Главные вкладки

    Практикум в форме деловой игры детей и родителей подготовительной группы "Формирование познавательно - речевого развития у дошкольников"
    материал (подготовительная группа) на тему

    Борисенко Татьяна Николаевна

    Практикум 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rodit_sobr_podg_gr_2.docx50.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практикум в форме совместной деловой  игры детей и родителей подготовительной  группы

    «Формирование познавательно - речевого развития у дошкольников»

    Цель: привлечение родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения, в частности, формирование у родителей способности оказания помощи в личностном становлении ребенка и в развитии познавательно – речевых способностей.
    Задачи:

    • раскрыть родителям важные стороны психического и речевого развития детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет);
    • познакомить с задачами по развитию речи на учебный год;
    • укрепить и скорректировать дружественные отношения;
    • сформировать способности переноса полученных знаний в условия семейного воспитания;
    • привлечь родителей в образовательный процесс детского сада.

    В настоящее время рассматривается тема о взаимопомощи в формировании у детей познавательных и речевых процессов. Наиболее благополучное влияние в этом формировании могут оказать  родители. Но часто бывает так, что родители не имеют возможностей, а иногда и необходимых знаний для того, чтобы помочь своему ребенку. Поэтому большая роль отводится работе дошкольного образовательного учреждения, так как  именно воспитатели и специалисты, работающие с детьми, могут помочь родителям. Привлечение родителей к проблемам детей является наиболее актуальным на сегодняшний день, так как среди детей встречаются такие дошкольники, которые не могут без помощи  близких справиться с проблемами или успешно развиваться в плане познавательного и речевого развития. 
             Теоретической основой данного практикума является теория А.Логиновой о необходимости проведения совместных занятий детей и родителей в форме деловой игры, а также личностно-ориентированная модель взаимоотношения ребенка со взрослым, которая обеспечивает дошкольнику чувство психологической защищенности; формирует доверие к миру, радость существования, развивает его индивидуальность.
    Практическая значимость данного практикума состоит не только в своеобразии формы его проведения, но и в том, что деловая игра может быть использована воспитателями, специалистами, работающими с дошкольниками.
    Новизна практикума подчеркивается совместным проведением деловой игры и нетрадиционными методами и приемами, которые используются в данном родительском собрании.
    Используемый инструментарий:

    • Аудиозаписи
    • Воздушные шары.
    • Фотографии.
    • Готовые, предварительно нарисованные детские рисунки на тему: «Моя семья»
    • Папка – передвижка.
    • Мяч.
    • Методическое пособие «Домик».

    Используемые методы:

    • Деловая игра.
    • Активный диалог.
    • Анкетирование.
    • Теоретический анализ литературы.
    • Качественная и количественная обработка.
    • Самоанализ.
    • Игровые приемы.

    Подготовительный этап.

    • За две недели до практикума родителям предложено заполнить анкету «Мой ребенок и его индивидуальные особенности».
    • С воспитателями, с психологом обговаривается тематика предстоящей встречи, продумывается план открытого просмотра из фрагментов программных занятий с детьми.
    • За две недели до встречи с родителями вывешивается объявление - приглашение.
    •  «Волшебная шкатулка». За две недели до собрания родителям предлагается подумать и написать вопросы, которые более всего волнуют.

    Оборудование и наглядность:

    • группа оформлена воздушными шарами, в которых содержится по одному вопросу из «Волшебной шкатулки»;
    • группа оформлена детскими фотографиям (дети на занятиях, во время игр, во время режимных моментов);
    • плакаты:
    • «Кто не может взять лаской, тот и не может взять строгостью».

    А.П.Чехов.

    • Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним.

     И. Песталоции.

    • «Мать, говорящая: «Я не хочу с тобой говорить, отталкивающая свое дитя, убивает в нем сына или дочь, а в себе – убивает мать».»
    • «Собственный пример – это лучшее воспитание».

    В.Сухомлинский.

    • Доска оформлена детскими работами (рисунки, картины из песка, из пластилина, из мозаики.)
    • Папка - передвижка с семейными фотографиями, с рассказами «Смешной случай в нашей семье».

    Ход проведения собрания.

    Звучит аудиозапись.

    Перед началом собрания родителей встречает воспитатель, который знакомят родителей с работами детей;

    предлагает методическую литературу по  речевому развитию и развитию психических процессов (памяти, мышления, внимания) у детей  старшего дошкольного возраста;

    • обращают внимание на содержание плакатов.

    Столы расставлены полукругом.  Воспитатель предлагает родителям, сидящим за столами, по одному воздушному шарику.

    • Родители сдувают шары с помощью иголки, в шариках вопросы из «Волшебной шкатулки». На вопросы отвечают воспитатель. Вопросы звучат разного характера: «Как проходит закаливание в старшей группе? Какие занятия посещают дети? Что делать, если ребенок капризничает? Какие принимаются меры по профилактике гриппа?  Какие кружки посещают дети логопедической группы в детском саду? Как проходят занятия с психологом?

    Воспитатель:

     В течение каждой недели с детьми проводим занятия на лексические темы. Например, первая неделя «Овощи», следующая «Фрукты», далее «Осень», «Семья» и т.д, знакомим с новым звуком, например, со звуком  «У». По данной теме занимаются и воспитатели, и логопед, и музыкальный руководитель по логоритмике. Кроме того, чтобы дети лучше запомнили материал, даются задания на дом. Дети с помощью родителей выполняют домашние задания.

    Основные задачи:

    • Развитие понимания речи, воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности. Формирование обобщающих понятий (например, помидор, лук, чеснок, как назвать одним словом - «овощи».
    • Формирование лексико-грамматического строя речи. Формирование лексико-грамматического строя речи провожу с использованием игровых приемов. Например: «Послушайте и повторите слова, близкие по значению, слова – приятели. О чем так можно сказать? Зреет-созревает, вызревает, спеет, поспевает, наливается». Назовите слова противоположные по значению, слова-неприятели. (твердый - мягкий, высоко – низко…). Формирую навыки словообразования (например, игра: «Скажи ласково»: яблоко-яблочко, апельсин – апельсинчик образование сложных слов: листья падают - листопад); навыки словоизменения, (например, один апельсин - апельсины, один мандарин – мандарины, одно яблоко – яблоки); учу употреблять простые распространенные предложения. 
      Воспитатель:
    • Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия по теме: «Семья».
      Педагог приглашает детей на занятие. (Показ фрагмента занятия с использованием игровых приемов по теме «Семья».
      Ход проведения занятия:

     «Слова – неприятели»

    правда – ложь
    мир – ссора
    мудрый – глупый
    помнить – забывать
    родной – чужой

    Воспитатель:

    Уважаемые родители,  детям будет очень интересно с вами поиграть, вставайте вместе с нами в большой круг. Я буду называть слова в единственном числе и бросать мяч, кто поймает мяч, тот называет слово во множественном числе и возвращает  мне мяч.
    Игра: «Один - много».

    брат – братья
    дядя – дяди
    сестра – сестры
    тетя – тети

    Игра: «Скажите ласково о своих родных». 

    Игра проводится вместе с родителями и детьми. (Образование существительных с помощью суффиксов)

    папа – папочка, папуля, папуленька, папенька;
    мама – мамочка, мамуля, мамуленька, матушка, маменька;
    дочь – доченька, дочурка, дочурочка;
    сын – сынок, сыночек, сынуля, сынуленька;
    сестра – сестричка, сестренка, сестреночка;
    Воспитатель:

    Мамы и папы, послушайте какие красивые стихи дети вам расскажут( Дети рассказывают стихи о семье, дарят родителям рисунки на тему «Дружная семья»,нарисованные заранее. Затем дети проходят в игровую комнату, а педагог продолжает собрание)

    Воспитатель:

    Для проведения занятий использую различные картинки. Это просто предметы или рисунки, изображающие какие - то жизненные ситуации, лото. На занятиях включаю игровые приемы на развитие фонематического слуха. Что это такое? фонематический слух – это умение слышать и выделять все звуки в слове.
    Пяти – шестилетние дети чувствительны к звуковой речи, поэтому очень важно научить детей слышать звуки, складывать их в слова. Главное – делать это играя. Этому можете научить и вы, но как это сделать и где взять время? Оказывается, играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, даже готовя ужин на кухне, можно играть со звуками. Начинать лучше с тех, которые тянутся: 
    а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш. Естественно, следует избегать звуков, которые ребенок не выговаривает. Разумеется, чем больше членов семьи примут участие в игре, тем интереснее она будет.Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово аааист?» Слегка потяните первый звук. Дождитесь ответа, спросите: «Есть ли звук а в словах «арбуз», «жук», «лук», «апельсин?». Подбирайте слова вместе с ребенком. 
    Можно поиграть с ребенком в игру
     «Поймай звук» (если есть звук в слове, хлопни в ладоши.) Поймай звук «Ш» (шапка, сапоги, шишка, сумка, щетка, шум.)
    А вот игра сложнее: вы называете слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, «ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку.
    Воспитатель:

    Мамы и папы, давайте с вами поиграем, вы будете называть слова и передавать мяч друг другу, называя слова на определенный звук (последний звук в слове). Проводится игра: «Цепочка слов»
    Играйте в игру до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из 4 - 5  звуков.

    Воспитатель:

    Самые близкие ребенку люди – родители, бабушки, дедушки. Все приобретения детства значительны, и богатство их содержания будет зависеть от вас, взрослых. Дети от природы наделены способностями, надо лишь постараться как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития.
    Дружное чаепитие.
    Далее следуют ответы на вопросы и проведение индивидуальных консультаций по окончании встречи.
    Желаем успехов!

    Похвала, поцелуй или рукопожатие – отличное поощрение!

    Анкета.
    Уважаемые родители!
    Напишите, пожалуйста, небольшое письмо о своем ребенке, используя наши вопросы – подсказки!

    • Ф.И.О. родителей.
    • Задает ли вам ребенок вопросы? Много ли их? К каким областям жизни они относятся? (природа, техника, искусство, взаимоотношения людей, спорт др.)?
    • Удается ли вам регулярно читать вашему ребенку книги?
    • Рассказывает ли он о переживаниях, пережитых впечатлениях, снах?
    • Каким бы вы хотели видеть будущее своего ребенка?
    • Каков ваш ребенок (уверенный, решительный, не очень уверенный, неуверенный).
    • Какое у него любимое занятие?
    • Каково обычное состояние ребенка и его настроение?
    • Часто ли плачет ваш ребенок?
    • Быстро ли он устает? Если да, то, как вы думаете, почему?
    • Как он реагирует на неудачи?

    Тема: “Развитие речи детей в старшей группе”

    Вступительное слово.

    Значение речи в жизни людей огромно. Речь – это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.

    Развитие речи в дошкольном возрасте – основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст!

    В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.

    В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов. Совершенствуется в том числе, звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи.

    Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.

    Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

    И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми, мы приглашаем вас в небольшое путешествие, в которое мы отправимся на поезде.

    Воспитатель: – И так, отправляемся в путешествие на поезде” отправляемся в путь.

    Ну вот мы и приехали на первую станцию, которая называется “Станция слов” На этой станции дети обогащают свой словарный запас (узнают новые и интересные слова), так же упражняются (подбирают к существительным прилагательные, а к прилагательным существительные)

    Игра “Подбери прилагательные к существительным” (игра с мячом).

    (Я говорю существительное, вы прилагательное)

    Яблоко- какое оно- вкусное, румяное, сладкое, кислое и т.д.

    Снег- какой он- пушистый, белый, холодный и т.д.)

    Вода- какая она- прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т.д.

    Солнце-какое оно – яркое, желтое, теплое, круглое и т.д

    А так же на этой станции дети учатся подбирать слова с противоположными значениями.

    Игра “Противоположности”, “Антонимы”.

    Детям раздаются карточки. Н: длинный- короткий, и дети должны найти свою противоположную пару.

    Какие вы молодцы. На какой мы сейчас станции были? “Станция слов”, правильно, а сейчас отправляемся дальше, на следующую станцию, которая называется

    “Станция звуков”. Садимся в поезд со словами “чух- чух-чух”, поехали на следующую станцию. На этой станции дети учатся правильно и отчетливо произносить все звуки.

    Давайте мы поучимся и поиграем в игру “Назови слово со звуком М” (корзина, мешки с песком)

    Ой, какие вы молодцы! А так же дети учатся определять место звука в слове ( начало, середина, конец)

    Игра “Определи звук [д] в слове” Если вы услышите слово со звуком “д” вы хлопаете, затем определяем, где был звук.

    дом- [д]- в начале слова , дятел- [д]- в начале слова дедушка- [д]- в начале и в середине слова деревня- [д]- в начале слова ‘ тетрадь- [д]- в конце слова смородина- [д]- в середине слова виноград- [д]- в конце слова

    - Ребята, вы такие умнички, в какой мы были стране? (стране Звуков).

    - Что мы делали? Но нам нужно дальше продолжать наше путешествие. Садимся в поезд и со- словами «чух-чух-чух» отправляемся в путь.

    Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется

    “Станция грамматики”.

    В этой стране дети учатся связывать слова в предложения, закреплять правильное произношение слов. Знакомятся с разными способами образования слов. Давайте и мы с вами познакомимся и поиграем в игру.

    Игра “где живут продукты?”

    (у каждого продукта есть свой домик угадай название домика)

    Сахар- (ница), хлеб- (ница), масло- (ница), соль- (онка) -маеяо, перец, чай, кофе, салат, конфеты.

    А также учатся образовывать однокоренные слова, т.е. похожие друг с другом, Н: медведь- медвежата.

    Давайте и мы поучимся с вами придумывать слова похожие друг на друга.

    Игра “Продолжи цепочку”

    Чай- чайник – чайничек.

    Кофе – кофейник – кофейничек

    Нож, ковш, таз, кувшин

    Молодцы, ребята. Также дети на этой станции учатся составлять сложные и простые предложения.

    Игра “Составь предложения из набора слов»

    Молодцы, ребята, хорошо потрудились на этой станции, которая как называется? “Станция грамматики”. Что мы делали на этой станции? Ну, а нам нужно отправляться дальше на последнюю станцию, которая называется “Сказки-рассказки“. Садимся в поезд и поехали: «Чух-чух-чух».

    Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется “Сказки – рассказки”. На этой станции дети учатся беседовать, высказывать свое мнение, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказы. И мы давайте с вами попробуем рассказать и обыграть сказки.

    Игра “Расскажи и обыграй сказку”

    (родители делятся на 2 команды, каждой команде выдается картинка сказки, они должны рассказать и обыграть сказку)

    Вы такие вы молодцы!. Как вы интересно рассказали и обыграли сказку. Вам понравилось? (Ответы родителей)

    Молодцы, ребята. Это была наша последняя станция, которая как называется? (Сказки-рассказки)

    - Вы такие умнички, со всеми заданиями справились. Познакомились с тем, как развивается речь детей в старшей группе.

    Предлагаем памятку «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи детей».

    Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи

    Библиографическое описание: Тагаева Е. Ю. Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи [Текст] / Е. Ю. Тагаева, Л. А. Савицкая // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.).  — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 52-54.

    Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласовано. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей.

    Для достижения единой цели взаимодействие предполагает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. Участвовать в речевом развитии семьи начинают с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе мы пытаемся убедить родителей, что их роль в речевом развитии ребёнка значима, что наши усилия без их помощи будут недостаточны. Основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников — это объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка, выделение приоритетных линий этого развития, показ наиболее эффективных методов и приемов работы речевого воспитания, раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания, формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, руководить детской деятельностью. Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитие ребенка в детском саду, их знакомят с программой развития речи дошкольников в каждой возрастной группе.

    Формы взаимодействия детского сада с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов взаимодействия детского сада и родителей — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Мы стараемся наиболее полно использовать все виды традиционных форм взаимодействия с семьей, но и ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально- политических и экономических условий развития нашей страны. Выстраивая взаимодействие с родителями, мы развиваем и используем традиционные формы: родительские собрания, лекции, практикумы, педагогические консультации, совместные праздники, педагогические беседы, дни открытых дверей, родительские уголки, анкетирование, папки-передвижки. Планируя ту или иную форму работы, мы всегда исходим из представлений о современных родителях готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. В связи с этим к формам взаимодействия предъявляются следующие требования: востребованность, оригинальность, интерактивность. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в жизни детского сада.

    Нами накоплен определенный опыт работы с родителями по воспитанию речевой культуры детей. В нашем детском саду используются следующие нетрадиционные формы сотрудничества: речевые театрализованные праздники, речевые газеты, журналы, игротеки, семейные газеты, отчетные концерты, родительские клубы, тренинги игрового взаимодействия, интерактивные выставки, викторины, конкурсы, совместные занятия, проектная деятельность, презентации.

    Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию — это речевой театрализованный праздник. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми дома: инсценировка стихотворения, сказки, рассказа. Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить. Основным моментом творческойтеатрализованной игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. Родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а значит, не помогают им усваивать правильную речь. Мы считаем, что следует показывать родителям в совместной деятельности с детьми, как правильно формировать речь детей, разъяснить им необходимость закрепления достигнутого и как важны партнерские отношения родителей со своими детьми.

    Родители нашего детского сада активно участвуют в создании речевого альбома «Копилка слов». Данная форма работы с семьей направлена на расширение, закрепление, конкретизации словаря ребенка и объяснения лексического значения слов. Дети с родителями должны подобрать красивые (осенние, сладкие, острые и т. п.) слова, подобрать картинку с интересным предметом, показать его всем детям и назвать. По результатам этой работы в группе создаются альбомы, книжки. Один раз в месяц в группе вывешивается благодарственное письмо, в котором указываются те семьи (родители), чьи дети принесли в копилку много интересных слов, принимали участие в речевых праздниках. Такая форма поощрения является хорошим стимулом, как для детей, так и для родителей.

    В группах организуются игротеки. Игротеку для родителей мы проводим 1 раз в неделю во второй половине дня. Её цель — демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале. Родителей знакомим с различными речевыми играми. Причём родители принимают активное участие в игре с детьми.

    Похожая статья: Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

    По нашей рекомендации родители вводят в жизнь семьи игру «Я дарю тебе словечко», цель — расширить словарь детей. Дети приносят в группу подаренные слова и знакомят с ними своих друзей. Родители участвуют в создании домашней игротеки. Данный вид работы не требует специальных материалов и пособий. Учитывая большую загруженность родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость, мы предлагаем «Игры на кухне». Игровые упражнения для развития мелкой моторики. «Золушка». Вы готовите обед. Предложите ребёнку перебрать горох, рис, гречу. «Волшебные палочки». Дать ребёнку зубочистки. Ребёнок должен выложить простые геометрические фигуры, предметы, узоры. Игры на обогащение словаря. «Волшебные слова». Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? «Угадай-ка». Давайте вспомним вкусные (сладкие, кислые, солёные, горькие) слова и угостим ими друг друга. Ребёнок называет вкусное слово и «кладёт» вам в ладошку. Затем вы ему. «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок её заканчивает: — Ворона каркает, а воробей…Игры на развитие грамматического строя. «Поварята». Приготовим сок из яблок (яблочный), пирог из рыбы (рыбный), варенье из малины (малиновое) и т. д. «Упрямые слова». На свете есть упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, пианино, какао, пальто, метро…). Задавайте ребёнку вопросы и следите, чтобы он не изменял слово. Игры на развитие слоговой структуры. «Путаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги и т. д.). Такие игры не отнимут у родителей много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка, и покажут ребёнку заинтересованность родителей его проблемами и ещё больше укрепит их взаимоотношения.

    Речевая газета — эта форма взаимодействия педагогов с семьями популярна как у детей, так и у родителей. Содержание газет определяется актуальными на данный момент вопросами речевого развития детей конкретной группы и может быть посвящено решению одной из речевых задач. В младших и средних группах могут быть такие темы как «В гостях у слова», «Поговори со мною, мама.»... В старших группах — «Грамотей», «Как красиво говорит, словно реченька журчит» и другие. Обязательным условием выпуска речевых газет является их интерактивный характер. Интерактивность заключается в том, что материал, размещенный в газете, побуждает родителей к активному взаимодействию с детьми и педагогами, предполагает обратную связь. Оформляться газеты могут на стендах, в виде книг, журналов, папок-вертушек.

    Особой популярностью у родителей пользуется, выходящая ежеквартально, газета «Реченька: для неравнодушных родителей». В данной газете содержится информация о конкурсах, событиях детского сада по речевой деятельности, в которых участвовали дети, их творческие работы (стихотворения, сказки, рассказы, картины), рекомендации по проведению речевых игр с детьми дома. Для привлечения внимания родителей к актуальным проблемам речевого развития детей, освещения опыта воспитания культуры речи в семье в детском саду практикуются различные конкурсы между родителями.

    Интерес представляет конкурс семейных газет, в которых родители делятся своим опытом воспитания культуры речи в семье, рассказывают о семейных традициях, оформляют фотографиями, рисунками. Газета — продуктивная форма общения с семьей, она результативна, помогает педагогам привлечь внимание взрослых к речевому развитию дошкольников, обучать и развивать детей играя, объединять детей и родителей на основе общих интересов. Активно родители участвуют в конкурсе совместного с детьми сочинения. Тематика разнообразная «Письмо Деду Морозу», «Сочиняем сказку», «Сочиняем стихи» и др.

    Эффективной формой взаимодействия «педагог-родитель-ребенок» стала проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем. Темы и содержание проектов определяются педагогами совместно с детьми и родителями на основе определения актуальных задач развития детей конкретной группы, детских интересов. Так, в проекте «Сказка в нашей семье» создавался альбом с любимыми сказками, рисунками, фотографиями, статьями о том, как книги помогают в воспитании детей, какие интересные слова и выражения в них встречаются. Проект «Чудо пальчики» позволил родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включится в изготовление пособий для тренировки рук из подручного материала, проявляя свое творчество.

    Обязательным условием реализации всех проектов является активизация речевой деятельности детей, совместное речевое творчество. Проекты рассчитаны на значительный отрезок времени. Завершается проект презентацией, которая предполагает выпуск газет, альбомов, организацию выставок, праздник. Взрослые и дети демонстрируют результат своей деятельности, радуются достижениям друг друга.

    В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

    Родительское собрание «Рисование в жизни ребенка»

    Подготовила и провела

    педагог дополнительного образования Булатова И. Н.

    МАДОУ Мо №11 "Ёлочка"

     

     

    Цель:     1.  Информировать    родителей    о    концептуальном    замысле организации образовательного процесса по изобразительной деятельности в ДОУ.

     

    2.  Представить       спектр       возможностей        использования изобразительной деятельности в развитии детей 4-5 лет

     

    Этапы родительского собрания:

     

    1. Информационная часть

     

    Сообщение:   «Влияние  изобразительной  деятельности  на  развитие личности ребенка»

    Галерея совместного творчества взрослых и детей

     

    2.Практическая часть

     

    Игра:  «Нарисуй глазами детей»

    Игра:  «Родительские задачи»

    Домашнее задание:  «Нарисуйте зимнюю сказку»

    Форма проведения: Продуктивная игра

    Теоретическая часть.

             Нашу встречу я хочу начать стихотворением Давида Самойлова, очень точно охарактеризовавшего особенности

    детского изобразительного творчества

     Как весело рисуют дети

    Доверчивые чудеса

    Не Истину и Добродетель,

    А человечка или пса

    И пес неистов и оранжев,

    В зубах зелёное: «Гав! Гав!»

    И радуги разбудоражив,

    Конь скачет о шести ногах

    А над конем летит сорока,

    Летит дорога под коня,

    Хохочет солнце кособоко,

    И улыбается луна

    И человечек - огуречик

    С овальным розовым брюшком

    Так беззаботен, так доверчив,

    На том коне сидит бочком!

    Он твердо знает, что доскачет,

    Застенчивый до немоты,

    И в руки маленьких циркачек

    Положит красные цветы

    Дитя! От мыслей безрассудных

    Меня чертою отдели

    Пусти, пусти меня в рисунок

    И в добром мире посели.

              Рисование - это любимое детское занятие. Ему мало занятий рисованием, проводимых в детском саду. Очень важно, чтобы вы родители стали помощниками своим детям у себя дома. Ведь через изобразительную деятельность, ребенок само выражается как личность. В рисунке ребенок выплескивает как положительные, так и отрицательные эмоции. Неоценимую услугу рисование оказывает для подготовки руки ребенка к письму.

    Вот ряд основных правил, для того, чтобы поддерживать интерес ребенка к рисованию:

    1.       Ребенок      должен   иметь   максимальную   свободу   для   проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство..

    2.       У   ребенка   не   должно   быть   недостатка   в   цветных   карандашах, фломастерах, красках и бумаге.

    3.       Сюжет рисунка не должен подвергаться критике

    4.       Рисунок, выбранный ребенком, нужно повесить, где-нибудь в удобном для ребенка месте и попросить юного художника прокомментировать его.

              Рисуя то, что его интересует и волнует, ребенок получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а не хранить их в себе. Любое переживание малыша травмирует детскую психику и, поэтому возможность пережить их в рисунке имеет терапевтический эффект и способствует успокоению ребенка. Это же самое действие может оказать положительный эффект, если ребенок получил сильное впечатление от какого-то яркого события. И если это новое впечатление захватывает ребенка, он очень дорожит им и хочет снова испытать его. Изображение предмета или явления позволяет ребенку ещё раз пережить то, что когда-то взволновало его.

               Предоставив детям возможность рисовать то, что они хотят, мы видим, что специально не обучавшиеся малыши необыкновенно точно и выразительно передают в рисунке характерные черты занимающего их мысли предмета. Однако эта способность не распространяется на изображение других объектов. Причина в том, что предметы, поразившие мысли и чувства ребенка, как бы стоят у него перед глазами, а изобразить нечто другое, без специального обучения, они не в состоянии. Следовательно, для полноценного развития детей необходимо своевременное обучение на всех возрастных этапах его жизни.

                Маленькому ребенку, как и человеку любого возраста, нужно знать, что он трудится не напрасно: то, что он делает, не обязательно ему самому, а ещё кому-то необходимо.

               В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость, свободу, которая является побудителем рисования. Впоследствии это сказывается на почерке ребенка.

               Если ребенок не правильно держит карандаш: щепоткой, в кулаке, скрюченными пальчиками, то рука быстро устает, изображение искажается, и как правило, результат неудовлетворенность, огорчение и потеря интереса, а в процессе занятия (не получилась та или иная линия, растеклась краска) ребенок бросает кисть или карандаш, более эмоциональные дети могут даже заплакать, отказаться рисовать. Если им вовремя не помочь, то рисование превращается для них в муку, и, как правило, - в результате плохой, корявый почерк в школьные годы.

               Овладение разнообразными движениями рук, способами действия с различными инструментами, имеет важное значение не только для развития ребенка в изобразительной деятельности, но и для всестороннего развития ребенка. Как сказал Сухомлинский: «Способности детей на кончиках пальцев»

               Пусть дети рисуют то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление или чувство страха. Задача взрослого помочь ребенку овладеть теоретическими и практическими навыками рисования, чтобы дети знали, как элементарно, легко, доступно можно нарисовать тот или иной предмет. Дети, в свою очередь, уже с полученными навыками, будут фантазировать, творить самостоятельно, раскрепощаться и выражать на бумаге свои эмоции.

     

    Практическая часть.

    1. Игра: «Нарисуй глазами детей»

     

    Родителям предлагается нарисовать на темы: «Приятное - неприятное», «Радость - печаль», «Красивое - безобразное» с позиций ребенка. По завершению работы, каждая группа комментирует свой рисунок.

     

    2.  Игра: «Родительские задачи»

    Цель: Структурирование раннее предложенного материала

    Предлагается   каждой   группе   задача,   связанная   с   развитием   изобразительной деятельности детей.

    В группе обсуждаются и высказываются предложения по их решению.

     

    Задача № 1. Одна мама говорит другой:

    Как хорошо рисует ваш Серёжа. А у моего сына одни каракули. Сколько ни говорю, чтоб рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо. А вы пробовали его учить? Я часто усаживаю Петю за рисование. Наверно у него нет способностей, огорчилась мама Пети.

    Права ли мама Пети?

     

    Задача №2: Если наблюдать за рисующими детьми, перед которыми поставили предмет, то можно установить общую для дошкольников особенность в поведении: едва взглянув на предмет, они продолжают быстро и уверенно рисовать на бумаге. Объясните причину этого явления.

    Какое воздействие взрослого на изобразительную деятельность детей?

     

    Задача № 3: Мама Пети (З года) любила рисовать и хотела, чтобы сын точно воспроизводил ее рисунки. Так она нарисовала огородную лейку. Петя увидел в рисунке мамы рыбу с раскрытым ртом. Мама сказала: «Не говори глупостей, это лейка. Нарисуй».

    Проанализируйте    поведение    мамы    с    точки    зрения    развития    творческих способностей сына.

     

    3.Домашнее задание

    Родителям предлагается дома совместно с деть нарисовать картину на тему: «Зимняя сказка»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совместная деятельность учителя-дефектолога и родителей в организации познавательно-речевого развития дошкольников с отклонениями в развитии.

    Работая по теме "Поиски эффективных приемов и методов влияющих на формирование  развития речи и познавательных способностей дошкольников с отклонениями в развитии", мы пришли к выводу, что одно из наи...

    Роль театрализованной игры в познавательно-речевом развитии старших дошкольников.

    Роль театрализованной игры в познавательно-речевом развитии старших дошкольников....

    Конспект взаимодействия с семьями воспитанников по теме: «Формирование познавательно - речевого развития у детей средней группы». Практикум в форме совместной деятельности детей и родителей «Гость группы» (выпечка печенья)

    Цель: привлечение родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения, в частности, формирование у родителей способности оказания помощи в личностном становлении ребенка и в развитии позна...

    Сюжетно-ролевая игра в познавательно-речевом развитии старших дошкольников

    В статье представлен методический материал по развитию игровой деятельности старших дошкольников, обогащению представлений об окружающем предметном и социальном мире....

    Семинар-практикум в форме деловой игры для родителей «Автоматизация звуков и их введение в спонтанную речь»

    Семинар-практикум в форме деловой игры для родителей «Автоматизация звуков и их введение в спонтанную речь»...

    Педсовет в форме деловой игры «Аукцион педагогических идей» Тема: «Речь и речевое общение посредством дидактических игр»

    Разработка педагогического совета в нетрадиционной форме по развитию речи дошкольников посредством дидактических игр....