ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ
статья (младшая группа)

Газинская Елена Владимировна

Важным моментом на начальных этапах посещения ребёнком детского сада является установление доверительных отношений между работниками ДОУ и родителями. Именно этому вопросу и посвящена эта статья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К проблеме формирования психолого-педагогической культуры родителей в период адаптации ребёнка к условиям детского сада.

Одной из важнейших проблем при поступлении ребёнка в детский сад является проблема адаптации. Поступление в детский сад – сложный этап в жизни любого малыша, который вызывает тревогу, так как является ответственным моментом для ребёнка и его родителей. Изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье. Особенно уязвим ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребёнок менее всего приспособлен к отрыву от родных, слаб и раним. В этом возрасте привыкание к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.

Дети раннего возраста не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление не характерных для ребёнка невротических симптомов тревожит и пугает родителей. Даже оставаясь внешне спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах, напряженный голос – масса мелочей, которые родители не осознают, но которые моментально считывает подсознание ребёнка. Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребёнка в детском саду. [2]

При исследовании зависимости успешности прохождения адаптационного периода детьми младшего возраста от уровня педагогической культуры родителей, нами были проанализированы литературные источники и собственный педагогический опыт. Мы присоединяемся к мнению педагогов Ю.В. Пистуна, К.И. Григоряна, Г.П. Ковачёвой [6], что исследуемая проблема хотя и сформулирована, но ещё далека от решения.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. [4]

Если ребёнок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.   [1]

Мы, как и многие другие педагоги, опираемся на слова К.Д. Ушинского, который писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врождённая способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще специальные знания».

Ещё Н.К. Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада.

 Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.

В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила» [7].

Вопросом взаимодействия повышения педагогической культуры родителей занимаются многие педагоги, в том числе и Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и другие. Они в своей работе «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития» приводят слова В.А. Сухомлинского: «Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. Сколь-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры». [3]

Цель педагогического просвещения родителей заключается в вооружении отцов и матерей определенным минимумом знаний, оказании им помощи в организации самообразования, формировании воспитательных навыков и умений. Содержание педагогической культуры имеет следующие аспекты: знания по психологии, физиологии детей, медицине, праву; педагогические знания и умения, приемы общения, программы и методики воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности в воспитании, их педагогические убеждения. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, что рано или поздно обязательно сказывается и на развитии ребенка, и на уровне его воспитанности. [5]

В этом году мы начали работать с детьми третьего – четвёртого года жизни. Изучение уровня педагогической культуры родителей началось с момента, когда они привели детей в детский сад. Нами было отмечено, что большинство родителей интересуется самочувствием и полноценным питанием своего ребёнка, с интересом слушают рассказ воспитателя о том, чем занимался ребёнок в группе (90% родителей). Гораздо меньшее количество родителей охотно рассказывают в процессе беседы о трудностях в воспитании детей (40%). В ходе наших наблюдений была замечена интересная особенность – многие из родителей (70%) были готовы оставить ребёнка в первый же день посещения детского сада до вечера. И только после наших настойчивых убеждений и индивидуальных бесед они согласились с тем, что ребёнку в этом возрасте требуется постепенный переход от домашней обстановки к условиям детского сада.

Нами был проведен ряд анкет – составление социально-демографического паспорта семьи, была составлена сводная карта классификации семей, анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей, анкета по степени отверженности ребенка в семье (по методике А. И. Баркан).

  На основе собранных данных, мы проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику общения с родителями. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи.

Представляем Вашему вниманию результаты анкет, которые на этапе адаптации к условиям детского сада дают наиболее, на наш взгляд, необходимую информацию.

При определении степени отчуждённости ребенка в семье были получены следующие результаты:

  • ребёнок чувствует себя любимым, нужным, ситуация для него в семье благоприятная - 85%  опрошенных родителей (15 из 18 чел.);
  • ребёнок может временами периодически раздражать родителей, но ситуация для него в семье средне благоприятная - 15%  опрошенных родителей (3 из 18 чел.);
  • ребёнок чаще всего чувствует себя отвергнутым и ситуация для него в семье неблагоприятная – 0%.

На этом основании можно сделать вывод о достаточно высоком уровне эмоционального благополучия в исследуемых семьях.

После проведения анкетирования для выявления уровня педагогической культуры родителей (по О. Л. Зверевой) были получены интересные результаты, но подробно мы остановимся на вопросе: «Где Вы черпаете педагогические знания».

  • 56% родителей ответили, что используют жизненный опыт, советы знакомых,
  • 38% - читают педагогическую литературу,
  • 31% - используют советы воспитателей,
  • 13% - слушают передачи радио и телевидения.

Мы пришли к выводу, что уровень педагогической культуры родителей достаточно низкий, ведь большинство из них опирается лишь на собственный жизненный опыт, который далеко не всегда является верным. Родители не испытывают потребности в получении педагогических знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребёнка не является жизненно важной проблемой. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями.

Полученные данные позволяют наметить план работы по повышению педагогической культуры родителей с целью улучшения взаимопонимания между воспитателями, родителями и детьми. Что, несомненно, принесёт положительные результаты в формировании психологически комфортного пространства в детском саду для детей.

Список используемой литературы:

1. Баданика Л.А. Организация адаптации родителей к детскому саду // Дошкольное воспитание. -  2007. - №5 - С.9

2. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Павловой Л.Н. – М., Просвещение, 1986, с.7.

3. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина и др. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - С.25-26.

 4. Дорохина Н. В детский сад идти пора  // Дошкольное воспитание. -  2007. - №5 - С.16

5. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. - 2001. -  №8. – С.57-59

6. Пистун Ю.В. Псилого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения / Ю.В. Пистун, К.И. Григорян, Г.П. Ковачева // Молодой ученый. – 2014. - №4 – С. 1064-1066.

7. http://doshvozrast.ru/metodich/pedsovet01.htm