Ребенок и сказка
статья (старшая группа) на тему

Федорова Наталия Викторовна

Рекомендации родителям для приобщения ребенка к художественной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_i_skazka.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок и сказка

Сказка для детей – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как смерть и жизнь, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, который дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких. Для детей это ни с чем несравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки, в которых сказка обнаруживает свое, порой неожиданное для взрослых воздействие на ребенка.

Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, защите, они как аккумулятор, заряжают душу нравственной энергией.

Рекомендуемые сказки для детей 4-5 лет:

  • «Привередница»;
  • «Жихарка»;
  • «Лисичка со скалочкой»;
  • «Три поросенка»;
  • «Красная Шапочка»;
  • «Лисичка-сестричка и волк»;
  • «Зимовье»;
  • «Лиса и козел»;
  • «Небывальщина».

«… Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

А.С. Пушкин

Сказки знают все. По крайней мере, несколько сказок каждый из нас сможет вспомнить. И «Репку», и «Колобок», и про Ивана-царевича и серого волка, и …

Так что же такое сказка? Сказка – это устный рассказ о чем-либо интересном. Сочетание вымысла, самой невероятной фантастики и действительности – одна из главных примет поэтического содержания сказки. С первых же слов сказка вводит нас в свой неповторимый мир, в котором все удивляет: звери разговаривают, люди понимают язык животных, герои отправляются в далекие путешествия, где их подстеригают опасные испытания – борьба с чудовищами, переходы через огненные реки, спуск в глубокие подземелья, или восхождения на высокие горы…

Фантастическое в поэтическом мире сказок уживается с реальным, это усиливает их занимательность. Ведь, например, лиса действительно хитрый зверь, и в сказках весьма правдоподобно передается ее внешний вид, ее смекалка. А разве не реальны другие сказочные животные: кот, петух, медведь, волк. Разве не было царей и царевичей, королей и королевичей, мужиков и баринов?

Но что происходит в сказках? Лиса учит волка ловить рыбу хвостом, обманывает животных и человека. Трудно представить себе в жизни и то, что Иван-царевич женится на лягушке, совершающей немыслимые чудеса, а вокруг жилища Бабы-Яги на изгороди висят черепа погибших людей. Чем страшней Кощей Бессмертный, тем больше мы переживаем за главного героя.

Сказка-ложь оказывается самой настоящей правдой: она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрицов и льстецов, ненавидеть злодеев, врагов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость.

Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – насколько они просты и естественны. Нередко сказки начинаются с так называемых присказок. Их назначение – подготовить слушателя к восприятию сказки. Присказка может и заканчивать сказку.

Традиционным элементом сказки является зачин. Он кладет четкую грань между обыденной речью и сказочным повествованием. Самый распространенный зачин начинается со слов: «Жили-были…», «В некотором царстве…»

В сказках широко употребляются повторы. В каждом новом повторе имеются детали, которые приближают сказочное действие к развязке. Повтор чаще всего бывает троекратным.

В сказках часто встречаются постоянные формулировки. Они переходят из одной сказки в другую, передавая устоявшиеся представления о сказочной красоте, времени, пейзаже. «Растет не по дням, а по часам…», Ни в сказке сказать, ни пером описать…». Сказки имеют и своеобразные концовки. Они подводят итог развитию сказочного действия.

Богат язык сказок. Животные имеют собственные имена: кот – Котофей Иванович, лиса – Лизавета Ивановна, медведь – Михайло Потапыч. Активно используются в сказках эпитеты, сравнения, гиперболы. Например: конь - добрый, молодецкий, леса – дремучие, лук – тугой, ворон – черный, меч – самосеек, гусли – самогуды…

Нельзя подходить к поэтическому миру сказок с нашим, во многом рациональным мышлением. В то, о чем так интересно повествуют сказки, надо верить. В них есть своя художественная правда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Развитие творческой личности ребенка через сказку"

Сказки - первые литературные произведения, к которым каждый ребенок прикасается в период дошкольного детства. Сказка активизирует воображение, заставляет сопереживать и внутренне содействовать персона...

Консультация для родителей Подготовьте ребенка к сказке

Подготовьте ребенка к сказке Близится Новый год и каждый ребенок ждет праздника и Чуда. Сейчас, когда у нас более чем развита сфера услуг, не обязательно отправлять папу в коридор в спешке ...

Прект "Ребенок и сказка"

Младший возраст - особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное физическое и психическое развитие - основа и потенциал дальнейшего развития дошкольника. Формирование речи не прос...

Консультации для родителей. Нравственное воспитание личности ребенка через сказку.

Изучение сказки, как средство нравственного воспитания дошкольника, делает жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчес...

Консультация для родителей "Ребенок и сказка"

В 21 веке, как и несколько веков назад, из сказок дети черпают много познаний....

Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку

Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку...