Консультация «Воспитание положительного отношения к взрослым»
консультация (подготовительная группа) на тему

Воспитание положительного отношения к взрослым

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx 21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Воспитание положительного отношения к взрослым»

Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что учимся мы тремя путями или путем опыта и собственного наблюдения, путем, ведущим к прочным, но скудным результатам, для которого жизнь человеческая очень коротка.  И ли нас учат другие. Этим путем мы приобретаем менее чем обыкновенно полагают. Или наконец мы учимся подчиняясь бессознательному влиянию сильных уже образовавшихся характеров. Образование, передаваемое этим путем едва ли не самое быстрое.

Этого же мнения придерживалась Надежда Константиновна Крупская. Она считала, что наличие образца – это основополагающее условие воспитания. Крупская в частности подчеркивала нужно показывать детям образцы величайших людей, выделяя в них «идеал личности борца, патриота».

Возможно, ли формировать личность с ориентиром на идеал, когда речь идет о детях дошкольного возраста?  Обычно отвечают на этот вопрос положительно, и аргументы находят  соответствующие. Бесспорен факт: родившись биологическим существом, ребенок не становится существом социальным вне человеческого общества, вне общения с взрослым его членами, которые передают ему свой социальный опыт, знания. Доказан и другой факт: обучать и воспитывать можно только в том случае, если сам ребенок активен.

Одна из форм проявления активности – подражание и прежде всего подражание взрослому. При этом заметим процесс подражания – не простое копирование действий взрослого не только отражательный процесс. Это и факт социального подкрепления, т.е. процесс осознания, осмысливания и присвоения моральных ценностей, принятых в обществе. Следовательно, у нас есть основание считать, что подражание может служить предпосылкой к формированию положительного отношения к взрослому. Но ребенок не подражает любому взрослому, которого он видит или даже с которым непосредственно общается. Исследование Т.И. Горбатенко убедительно доказало, что подражание носит избирательный характер, оно возникает при наличии у ребенка интереса и определенного отношения к объекту подражания. Поэтому, чтобы ребенок стал подражать взрослому. Необходимо, чтобы у него были какие-то знания, представления об этом человеке и чтобы этот человек был ему эмоционально привлекателен.  Если проанализировать отношение детей к взрослым, то нетрудно заметить, что его содержание тесно связано с тем статусом, который занимают взрослые в их жизни.  Одни взрослые непосредственно общаются с детьми, заботятся об удовлетворении их биологических и социальных потребностей. Другие дети наблюдают как бы со стороны. Но есть взрослые, которые вообще не общаются с детьми, не заботятся о них непосредственно, но несут в себе обобщенную характеристику образа человека привлекательного и доступного для подражания (речь идет о героях художественных произведений, исторических личностях).  Следовательно, дети находятся по отношению к взрослым на разной степени приближенности, которая характеризуется эмоциональной близостью, возможностью непосредственно общаться, участвовать в какой-либо деятельности, наблюдать за поведением и действиями. Дошкольники эмоционально воспринимают героев художественных произведений. Этому способствует и то, что в художественном произведении положительный персонаж  преподносится изолированно от отвлекающих второстепенных деталей. Поэтому моральная и общественная характеристика героя в силу особого акцента становится понятнее и эмоционально ближе.

На какой бы степени приближенности к взрослому не находился бы ребенок подражать принимать его за образец он может лишь в том случае если взрослый эмоционально близок ему и его поведение и деятельность доступны пониманию.  Причем, чем сильнее действуют названные факторы, тем выше воспитывающий эффект взаимодействия. На основе исследований, передового практического опыта воспитания мы имели возможность выделить наиболее типичные виды деятельности, которые используются при  воспитании у детей эмоционально – положительного отношения к взрослым.

Это, во-первых, совместная деятельность детей и взрослых (игры, труд, художественная деятельность);

Во - вторых, коммуникативное общение;

В – третьих, эпистолярное общение;

В – четвертых, слушание художественных произведений;

В – пятых, сюжетно-ролевые игры, в ходе которых дети отражают быт и труд взрослых;

В – шестых, деятельность, предвосхищающая моральный результат (например, поделки для взрослых)

Уважаемые родители стремились вызвать у детей доброжелательное отношение к труженикам, желание помочь им, подключиться, если это возможно, к их деятельности, чем-то порадовать. Особенно важно, чтобы дети под руководством взрослых учились проявлять внимание, заботу, учились сопереживанию. Такой опыт, заметим, успешнее формируется при воспитании положительно-эмоционального отношения к близким людям, к тем, кто непосредственно заботится о ребенке. Уже на этой основе можно воспитывать доброжелательное отношение и к другим людям, к другим взрослым. Эти две линии педагогической работы не противоречат друг другу, наоборот, они тесно связаны.