родительское собрание "Идеальный родитель"
материал (старшая группа) на тему

Риянова Ольга Ивановна

родительское собрание посвящено стилю воспитания в семье. на собрании запланировано проведение экспресс-диагностики стиля семейного воспитания и проведение нескольких игр с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_idealnyy_roditel.doc41 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г.Нягань

«Детский сад №2 «Сказка»

Конспект

родительского собрания в старшей группе  

«Идеальный родитель»

Подготовил:

педагог-психолог

Риянова О.И.

Нягань, 2014

Цель: познакомить родителей с зависимостью особенностей характера ребенка от стиля воспитания в семье.

Задачи:

  1. Познакомить родителей со стилями воспитания в семье.
  2. Провести экспресс-диагностику стиля воспитания.
  3. Показать зависимость характера от стиля воспитания в семье.

Оборудование: листы бумаги и ручки по количеству родителей, маркерная доска, магниты, платки/ленты чтобы можно было завязать глаза (6 штук).

Ход собрания.

        Здравствуйте уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашем собрании. Оно посвящено особенностям воспитания в семье.  Прежде чем мы определим какой стиль воспитания характерен для вас, я проведу с вами несколько упражнений.

        Итак. Чтобы приблизиться к «идеальному родителю», нужно научиться соблюдать правило трех «П»: признание, принятие, понимание.

        Сегодня мы с вами поговорим о характере ребенка. Характер — это результат семейного воспитания, его зачатки можно увидеть уже на третьем году жизни ребенка. Стиль семейного воспитания — это наиболее характерные способы общения родителей с ребенком, использование ими определенных средств и методов педагогического воздействия. Собственно умение взаимодействовать с детьми очень важно. Исследователи утверждают, что в среднем родители разговаривают с детьми примерно 20 минут в день. Итак, вспомните, как начинается утро в вашем доме? Вспомнили? Да,да, все верно. Утром вы даете наставления ребенку как вести себя в детском саду, что надо слушаться воспитателя, не надо драться и т. д. В следующий раз вы встречаете своего ребенка уже вечером. Совместный ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако опять общение ограничивается короткими фраза. Да и разве можно нормально поговорить, когда включен телевизор и какая-то женщина уже третий раз рекламирует стиральный порошок? Итак, еще раз озвучу: исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 20 минут в день, и 10 из них приходится на раздачу указаний. Вы можете спросить, как найти время для общения, ведь сегодня слишком высокий темп жизни, все происходит в спешке. Но время можно найти, главное — желание. В вашем распоряжении выходные дни. Да и «компьютер и планшет» также отнимают ваше время, которое можно провести с ребенком. То есть, все в ваших руках и зависит от вас.

        Сейчас предлагаю Вам небольшую игру. Давайте узнаем как дети воспринимают мир взрослых и как мы воспринимаем их детский мир. Назовите ваши ассоциации на слово «дети». Я буду записывать на доске. (Родители называют ассоциации, психолог — записывает). Хорошо. Много ассоциаций вы назвали. А сейчас, вашему вниманию я представляю ответы ваших детей на вопрос: назови ассоциации на слово «родители» и скажи что делают взрослые. (Перед собранием в группе с детьми провести соответствующую работу.) Среди ответов детей часто встречаются следующие: работают, отводят в садик детей, посуду моют, за компьютером играют, спят, в больницу водят и т. п. А вот ответы «играют со мной, читают книжки, рисуют, мультики смотрят, гуляют и т.п.» встречаются крайне редко.  Необходимо сделать акцент на этом: родители мало времени уделяют своим детей. И естественно это не может не отразиться на поведении детей. Ведь зачем дети начинают вести себя плохо. Начинают не слушаться, кричать и т. д., а именно для того, что плохие поступки сразу привлекают к себе внимание. «Пусть мама или папа и накричат на меня, но тем не менее, свою дозу внимания от них я получу» - вот подтекст плохого поведения.

        Наиболее характерные способы общения родителей с детьми , использование ими определенных средство и методов воздействия складываются в стиль воспитания. Ученые определили, что существует несколько моделей общения, а значит и воспитания: авторитарный, демократический, либеральный. Сейчас предлагаю определить: какой стиль общения характерен для каждого из вас.         Диагностика.

Тест «Ваш стиль общения и воспитания»

уважаемые родители!

Прошу вас ответить на вопросы теста, выбрав один из вариантов ответа. Отвечайте первое, что пришло в голову.

  1. Как вы считаете, из-за чего дети скорее станут непослушными:

а. из-за излишней мягкости и вседозволенности со стороны родителей.

б. из-за чрезмерной требовательности родителей.

в. из-за своих эгоизма, лени, упрямства.

  1. С каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны:

а. если ребенка с детства держать в строгих рамках, то из него вырастет хороший человек.

б. родители не вправе требовать от ребенка уважения к себе, они должны его заслужить.

в. важно, чтобы родителям не мешали детям жить и не навязывали им свое общество.

  1. Как вы считаете, в какой степени родители должны участвовать в отношениях ребенка со сверстниками:

а. ребенок обязан близко общаться только с теми детьми, которые нравятся его родителям.

б. родителям нужно знать друзей своего ребенка, приглашать их в гости, но вмешиваться в отношения детей можно только в исключительных случаях.

в. ребенок может общаться с кем захочет, родителей это не касается.

  1. Ребенок должен понимать, что его родители...

а. знают все, о чем он думает.

б. интересуются его мыслями и чувствами.

в. не претендуют на то, чтобы знать его помыслы.

  1. Взрослый должен просить прощения у ребенка?

а. никогда.

б. в тех случаях, когда взрослый не прав, обязательно.

в. по настроению.

  1. Может ли ребенок самостоятельно решать, чем ему заниматься в свободное время:

а. пока не станет достаточно взрослым — нет.

б. кончено может. Но задача родителей — направить его энергию «в мирное» русло, предложить интересные и полезные занятия.

в. может. А родители должны помочь материально.

  1. Как должны реагировать родители ребенка, услышав от него нецензурные выражения:

а. возмутиться и строго наказать.

б. договориться, что эти слова он не будет произносить.

в. не делать из мухи слона, первый раз вообще можно пропустить мимо ушей.

  1. Зачем ребенку давать деньги на карманные расходы:

а. чтобы он сам делал покупки и отчитывался перед родителями.

б. чтобы он мог их потратить по своему усмотрению.

в. чтобы он не воровал деньги у родителей.

  1. У ребенка могут быть секреты от родителей:

а. только в том случае, если родители плохо следят за своим ребенком.

б. да, это обязательное условие нормального взросление, дети должны иметь собственную личную жизнь.

в. конечно, ведь у ребенка должен быть свой мир, закрытый для взрослых.

  1. Как вы считаете, до какого момента взрослые должны сами выбирать одежду и другие вещи для ребенка.

а. до той поры, пока ребенок не начнет покупать все это на самостоятельно заработанные деньги.

б. до того момента, как ребенок не научится высказывать свои желания на этот счет.

в. до того времени, пока ребенок не потребует самостоятельности в выборе себе вещей.

  1. Нужно ли родителям демонстрировать ребенку свою любовь.

а. нет, можно хвалить за успехи, но телячьи нежности ни к чему.

б. конечно. Однако любая ласка должна быть уместна (например, не целовать мальчика при его друзьях и т. п.)

в. да, и как можно чаще.

  1. Считает ли вы соблюдение режима дня обязательным для ребенка.

а. безусловно, родители должны следить за этим.

б. в жизни ребенка должен быть каждодневный распорядок, от которого возможны отступления.

в. ни к чему мучить ребенка и себя.

Спасибо за ответы.

Обработка результатов. Подсчитайте, каких ответов - «а», «б», «в» у вас больше всего, и определите черты своего стиля воспитания. Если преобладает «а» - то стиль авторитарный, если «б» - демократический, «в» - либеральный.

Характеристика стилей воспитания.

Авторитарный стиль: вы относитесь к деспотичным родителям, которые требуют от ребенка беспрекословного подчинения, не считают нужным объяснять причины своих запретов и приказов, не дают возможности высказаться, стремятся контролировать своих детей. Такое воспитание приводит к негативным последствиям. Ребенок может стать безынициативным, неуверенным в себе, несамостоятельным. Дети из авторитарных семей не умеют и не хотят делиться своими переживаниями, потому что никто не принимает их в расчет, и часто дети попадают под дурное влияние сверстников.

Демократический стиль: вы заботливы и внимательны, ребенок всегда чувствует вашу эмоциональную поддержку. При этом вы бываете достаточно тверды и последовательны в своих требованиях. Вы обсуждаете с детьми их жизнь, а не командуете ими. Поощряете в детях самостоятельность, позволяете предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей. Наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.

Либеральный стиль: при таком стиле воспитания отношения с детьми обычно бывают теплыми, родители заботливы и терпеливы. Их принцип «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Нетребовательное отношение к ребенку и непоследовательность в воспитании приводят к тому, что дети не чувствуют границ допустимого поведения и вырастают инфантильными. Либеральные родители не могут приучить ребенка контролировать себя, поэтому у него меньше шансов развить чувство самоуважения. При либеральном стиле воспитания, дети как правило плохо учатся и вырастают очень несчастными.

        Уважаемые родители, вот мы о определили какой стиль воспитания характерен для вас и какие последствия для ребенка каждый из стилей несет.

        Сейчас мне необходимо два родителя. Мы проведем одно интересное упражнение. Итак, один из участников — родитель, другой — ребенок. У родителя 6 платков. Итак, начнем. Скажите мне, что мы говорим ребенку, когда он начинает носиться по дому? Правильно, говорим ему — не бегай, не прыгай, не упади. Когда мы это говорим нашему ребенку, мы связываем ему ноги (Родитель связывает платком ноги ребенка). Если ребенок что-то берет не спросив, мы что ему говорим? Правильно, не трогай то, не трогая это... тепрь мы завязываем ребенку руки. Дальше. Когда мы говорим ребенку, не слушай то, это не для твоих ушей — мы завязываем ему уши. Когда говорим — не кричи, не разговаривай громко — завязываем ему рот. Когда говорим не смотри этот фильм — завязываем ему глаза. И когда говорим перестань реветь — завязываем живот. И вот такого ребенка мы получаем. Давайте спросим нашего «ребенка» - комфортно ли ему? (Ответ родителя, перевязанного платками). Да, совершенно верно, нашему ребенку не комфортно, неудобно. И вот представьте себе, что когда наш ребенок находится в таком состоянии, мы продолжаем его «воспитывать». А ведь в таком состоянии ребенок уже ничего не воспринимает. Он хочет одного — освободиться. Спросим у нашего «ребенка» что надо развязать в первую очередь. (далее совместно со всеми родителями обсуждается что и в какой последовательности и почему надо развязывать).

        Спасибо нашим родителям участникам.

        Итак, давайте подведем итог: все негативные чувства и слова в отношении ребенка — это его душевная боль, которая сковывает его. И поведение ребенка — это отзеркаливание стиля вашего с ним общения и воспитания. Теперь нам с вами необходимо признать свои недостатки, если они есть, и научиться принимать ребенка такми какой он есть. Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то что он красивый, умный, способный, отличник, помощник, а просто так, за то, что он есть. Удовлетворение потребности в любви — необходимое условие нормального развития ребенка. Очень важно сообщать ребенку о своей к нему любви, и пусть даже не прямым текстом, а через сообщения «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я люблю когда ты дома», «Мне хорошо когда мы вместе» и т. п. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к вашим детям, пока у вас есть на это возможность. Ведь дети очень быстро растут, и возможно в скором времени ваш сын уже не позволит вам его поцеловать, обнять. Пользуйтесь моментом здесь и сейчас. И помните, ребенок родился только потому, что ВЫ этого захотели. И будьте ответственны за свои желания.

        Сейчас я дам вам домашнее задание:

  • проанализировать, насколько удается принимать своего ребенка. В течение нескольких дней подсчитайте, сколько раз вы обратились к ребенку с положительными высказываниями (радостным приветствием, поддержкой и пр.) и сколько — с отрицательными (упреком, критикой, замечанием),
  • обнимать своего ребенка не менее 4 раз в день (обычные утренние приветствия и поцелуи на ночь — не считаются),
  • выполняя первые два задания обратите внимание на реакции ребенка и на свои собственные чувства.

Уважаемые родители. Я благодарю вас за внимание. Если у вас появились вопросы, постараюсь на них ответить.

Список использованной литературы:

  1. Головей Л.А. Рыюалко Е.Ф Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие. - Спб, Речь, 2005.
  2. Журнал «Справочник педагога-психолога» № 8 2003 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация родительского уголка "Родителей за все благодарим"

Для каждого родителя самое главное в жизни - это их дети. А для воспитателя главное, чтобы дети ходили в детский сад с удовольствием и охотой. Многое зависит и от того, как воспитатель умеет общаться ...

Родительское собрание "Родителям о речи ребёнка"

Родительское собрание "Родителям о речи ребёнка"...

Родительское собрание: Родители – обязаны, педагоги – должны

Родительское собрание, на котором родители создают картину по теме...

Родительское собрание «Родителям о воспитании мальчиков и девочек» (лекция-практикум)

Родительское собрание по теме: «Родителям о воспитании мальчиков и девочек» (лекция-практикум)Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее ...

Проект родительского собрания «Родители – гиды по пути познания»

Повышение педагогической компетентности родителей в приобщении  детей старшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности....

Информационно-тематическое родительское собрание «Родителям о речи ребенка»

Познакомить родителей с тем, как развивается речь ребенка в норме, патологии, о необходимости устранения отклонений в речевом развитии ребенка до школы....