Неуверенность детей дошкольного возраста
статья (средняя группа) по теме

Долинина Светлана Николаевна

Проблема неуверенности детей дошкольного возраста во все времена волновала и по сей день волнует учёных всего мира. Статья будет полезна родителям, в ней отражены некоторые методы и компоненты по преодолению неуверенности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neuverennost.odt78.16 КБ

Предварительный просмотр:

Неуверенность детей дошкольного возраста

        Проблема неуверенности во все времена волновала и по сей день волнует учёных всего мира. За рубежом проблемой неуверенности занимались З.Фрейд, Э.Фромм, Ф.Зимбардо, Э.Эриксон и другие; в нашей стране её изучали Л.С.Выготский, Н.И.Непомнящая, Л.И.Божович, Т.Репина, Т.Смолева, В.Гаспарова, Д.Лешли и другие.

        В педагогической и психологической литературе нет конкретного определения неуверенности. Слово «неуверенность» обозначает различные явления, состояния и свойства личности.

        Е.Гаспарова характеризует неуверенность как низкий уровень развития обучения, замкнутость, затруднения в контактах с другими людьми и сверстниками и взрослыми. По мнению ряда советских исследователей, таких как Т.А.Власова, М.С.Певзнер, А.И.Захарова, а также других, истоками неуверенности может быть патология в психическом развитии ребёнка.

        У ребёнка неуверенность проявляется в смущении, робости, неловкости и какой – то кажущейся глупости; она бывает у них в присутствии взрослых людей или незнакомцев, а также при детях более старшего возраста. В некоторых случаях оно является одним из симптомов психостении. Ещё одной особенностью неуверенных детей является отрицательное мнение их о самих себе, сформировавшееся в результате сравнения себя с другими людьми, то есть низкая самооценка.

        Истоками неуверенности можно считать:

  •  авторитарность взрослых (в семьях авторитарного типа дети менее активны, инициативны, самостоятельны в своих поступках, для них характерна покорность взрослым, не исключающая в некоторых случаях проявление агрессивности относительно сверстников);
  •  завышенные требования со стороны взрослых, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности;
  •  частые упреки, вызывающие чувство вины (“ты так себя плохо ведешь, что у меня болит голова”, ”мне стыдно за тебя” и т.д.), придирчивость;
  •  частые запреты и ограничения свободы или равнодушная вседозволенность;
  •  неаргументированность оценок со стороны взрослого;
  •  низкий уровень умений и навыков детей в отдельных видах деятельности;
  •  особенность психодинамических процессов ребенка, тип высшей нервной деятельности, свойства темперамента, нервно-психическое состояние и т.д.
  •  низкую самооценку;
  •  фактор очерёдности рождения в семье;
  •  один из родителей является неуверенным.

        Я.Корчак отмечает, что неуверенность у ребёнка проявляется в избегании резких движений, живых экспериментов, трудных начинаний. Меньше действуя, такой ребёнок меньше добывает фактических истин, поэтому вынужден больше верить и подчиняться. У такого ребёнка меньше синяков и ссадин, меньше досадных ошибок, и ему не хватает горького опыта; хотя приобретённый, он, может быть, помнит лучше. Он переживает медленнее, меньше, но может быть лучше.

        Для устранения у дошкольников комплекса неуверенности, прежде всего необходимо использовать модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком. Ориентация на личность и личностные особенности неуверенных дошкольников обеспечивают психологическую защищенность и создают психологический комфорт каждому ребенку.
        В качестве основных методов психокоррекции выступают:

  1. Релаксационные упражнения, которые проводятся с целью снятия мышечного напряжения, обучение детей глубокому диафрагмальному дыханию, способствующему контролю над эмоциональным состоянием и тонизирующему эмоции детей. В данном случае используются как релаксационные упражнения, связанные с напряжением и расслаблением, так и медитативные.
  2. Психогимнастика, предполагающая использование механизма функционального единства – любое физическое движение выражало какой-либо образ, насыщенный эмоциональным содержанием, объединяя деятельность психических функций: воображения, эмоций, движения и подключая внутреннее внимание детей. Выполнение психогимнастических упражнений способствует овладению навыками контроля за двигательной и эмоциональной сферами.
  3. Игротерапия – использование сюжетных игр, а также игр, направленных на создание благоприятного микроклимата тренинговой группы, тёплых взаимоотношений между участниками программы; применение игр-приветствия, которые решают задачи настроя на работу в группе, создание благоприятных взаимоотношений между участниками, снимают напряжение и тревожность.
  4. Драмматизация – игры – драматизации, проигрывание альтернативных ролей, моделирование новых форм поведения.
  5. Арттерапия - иллюстрирование сказок с находчивыми, добрыми персонажами, мультфильмов с элементами комического и сказочного, придуманных детьми сказок и смешных историй.
  6. Задания, предполагающие формирование способов снижения неуверенности.
  7. Музыкотерапия – прослушивание и сопровождение занятий музыкой для релаксации и музыкальных произведений из развивающих мультфильмов для детей («Звуки леса»,

« Звуки воды», «Звуки моря», диски для детей с песнями из мультфильмов).

  1. Смехотерапия – упражнения, направленные на конструирование комических ситуаций и перевёртышей.
  2. Рефлексия – отработка навыков реакций собственных эмоциональных состояний с целью обучения детей дифференциации, рефлексии, фиксации, контролю и вербализации эмоциональных состояний.

        А также следует учитывать следующие компоненты при преодолении неуверенности дошкольников:

  • доброжелательное, доверительное отношение к ребенку (наше доверие вызывает эмоциональный отклик ребенка, стимулирует развитие, в отличие от всевозможных угроз и требований);
  • бережное отношение к детям (нарушение индивидуальной комфортности приводит к невротизации, стрессам);
  • эмоциональная поддержка детей (одобрение взглядом, улыбкой, стимулирующие оценки типа “Знаю, у тебя получится”, “Уверена, ты, это сможешь” и т.д.);
  • фиксация внимания на положительных сторонах личности ребенка;
  • поощрение малейших успехов ребенка, его старательности. Щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. При оценивании ребенка не сравниваем его с другими, а только с «самим собой»;
  • использование приема “превращение ребенка из обучаемого в обучающего”, где он на правах владеющего информацией должен выполнить роль организатора на занятиях, в играх, в бытовых процессах;
  • формирование у детей адекватной личностной самооценки (у неуверенных детей обычно заниженная самооценка);
  • расширение сферы общения ребенка за счет постоянных контактов с детьми разного возраста.

Понимая трудности неуверенных детей, мы должны проявлять особый такт в отношении к ним, снимать отрицательное напряжение и чувство дискомфорта всеми возможными средствами, формировать правильное отношение к себе, к  окружающим детям и взрослым.


Источник: http://reftrend.ru/550603.html