Речевая азбука для родителей
консультация на тему

Зоря Татьяна Владимировна

      Это краткая информация по речевому развитию детей с раннего возраста и правильному речевому обращению в семье. Информация краткая и удобна для размещения на стенде или папке для родителей в группе детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация      

РЕЧЕВАЯ   АЗБУКА   ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ

Цель:  просвещение  родителей  дошкольников.

Задача: обратить внимание родителей на необходимость правильного общения в семье.

Быстрая речь – неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова (Это машина – би-би. А вот собака – ав-ав). Не позволяете малышу говорить быстро.

Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите, помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.

Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать правильную воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!)

Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.

Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его речь без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать жестовую речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

«Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т. е. к норме. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи).

Иллюстрации в детских книгах, соответствующие возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где? Кто? Когда? Что делает и т.д.

Критерии, по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать.

Нормы звукопроизношения :

 3-4 года – С, З, Ц уже должны правильно произноситься;

 4-5 лет – Ш, Ж, Ч, Щ;

 5-6 лет – ЛЬ, Й;

 До 6-7 лет допускается замена сложного звука Р более простым звуком или его отсутствие в речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова – после 2 лет, фразы – после 3. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.

Интеллектуальное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются.

Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение, малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают высокую эффективность занятия.

Мелкая моторика – так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игры типа «Сорока, сорока», затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.

Соска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у него формируется высокое (готическое) небо, которое влияет на формирование правильного произношения звуков и передние зубы не смыкаются, т.к.вырастают с большим углом наклона к губам (из-за постоянного удержания соски в прикусе). Во-вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики. Это ни в коем случае не должно поощряться родителями. Необходимо побуждать детей произносить простые слова: «Скажи, что ты хочешь? Я не понимаю. Скажи «дай куклу….машинку…конфетку».  Иначе  ваш ребенок привыкнет, что его и так понимают и ему незачем трудиться, произнося слова и фразы.

Не приучайте ребёнка к жидкой пище! Он должен грызть и разжевывать твердые продукты: баранки, яблоки, морковь. В процессе жевания активно участвует язык, он направляет и прижимает кусочки пищи к коренным зубам – это нелегкая работа и его мышцы крепнут и развиваются правильно. В последствии,  при возникновении речи, малыш все чаще использует язык,  пытаясь непроизвольно копировать речь взрослого, добиваясь похожего звукоподражания.  Давайте малышу сосать маленькие леденцы – это формирует присос языка к нёбу, развивает силу и гибкость подъязычной уздечки, а значит ребенку легче и быстрее удастся освоить трудные шипящие звуки (Ш,Ж,Ч,Щ).  Помните, что маленькие леденцы полезны, а большие, и особенно Чупа-чупсы, очень вредны – леденец очень продолжительное время находясь во рту, сохраняет отрицательную для эмали зубов сладкую среду, долго не позволяя слюне очистить зубы  и полость рта. Леворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека, не приемлет переучивания. Это может привести к неврозам и заиканию.

Только комплексное воздействие специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения.