Мотивация ребенка – как фактор готовности к школе.
консультация (старшая группа) на тему

Антонова Наталия Викторовна

В старшем дошкольном возрасте родители начинают задаваться вопросом:  готов  ли их ребенок к школе?  Многие из них посещают дополнительные занятия по подготовке к школе. Но если ребенок научился  читать и писать, не значит, что он к ней готов.

Мотивация ребенка – один из определяющих факторов готовности к школе. И ее формирование должно начинаться в детском саду с посильной помощью родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_motivatsiya_doshkolnika.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация ребенка – как фактор готовности к школе.

В старшем дошкольном возрасте родители начинают задаваться вопросом:  готов  ли их ребенок к школе?  Многие из них посещают дополнительные занятия по подготовке к школе. Но если ребенок научился  читать и писать, не значит, что он к ней готов.

Мотивация ребенка – один из определяющих факторов готовности к школе. И ее формирование должно начинаться в детском саду с посильной помощью родителей.  Дошкольный возраст, как писал А.Н.Леонтьев - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в дошкольном возрасте и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

На примере мотивации достижения прослеживается изменение мотивации на протяжении дошкольного возраста. На мотивацию и эффективность выполняемых ребенком действий влияют те отдельные удачи и неудачи, с которыми он сталкивается. Младшие дошкольники не особенно чувствительны к этому фактору. Средние дошкольники уже переживают успех и неуспех. Но если успех всегда положительно влияет на работу ребенка, то неудача - всегда отрицательно: она не стимулирует продолжения деятельности и проявления настойчивости. Для старших дошкольников успех остается сильным стимулом, но многих из них побуждает к деятельности и неуспех. После неудачи они стараются преодолеть возникшие трудности, добиться нужного результата инее собираются «сдаваться».

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Среди этих относительно устойчивых мотивов, обладающих разной силой и значимостью для ребенка, выделяются доминирующие мотивы - преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Долго наблюдая за поведением старшего дошкольника, можно определить, какие мотивы для него наиболее характерны. Один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым, у него доминирует эгоистическая мотивация. Другой,  старается всем помочь, интересы детсадовской группы, общие игры, радости и заботы для него - главное. Это - коллективист с альтруистической мотивацией. Для него важно каждое «серьезное» занятие в детском саду, каждое требование, замечание воспитателя, выступающего в роли учителя, - у него уже появились широкие социальные мотивы, сильным оказался мотив достижения успеха. Здесь значимо не столько что делать, сколько как делать: старательно, под руководством взрослого, получая указания и оценки. Несколько детей увлечены делом, но совсем по-другому: кто-то погружен в процесс рисования, кого-то не оторвешь от конструктора. У них преобладает интерес к содержанию деятельности.

Итак, главное достижение дошкольного детства - соподчинение мотивов,  построение стабильной мотивационной системы.

Формирование мотивов, побуждающих к учению, - одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это и отношение к обучению как к необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

-положительных представлений о школе;

-желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;

-сформированной позиции школьника.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах. Если вы будете формировать позитивный образ школы, то это непременно поможет улучшить мотивационную сферу ребенка. Прививать любовь к получению знаний, к высокому искусству,  расширять кругозор своих детей.

Таким образом, основная задача взрослого - показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

В формировании у дошкольников мотивационной основы школьного учения решающую роль играет семья, так как отношение ребенка к поступлению в школу во многом определяется отношением к этому событию их родителей. Поэтому при планировании работы по подготовке детей к школе особое внимание нужно уделить ориентации родителей на вопросы, обеспечивающие становление внутренней позиции школьника, и формирование на этой основе позитивного образа современной школы у родителей.  Для того чтобы правильно понимал поведение и действия ребенка и управлял ими, необходимо проводить ранжирование мотивов учения детей, чтобы знать какие мотивы доминируют в данной ситуации, формировать и поддерживать те из них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности.