Консультация для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе?»
статья (подготовительная группа) на тему

Петрова Ксения Романовна

Краткое содержание,что ребенок должен знать и уметь перед школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для  родителей

«Готов ли ваш ребенок к школе?»

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно — родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства “Я должен” над мотивом “Я хочу”. К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

Тесты, которые помогут родителям глубже узнать ребёнка и определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволят ему успешно учиться.

Прежде чем ответить на вопросы, желательно, чтобы взрослый внимательно понаблюдал за ребенком, разумеется, не ставя никаких условий.

Поведение ребенка, его способности, качества и умения можно оценивать в баллах:

5- данная способность или качества ярко выражены  и не вызывают сомнения;

4- иногда бывает иначе, это качество или умение может быть развито лучше;

3- есть проблемы: поведение, качества и умения развиты недостаточно;

2- поведение, качества, умения не характерны для ребенка и проявляются редко при определенных условиях;

1- Поведение, качества, умения выражены очень слабо, реализуются с большим трудом.

Все вопросы сгруппированы  в отдельные  блоки.

I. Социальное развитие.

1. Ребенок спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми.

2. Общается со сверстниками, знает правила общения.

3. Управляет своим поведением, знает, что можно и чего нельзя, неагрессивен, недрачлив.

4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.

5. Хорошо адаптируется к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается.

6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослых.

7. Не избегает общения.

II. Организация деятельности.

1. Ребенок инструкцию воспринимает и по ней выполняет действие в соответствии с поставленной целью и задачами; ему не нужно несколько раз повторять задание.

2. Может планировать свою деятельность, не действует хаотично, методом проб и ошибок.

3. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.

4. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в своей работе, не ждет конкретных указаний (сделай так, так и так).

5. Может сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять задание в течение 10-15 минут.

6. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.

7. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.

8. Не отказывается от заданий.

 

III. Общее развитие.

1. Ребенок способен систематизировать и классифицировать общие и отличительные признаки предметов, явений, процессов.

2. Наблюдателен, анализирует простые причинно-следственные связи.

3. Активно воспринимает любую новую информацию, задает вопросы.

4. Понимает смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе, в быту).

5. Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться.

6. Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться.

7. Высказывает собственные элементарные суждения, делает простые логические выводы, может продолжить словесное рассуждение.

 IV. Развитие внимания и памяти.

1. Ре6енок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекаясь, даже если деятельность не очень интересна (или трудна).

2. Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.

3. Переключается с одного вида деятельности на другой. Не отвлекается на внешние раздражители.

4. Может запомнить 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.

5. Произвольно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.

6. Может сгруппировать по смыслу слова и запомнить их.

7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.

V. Речевое развитие.

1. Ребенок правильно произносит звуки родного языка.

2. Может выделить звук вначале, середине и конце слова.

3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.

4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.

5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинкам.

6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.

7. Передает интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова и т.п.).

 VI. Развитие движений и пространственная ориентация.

1. Ребенок уверенно действует в быту (ест вилкой, ложкой, расстегивает и застегивает пуговицы, чистит зубы, одевается и раздевается, шнурует ботинка).

2. Ходит, бегает, прыгает, катается на велосипеде, на лыжах, коньках, плавает, играет в теннис, прыгает через прыгалку и т.п.

3. В сохранении равновесия движения координированы и ловки.

4. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево и т.п.).

5. Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.

6. Стремится научиться лепить, выпиливать, вязать и т.п.

7. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, треугольник, квадрат).

Дополнительный вопрос: какой рукой ребенок работает более активно и ловко? (Правой, левой).

 VII. Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.

1. Ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки.

2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.

3.Различает расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед - возле, сверху – снизу, справа – слева и т.п.).

4. Срисовывает (копирует) простые геометрические фигуры, а так же сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов.

5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов.

6. Находит часть целой фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу (схеме).

7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

 VIII. Личностное развитие.

1. Ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и как со взрослыми.

2. Стремиться установить и сохранить позитивные отношения со сверстниками и взрослыми в ходе общения.

3. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нуждается в присутствии взрослого.

4. Стремится к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.

5. Может дифференцировать, «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослых.

6. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.

7. Стремится к личным достижениям («Я уже знаю, умею…»), самоутверждению, признанию.

 IX. Здоровье (от года до пяти лет).

1. Ребенок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).

2. Не подвержен тяжелым и хроническим заболеваниям.

3. Спокоен (некриклив), усидчив, нераздражителен.

4. Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, не вертится, нет ночного недержания мочи).

5. Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества и т.п.).

6. В поведении отсутствуют навязчивые движения (непроизвольные подергивания мышц лица, шеи, моргания, кусание ногтей и т.п.).

7. В речи нет выраженных задержек в развитии.

  X. Определение ведущей руки.

1. ребенок рисует одинаковые рисунки (дом, человек, машина) правой и левой    рукой.

2. Рисует карандашом 10 крестиков правой и левой рукой.

3. Раскладывает карточки лото: в одной руке стопка, в другой- раскладывает карточки.

4. Развязывает 3-4 узелка, предварительно завязанных на шнурке.

5. Нанизывает на шнурок 5-10 пуговиц с разными отверстиями.

6. Бросает теннисный мяч в цель на полу или стене (повторить несколько раз).

7. Откручивает и закручивает крышки на 3-4 баночках, флаконах.

8. Выкладывает из счетных палочек (зубочисток) фигуру.

9. Складывает рисунок ( мозаика, разрезные картинки и т.п.)

10. Складывает фигуры из кубиков.

11. Метает дротики («Дартс») в цель.

12. Переливает воду из одного флакона с узким горлом в другой.

13. Застегивает- расстегивает пуговицы, застежки- молнии.

14. Наматывает нитки на катушку или сматывает нитки в клубок.

15. Чистит обувь щеткой.

16. Наличие в семье леворуких родственников: родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек и т.д.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ

В ШКОЛУ?

1.Своё имя, отчество и фамилию;

2.Свой возраст (желательно дату рождения);

3.Свой домашний адрес;

4.Свой город, (село) и его главные достопримечательности;

5.Страну, в которой живёт;

6.Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию;

7.Временя года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года);

8.Домашних и диких животных и их детёнышей;

9.Транспорт наземный, водный, воздушный;

10. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды;

11. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки;

12.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

13. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.);

14.Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать), рассказ по картинке;

15. Запомнить и назвать 6-9 предметов, картинок, слов;

16. Определять количество и последовательность звуков в словах типа: мак, дом, суп, дубы, сани, зубы, осы;

17. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет);

18. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;

19. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10;

20. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 минут);

21. Уметь устанавливать социальные контакты;

22. Иметь адекватную самооценку;

23. Контролировать свои эмоции;

24. Подчинять личные интересы общественным.

Используемая литература:

1. Серова Л. И. Диагностика психологической готовности к школе.

2. Безруких М.М. «Портрет» будущего первоклассника//Дошкольное воспитание,       2003г.- №2.