Рекомендации педагогам и родителям детей с РАС (аутистов)
консультация на тему

Волкова Наталья Алексеевна

Занятия с аутичным ребёнком сильно отличаются от занятий с другими детьми. Для того чтобы занятия были эффективны, необходимо достичь взаимопонимания с его близкими, прийти к общему знаменателю при выборе подхода к обучению и воспитанию ребёнка.

На начальном этапе обучения – это:                                                                

- постепенное избавление от накопившихся негативных эмоций и страхов;

- предоставление ребёнку возможности пережить как можно больше положительных эмоций.

         Только когда окружающий мир станет для ребёнка более дружелюбным, а сам ребёнок более  смелым и активным в своём познании мира, станет, возможен переход к следующему этапу обучения, целями которого станут:

- знакомство ребёнка с самыми разнообразными сторонами окружающего мира, как предметного, так и мира человеческих взаимоотношений;

- формирование поведения ребёнка, обучение навыкам контроля над эмоциями, введение необходимых правил и запретов;

- развитие речи и т. д.

    Работа с аутичным ребёнком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Можно заранее составить план занятия, но действовать в большинстве случаев придётся в зависимости от ситуации и желания ребёнка. Порой стоит принять правила игры, предлагаемые ребёнком (не забывая о целях работы). И тогда через некоторое время он будет видеть в вас союзника, товарища по играм, станет доверять вам. Поведение ребёнка во время занятия может быть разным, порой неадекватным и агрессивным, в любом случае следует сохранять спокойствие, не ругать, а постараться понять, чего он хочет, помочь ему выйти из состояния дискомфорта. Занятие должно проходить  в атмосфере доброжелательности. 

 Жизненное пространство аутичного ребёнка требует особой заботы  и специальной организации. По виду деятельности ребёнка пространство  можно условно разграничить на бытовое – усвоение навыков повседневной жизни (туалет, приём пищи, подготовка ко сну и т.д.); игровое – место для разнообразных игр; учебное – место для специальных развивающих занятий; ближайшее социальное окружение – условная территория, в пределах которой осуществляется общение аутичного ребёнка со взрослыми и сверстниками, а также происходит ознакомление с окружающим миром.

Чтобы детская комната стала для ребёнка «крепостью» потребуется от родителей выполнить ряд необходимых условий:

первое условие -  безопасность. В комнате не должно быть опасных предметов;

второе условие – обеспечение комфорта и уюта. Оформить комнату в приятные, неяркие тона, освещение должно быть мягким;

третье условие – наличие необходимого оборудования. Это место, где ребёнок играет и учится, она требует содержательного наполнения: столик со стульчиком, игрушки, детские книжки, материалы для творчества, спортивное оборудование;

четвёртое условие – поддержка порядка. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь фиксированное место.

Каждый вид игры имеет свою основную задачу:

- стереотипная игра ребёнка – основа взаимодействия с ним; также даёт возможность переключения, ели поведение выходит  из–под контроля;

- сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций  и создают возможность установления контакта с ребёнком.

Виды сенсорных игр:

а) зрительные (ребёнок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);

б) слуховые (ребёнок слышит разнообразные звуки, учится их различать);

в) тактильные (то, что ребёнок ощущает посредством прикосновений, ощупывания);

г) двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);

д) вкусовые (ребёнок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда);

- терапевтические игры позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом ребёнка к контролю над собственным поведением;

- психодрама – способ борьбы со страхами и избавления от них;

- совместное рисование даёт замечательные возможности проявлении аутичным ребёнком активности для развития его представлений об окружающем.

Этапы развития совместного рисования:

1.        налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности;

2.        рисование «по заказу» ребёнка;

3.        постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, новых деталей изображения;

4.        вовлечение ребёнка в процесс рисования, побуждение к активным действиям;

5.        введение сюжета;

6.        дальнейшее развитие сюжета;

7.              перенос полученных знаний в другие ситуации.

8.              Игры вводятся в занятия в определённой последовательности. Построение взаимодействия с аутичным ребёнком основывается на его стереотипной игре. Далее вводятся сенсорные игры. В процессе сенсорных игр возникают терапевтические игры, которые могут вылиться в проигрывание психодрамы. Когда с ребёнком уже налажен тесный эмоциональный контакт, можно использовать совместное рисование. В дальнейшем на разных занятиях используются все виды игр попеременно.

Для всех видов игр характерны общие закономерности:

- повторяемость;

- путь «от ребёнка» игра достигнет своей цели, если ребёнок сам захотел в неё поиграть;

- каждая игра требует развития внутри себя – введение новых элементов сюжета и действующих лиц, использование различных приёмов и методов.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации педагогам и родителям по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста

Конкретные рекомендации педагогам и родителям по развитию           логического мышления у детей дошкольного возрастаРебенок должен научиться самосто...

Рекомендации педагога-психолога родителям по сохранению психологического здоровья детей

Рекомендации педагога-психолога родителям по сохранению психологического здоровья детей ...

Рекомендации педагогам и родителям детей с РАС

Рекомендации педагогам и родителям детей с РАС  Занятия с  ребёнком с РАС сильно отличаются от занятий с другими детьми. Для того чтобы занятия были эффективны, необходимо достичь взаим...

Рекомендации педагога-психолога родителям детей с ОНР

Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов,...

Рекомендации педагога-психолога родителям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негат...

Консультация для педагогов и родителей детей-аутистов: «ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС».

Наша цель — дать ребенку понять, что мы не мешаем ему играть (как обычно бывает), от нас даже может быть польза. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка. Эт...