Народные подвижнее игры
консультация на тему

Каменецкая Елена Евгеньевна

Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n.p.i.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из направлений моей работы является программа дополнительного образования по физическому воспитанию «Народные подвижнее игры», для детей 6-7 лет.

Обоснованием необходимости организации дополнительного образования по физическому направлению «Народные подвижные игры» стало то, что в последние годы было утеряно много культурных традиций, ранее общепринятых. Ушли из жизни обряды, обычаи, сопровождающие человека в течение жизни. На сегодняшний день многие народные игры забыты, утеряны их правила.

Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.  Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей.

Игра как средство воспитания.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны,  создается  эмоционально  положительная  основа  для развития патриотических чувств.

Оздоровительное значение подвижных игр.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Программа рассчитана на детей 6-7 лет, предполагает проведение организованной образовательной деятельности 1 раз в неделю, инструктором по физической культуре и воспитателем. Продолжительность не более 30 минут.  Общее количество организованной образовательной деятельности  в год  - 30.

Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • активизировать двигательную активность дошкольников;
  • познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру;
  • развивать  сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции и так же эмоционально-чувственную сферу;
  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

Ожидаемый результат

   1. Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.

   2. Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.

   3. Развитие умений работать в коллективе.

   4. Формирование у детей  уверенности в своих силах.

   5. Умение применять игры  самостоятельно.

По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны детям. Наиболее полюбившимися и запоминающимися стали игры:

"Бояре""

Играть нужно большим количеством народу. Играющие разбивались на две команды, каждая выстраивалась в шеренгу лицом к другой команде. Расходились примерно на пять метров.

Потом одна команда, взявшись за руки (крест на крест), идет к другой со словами:

- Бояре, а мы к вам пришли!

И потом задним ходом отходит обратно со словами:

- Молодые, а мы к вам пришли!

Следующая подхватывала:

- Бояре, а зачем пришли? - на приближение,

- Молодые, а зачем пришли? - на отдаление.

И так продолжалось, по очереди:

- Бояре, нам невеста нужна, молодые, нам невеста нужна!

- Бояре, а какая вам мила, молодые, а какая вам мила?

- Бояре, нам вот эта мила (тут подходили почти вплотную и показывали на любую девочку, которая поворачивалась спиной и так продолжала игру), молодые, нам вот эта мила!

- Бояре, она дурочка у нас, молодые, она дурочка у нас!

- Бояре, а мы пряничк дадим, молодые, а мы пряничка дадим!

- Бояре, у ней зубки болят, молодые, у ней зубки болят!

- Бояре, не валяйте дурака, а давайте нам невесту навсегда!

После этого команда, у которой «Невеста», растягивалась, не разрывая рук, а выбранный человек из противоположной команды разбегался и должен разорвать цепь в произвольном месте. Если цепь разорвана, то одного человека забирает команда «жениха», если нет – то «жених» сам попадает в плен. Выигрывает та команда, у которой максимальное количество народу.

«Хали –хало»

Ведущий загадывает слово, объясняет игрокам, что это такое (классифицирует его как-нибудь, например, посуда, мебель), говорит первую и последнюю букву. Игроки должны угадать, какое слово загадано. Как только кто-то произносит верный ответ, ведущий подкидывает мяч вверх как можно выше с криком "Хали-Хало!" и быстро убегает, а угадавший должен поймать мяч и крикнуть "Стоп!". В этот момент ведущий останавливается, а угадавший должен отгадать расстояние до ведущего.

Расстояние меряется различными шагами, гигантские (самый большой шаг), обычные,  лилипутские (совсем махонькие шажочки), зонтики (поворот кругом с продвижением).
-лягушачьи (прыжки вперед).

Например: "До Ильи 7 гигантских шагов, три зонтика, два лилипутских..." После того, как названы все шаги, игрок с мячом выполняет их и бросает мяч в кольцо из рук водящего. Если попал, то игрок становится водящим, если нет - ведущий остаётся ведущим.

«Море волнуется раз».

Сначала выбирают водящего. Он отворачивается ото всех остальных игроков и громко произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура, замри!
 

Пока водящий произносит слова, все игроки хаотично двигаются. Но как только заканчивается считалочка, игроки замирают на месте, изображая «морские» фигуры. Ведущий подходит по очереди к каждому игроку,  дотрагивается до него - и игрок без слов должен изобразить свою «морскую» фигуру. Ведущий должен угадать, что это за фигура. Тот игрок, кому непохоже или хуже других (это решается общим голосованием) удалось изобразить фигуру, становится ведущим.
Кроме морских фигур, также загадываются:
- звериная фигура
- клоун-фигура
- и все на, что хватает фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

НАРОДНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. НАРОДНАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА.

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Необходимость использования народных подвижных игр для подрастающего поколения....

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

Презентация на тему "Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики.Актуальность  темы исходит из зн...

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр «Народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет молодым  педагогам детского сада познавательно   и интересно организовать и провести  народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста....