слух своего ребенка. Необходимо оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий (включенных на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха – на своевременное лечение.

    Следует беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

    Не рекомендуется чрезмерное форсирование речевого развития малыша. Вредно нагружать ребенка сложным речевым материалом, заставляя повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в два года учить правильно произносить звук р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

    Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ними не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Нечеткая, торопливая речь взрослого отрицательно скажется на речи ребенка. Ребенок может начать также торопливо и недостаточно четко произносить слова, в результате начать пропускать звуки, «проглатывать» окончания.

    Важно чтобы в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, речь взрослых не «подделывалась» под детскую речь. Не стоит произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?», «Ляля хочет бай-бай»). Это только задерживает своевременное овладение словарем.

    Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. По возможности не надо повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения, попросить повторить, выделив правильный звук.

    В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить слова, интересно рассказывать.

    Овладение речью ребенком находиться в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители тем самым не только расширяют кругозор малыша, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.

    АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Уважаемые родители, подчеркните (или напишите) ответы на следующие вопросы.

    Ф. И. О. ребёнка__________________________________________________

    Сколько детей воспитывается в семье?_______________________________

    Имеется ли у ребенка, посещающего детский сад, своя комната или игровой уголок?__________________________________________________________

    Наличие в игровом уголке художественной литературы и произведений народного фольклора?_____________________________________________

    ________________________________________________________________

    Название русских народных сказок, стихов, которые знают ваши дети.____________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    Ежедневно ли вы читаете своему ребенку? В какое время дня._____________________________________________________________

    Обращаете ли вы внимание ребенка на яркие иллюстрации книг, их содержание и смысл. Задает ли ваш ребенок вопросы после чтения или рассматривания книжек. ___________________________________________

    _________________________________________________________________

    Как часто вы покупаете художественные книги своему ребенку?_________________________________________________________

    Кто из членов вашей семьи посещает библиотеку?______________________

    Берете ли вы из библиотеки детские книги для вашего ребенка?_________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    После прочтения сказки или рассказа, рисуете(лепите) ли Вы с малышом  главный героев произведения______________________________________

    ________________________________________________________________

    Считаете ли вы важным для своего ребёнка привития любви и бережного отношения к книгам или предпочтение купить компьютер и смотреть телевизионные передачи?__________________________________________

    ________________________________________________________________

                             

    Уважаемые родители!

    Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям  лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.

    1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________

    2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ________________________________________________________

    3. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?_____________________________________________

    4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) Какую?______________________________________________________

    5. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    6.Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая). __________________________________________

    7. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)

    8.Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?

    _________________________________________________________________

    9.В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко).___________________________________________________

    10. Задает ли ребенок вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?

         11. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _________________

    12. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    14. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании? _____________________________________________________________

    15.Ваши замечания, предложения, пожелания    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание во второй младшей группе по теме "Развитие речи детей 3-4 лет"

    Используя данный  конспект родительского собрания собрания, вы сможете познакомить родителей с  задачами и особенностями развития речи детей четвертого года жизни.  В конспекте представ...

    Родительское собрание во 2 младшей группе на тему "Развитие речи детей"

    Этот статья для родителей. В ней  содержатся  рекомендации и советы, которые необходимы для полноценного речевого развития дошкольников.Также рекомендованы игры, направленные на развити...

    Родительское собрание во второй младшей группе на тему «Развитие речи детей 3-4 лет»

    Правильная, выразительная речь- портрет человека.Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства…Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, к...

    Родительское собрание в средней группе по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»

    Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привлекли вас...

    Родительское собрание в средней группе на тему: «Развитие речи детей пятого года жизни»

    Создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет....

    Родительское собрание в младшей группе На тему: «Развитие речи младших дошкольников»

    Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;- речь становится основно...

    Родительское собрание в средней группе на тему:« Развитие речи детей 5-го года жизни»

    Родительское собрание в средней группе на тему:« Развитие речи детей 5-го года жизни»...