"Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка" (консультация для родителей)
консультация (средняя группа) на тему

Вечканкина Галина Григорьевна

Каждый знает, что роль книги в жизни человека огромна. «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький). «…Чем больше я думал, тем больше приходил к убеждению, что наш духовный мир складывается, как из миллионов монад, из отдельных впечатлений, коих наименьшую часть составляет лично увиденное и пережитое, а всем прочим – основной массой – мы обязаны книгам, прочитанному, воспринятому, изученному» (С. Цвейг). «Думаю, что, чем больше человек прочитает хороших книг, тем разумнее, грамотнее, образованнее он станет» (Ю. Гагарин).

Количество подобного рода высказываний можно значительно умножить. Их можно разделять. Им можно радоваться. Но ими не следует обольщаться, поскольку все, кто воздают хвалу книге, имеют в виду читателя. А ведь им еще надо стать…

Когда же речь идет о дошкольниках, т.е. детях 6-7 лет, очевидность значимости книги в их жизни, к сожалению, не может не ставиться под сомнение, ибо, чтобы произвести на ребенка пусть даже минимальное положительное влияние, книга должна быть им сначала правильно воспринята. Восприятие же, как известно, есть достаточно сложный «психический процесс, заключающийся в отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств». Чем больше человек осведомлен о воспринимаемом объекте, тем целенаправленнее, систематически, квалифицированнее осуществляет он наблюдение за объектом и его свойствами и в свою очередь тем более полно, точно и глубоко он его осваивает. Следовательно, чтобы объект вызвал у воспринимающего комплекс адекватных, истинных ощущений, затронул бы процессы памяти, возбудил мышление, воспринимающий должен иметь представление о возможных свойствах объекта и уметь, фиксируя эти свойства, активно, синтетически реагировать на них, т.е. производить необходимые элементарные обобщения. Если же воспринимающий не подготовлен к встрече с объектом, к его осмыслению, он непроизвольно искажает реальную действительность, рассматривает объект односторонне, предвзято, и тогда с ним могут произойти казусы, подобные тем, о которых повествуется в сказках про Иванушку-дурачка… Такого рода казусы постоянно встречаются и в практике детской жизни (необоснованная боязнь жаб и летучих мышей, неоправданное удальство при обращении с взрывчатыми веществами, определеннее ценности книги по степени ее изношенности и т.п.

Поэтому взрослый должен позаботиться о том, чтобы каждый раз ребенок, встречаясь с новым важным объектом, воспринимал его всесторонне, во всех основных существенных проявлениях, связях  и чтобы у ребенка была возможность убедиться в правильности своего восприятия, в адекватности произведенного обобщения воспринятому объекту…

Предпринятый выше экскурс в психологию абсолютно необходим для понимания проблемы «ребенок – книга», так как искусство чтения – это и есть процесс приобщения читателя к общественной культуре посредством восприятия предмета культуры – книги. А книга чрезвычайно многогранный и своеобразный для восприятия объект, об особенностях которого ребенок дошкольного возраста без специального обучения почти не осведомлен.

Чтобы книга помогла семье дать ребенку «заряд добра и светлого взгляда на мир», который может, но не должен иссякнуть до конца жизни человека, важно, чтобы родители под влиянием школы приучили себя придерживаться двух основных правил в отношении ребенка-читателя: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером и, во-вторых, ничего не делать за ребенка из того, что он может и умеет сделать сам.

Основное условие для успешного формирования ребенка-читателя в семье – это так называемое единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей. Практически оно выражается в соблюдении родителями ряда психолого-педагогических требований и норм, а именно:

1. В доме должны быть книги – и у взрослых и у детей, ибо «дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души», - истина, известная уже древним римлянам.

2. Книг не должно быть много, но важно, чтобы они были достаточно разнообразными, а главное, необходимыми почти каждый день. На полках всегда под рукой надо разместить: книги-справочники; научно-популярную литературу по специальности взрослых или из области, интересующей и младших, и старших членов семьи; любимую в семье художественную литературу.

Такое разнообразие разумно. «Ученая литература спасает от невежества, а изящная – от грубости и пошлости», - справедливо считал Н.Г. Чернышевский.

3. К книгам из личной библиотечки надо постоянно обращаться. Их надо читать вслух, всей семьей – не для ребенка, а вместе с ребенком. Любимые взрослыми книги можно и должно детям пересказывать, если читать их вслух целиком пока рано. О прочитанных книгах надо разговаривать – не контролировать ребенка и тем более не требовать от него отчета: что прочитал, что понял, что запомнил? Не навязывать детям своих взглядов, а вместе с детьми на правах более опытного и потому разумного читателя размышлять над книгой – вот идеал отношений юных и взрослых членов семьи. Разговаривая об эпохе, о людях и их поступках, предстающих из книг, вместе перечитывая особенно волнующие страницы, радуясь добру, справедливости, восхищаясь мужеством и мудростью одних, испытывая стыд и боль за других, родители исподволь воспитывают в детях способность к социально целесообразному восприятию жизненных событий и к самоанализу, самооценке, помогают увидеть в книгах тот самый бесценный опыт поколений, ради которого книги и пишутся, издаются и читаются, учат детей умению этот опыт воспринимать и осваивать.

Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье. А вот от бесед с детьми по прочитанному родителей надо предостеречь. Дело в том, что беседы (в их наиболее распространенной вопросо-ответной форме) – очень специфический и только внешне, формально простой вид духовного общения. На самом деле даже опытным учителям беседы удаются только после тщательнейшей профессиональной подготовки. У учителей малоопытных и у родителей беседы с детьми о книгах чаще всего превращаются в нудное «выспрашивание», которое никакой радости ни взрослому, ни ребенку не приносит. Духовная жизнь каждого человека – «святая святых». Чтобы душа ребенка приоткрылась навстречу свету, исходящему из книг, необходим луч искреннего непосредственного чувства, идущий от взрослого, который по-настоящему переживает это чувство в данный момент. Голос, жесты, выражение глаз, интонации – основные «проводники», обеспечивающие стремление к взаимопониманию на основе сопереживания при чтении вслух, при рассказе о книге или при ее пересказе, даже недостаточно квалифицированном. Вопросоответная же форма общения, напротив, вызывает стремление поскорее «отчитаться» и прекратить общение, если спрашивающий не в состоянии обеспечить высочайшего уровня педагогического мастерства. Но надеяться на общедоступность такого уровня нельзя.

4. Общение детей и родителей в семье должно приучать ребенка не только с удовольствием поглощать духовную пищу, предложенную взрослыми, но и вносить личный посильный вклад в чтение книг, в разговоры о книгах. С этой целью уже в первом полугодии I класса надо посоветовать родителям систематически интересоваться содержанием уроков внеклассного чтения: просит ребенка рассказывать дома, о чем читал воспитатель, какую книгу рассматривали в группе. В случае необходимости родители могут оказать сыну или дочери минимум помощи (например, вместе с ним прочитать заглавия книг, которые ребенок самостоятельно отобрал, нарисовать контур животного, человека из произведения, о котором им рассказал ребенок, но выбрать и описать эпизод для графического отображения, раскрасить картинку, «как в книжке», ребенок должен сам. В это же время родителям надо позаботиться и о том, чтобы правильно организовать ребенку рабочее место, приучить его к режиму и элементарной культуре поведения во время чтения, бывать с ребенком в книжном магазине – рассматривать и покупать ему книги.

Внимание родителей должны привлекаться к поддержанию у детей уверенности в том, что самостоятельное рассматривание и чтение посильных книг – приятное и увлекательное занятие. С этой целью взрослым знакомить ребенка с индивидуальной дозировкой детского чтения и с особым видом книг: с книжкой-игрушкой, книжкой-театром и т.п.

Как только ребенок научится читать, родителям следует настойчиво обращать его внимание на книги всякий раз, когда у ребенка появляется тот или иной вопрос. Приучить ребенка самостоятельно обращаться к книгам-справочникам и к научно-познавательной литературе (сначала в домашней, а потом и в общественной библиотеке) – значит привить ему жизненно необходимый навык умственного труда, помочь ему определить свои склонности, привязанности, способности, ибо «книги знают больше самого образованного отца или матери». Книги не могут забыть или перепутать. И, если в книгах нет ответа, значит, человечество еще не додумалось, не дозналось, не докопалось до него.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»

«Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка»

(консультация для родителей)

Подготовила: Вечканкина Г.Г.

Каждый знает, что роль книги в жизни человека огромна. «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький). «…Чем больше я думал, тем больше приходил к убеждению, что наш духовный мир складывается, как из миллионов монад, из отдельных впечатлений, коих наименьшую часть составляет лично увиденное и пережитое, а всем прочим – основной массой – мы обязаны книгам, прочитанному, воспринятому, изученному» (С. Цвейг). «Думаю, что, чем больше человек прочитает хороших книг, тем разумнее, грамотнее, образованнее он станет» (Ю. Гагарин).

Количество подобного рода высказываний можно значительно умножить. Их можно разделять. Им можно радоваться. Но ими не следует обольщаться, поскольку все, кто воздают хвалу книге, имеют в виду читателя. А ведь им еще надо стать…

Когда же речь идет о дошкольниках, т.е. детях 6-7 лет, очевидность значимости книги в их жизни, к сожалению, не может не ставиться под сомнение, ибо, чтобы произвести на ребенка пусть даже минимальное положительное влияние, книга должна быть им сначала правильно воспринята. Восприятие же, как известно, есть достаточно сложный «психический процесс, заключающийся в отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств». Чем больше человек осведомлен о воспринимаемом объекте, тем целенаправленнее, систематически, квалифицированнее осуществляет он наблюдение за объектом и его свойствами и в свою очередь тем более полно, точно и глубоко он его осваивает. Следовательно, чтобы объект вызвал у воспринимающего комплекс адекватных, истинных ощущений, затронул бы процессы памяти, возбудил мышление, воспринимающий должен иметь представление о возможных свойствах объекта и уметь, фиксируя эти свойства, активно, синтетически реагировать на них, т.е. производить необходимые элементарные обобщения. Если же воспринимающий не подготовлен к встрече с объектом, к его осмыслению, он непроизвольно искажает реальную действительность, рассматривает объект односторонне, предвзято, и тогда с ним могут произойти казусы, подобные тем, о которых повествуется в сказках про Иванушку-дурачка… Такого рода казусы постоянно встречаются и в практике детской жизни (необоснованная боязнь жаб и летучих мышей, неоправданное удальство при обращении с взрывчатыми веществами, определеннее ценности книги по степени ее изношенности и т.п.

Поэтому взрослый должен позаботиться о том, чтобы каждый раз ребенок, встречаясь с новым важным объектом, воспринимал его всесторонне, во всех основных существенных проявлениях, связях  и чтобы у ребенка была возможность убедиться в правильности своего восприятия, в адекватности произведенного обобщения воспринятому объекту…

Предпринятый выше экскурс в психологию абсолютно необходим для понимания проблемы «ребенок – книга», так как искусство чтения – это и есть процесс приобщения читателя к общественной культуре посредством восприятия предмета культуры – книги. А книга чрезвычайно многогранный и своеобразный для восприятия объект, об особенностях которого ребенок дошкольного возраста без специального обучения почти не осведомлен.

Чтобы книга помогла семье дать ребенку «заряд добра и светлого взгляда на мир», который может, но не должен иссякнуть до конца жизни человека, важно, чтобы родители под влиянием школы приучили себя придерживаться двух основных правил в отношении ребенка-читателя: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером и, во-вторых, ничего не делать за ребенка из того, что он может и умеет сделать сам.

Основное условие для успешного формирования ребенка-читателя в семье – это так называемое единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей. Практически оно выражается в соблюдении родителями ряда психолого-педагогических требований и норм, а именно:

1. В доме должны быть книги – и у взрослых и у детей, ибо «дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души», - истина, известная уже древним римлянам.

2. Книг не должно быть много, но важно, чтобы они были достаточно разнообразными, а главное, необходимыми почти каждый день. На полках всегда под рукой надо разместить: книги-справочники; научно-популярную литературу по специальности взрослых или из области, интересующей и младших, и старших членов семьи; любимую в семье художественную литературу.

Такое разнообразие разумно. «Ученая литература спасает от невежества, а изящная – от грубости и пошлости», - справедливо считал Н.Г. Чернышевский.

3. К книгам из личной библиотечки надо постоянно обращаться. Их надо читать вслух, всей семьей – не для ребенка, а вместе с ребенком. Любимые взрослыми книги можно и должно детям пересказывать, если читать их вслух целиком пока рано. О прочитанных книгах надо разговаривать – не контролировать ребенка и тем более не требовать от него отчета: что прочитал, что понял, что запомнил? Не навязывать детям своих взглядов, а вместе с детьми на правах более опытного и потому разумного читателя размышлять над книгой – вот идеал отношений юных и взрослых членов семьи. Разговаривая об эпохе, о людях и их поступках, предстающих из книг, вместе перечитывая особенно волнующие страницы, радуясь добру, справедливости, восхищаясь мужеством и мудростью одних, испытывая стыд и боль за других, родители исподволь воспитывают в детях способность к социально целесообразному восприятию жизненных событий и к самоанализу, самооценке, помогают увидеть в книгах тот самый бесценный опыт поколений, ради которого книги и пишутся, издаются и читаются, учат детей умению этот опыт воспринимать и осваивать.

Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье. А вот от бесед с детьми по прочитанному родителей надо предостеречь. Дело в том, что беседы (в их наиболее распространенной вопросо-ответной форме) – очень специфический и только внешне, формально простой вид духовного общения. На самом деле даже опытным учителям беседы удаются только после тщательнейшей профессиональной подготовки. У учителей малоопытных и у родителей беседы с детьми о книгах чаще всего превращаются в нудное «выспрашивание», которое никакой радости ни взрослому, ни ребенку не приносит. Духовная жизнь каждого человека – «святая святых». Чтобы душа ребенка приоткрылась навстречу свету, исходящему из книг, необходим луч искреннего непосредственного чувства, идущий от взрослого, который по-настоящему переживает это чувство в данный момент. Голос, жесты, выражение глаз, интонации – основные «проводники», обеспечивающие стремление к взаимопониманию на основе сопереживания при чтении вслух, при рассказе о книге или при ее пересказе, даже недостаточно квалифицированном. Вопросоответная же форма общения, напротив, вызывает стремление поскорее «отчитаться» и прекратить общение, если спрашивающий не в состоянии обеспечить высочайшего уровня педагогического мастерства. Но надеяться на общедоступность такого уровня нельзя.

4. Общение детей и родителей в семье должно приучать ребенка не только с удовольствием поглощать духовную пищу, предложенную взрослыми, но и вносить личный посильный вклад в чтение книг, в разговоры о книгах. С этой целью уже в первом полугодии I класса надо посоветовать родителям систематически интересоваться содержанием уроков внеклассного чтения: просит ребенка рассказывать дома, о чем читал воспитатель, какую книгу рассматривали в группе. В случае необходимости родители могут оказать сыну или дочери минимум помощи (например, вместе с ним прочитать заглавия книг, которые ребенок самостоятельно отобрал, нарисовать контур животного, человека из произведения, о котором им рассказал ребенок, но выбрать и описать эпизод для графического отображения, раскрасить картинку, «как в книжке», ребенок должен сам. В это же время родителям надо позаботиться и о том, чтобы правильно организовать ребенку рабочее место, приучить его к режиму и элементарной культуре поведения во время чтения, бывать с ребенком в книжном магазине – рассматривать и покупать ему книги.

Внимание родителей должны привлекаться к поддержанию у детей уверенности в том, что самостоятельное рассматривание и чтение посильных книг – приятное и увлекательное занятие. С этой целью взрослым знакомить ребенка с индивидуальной дозировкой детского чтения и с особым видом книг: с книжкой-игрушкой, книжкой-театром и т.п.

Как только ребенок научится читать, родителям следует настойчиво обращать его внимание на книги всякий раз, когда у ребенка появляется тот или иной вопрос. Приучить ребенка самостоятельно обращаться к книгам-справочникам и к научно-познавательной литературе (сначала в домашней, а потом и в общественной библиотеке) – значит привить ему жизненно необходимый навык умственного труда, помочь ему определить свои склонности, привязанности, способности, ибо «книги знают больше самого образованного отца или матери». Книги не могут забыть или перепутать. И, если в книгах нет ответа, значит, человечество еще не додумалось, не дозналось, не докопалось до него.

МДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»

«Стимулирование познавательных интересов детей дошкольного возраста»

(консультация для родителей)

Подготовила: Вечканкина Г.Г.

Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребенка к обучению в школе.

Стремление узнать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и взаимоотношения характеризуют познавательный интерес.

Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах.

Прочные знания – основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить – значит знать».

Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии. Не стремитесь объяснять и рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулках, экскурсиях и по телевизору. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него стремления находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений.

Наблюдение за явлениями в окружающей природе – это удивительные открытия детей, поводы для бесед и экспериментирования.

Организованные наблюдения за природой обогащают практический опыт детей и побуждают к практической исследовательской деятельности: наблюдая за дождем, дети определяют, что дождь – это капельки воды, они мокрые, подвижные, стекаются струйками по окну, по водосточным трубам в большие лужи. На практическом опыте дети убеждаются, что намоченные водой предметы изменяются, как на улице после дождя. Наблюдая за снегом на прогулке, дети отмечают его внешние свойства и особенности, придумывают слова – сравнения, определяют, почему на улице много снега и он не тает. Это подталкивает к экспериментированию: снег тает в теплой группе, снег – это вода.

В своей практике, знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегаю к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым.

Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Строя башни из песка, играя с ним, придумывая различные истории, дети получают знания о физических свойствах песка (в сухом, в мокром состоянии, в сравнении с глиной и почвой).

Игры с водой и песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для развития познавательной активности. Экспериментируя со снегом, водой, льдом, дети научились самостоятельно характеризовать воду в тех физических состояниях, выделять и называть их особенности, делать простые умозаключения: вода бывает жидкой, твердой, в виде льда.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе.

В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Например, предложить ребенку понаблюдать за одуванчиком. Сколько интересных открытий он сделает! Ребенок отметит, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах цветка слетается много насекомых, что семена легкие, как парашютики.

Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности.

К детским вопросам необходимо относится внимательно и бережно, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка. Встречный вопрос «А ты как думаешь сам?»

Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника. При этом следует помнить мудрый совет В.А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни замирал перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.