Роль игры в развитии ребенка
статья (младшая группа) на тему

Бронина Татьяна Ивановна

В данном материале представлен опыт паботы с детьми, какое значение имеет игрушка в развитии ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_igry_v_razvitii_rebenka.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в развитии  ребенка

К 2 годам у ребенка начинает складываться новый вид деятельности – игра. В играх дети начинают проводить все больше времени. В процессе игры ребенок познает окружающий мир, совершенствуются умения и навыки, формируются нравственные качества.

Незаменимым спутником ребёнка, его основной деятельностью является игра. Здесь он творит, отражает те стороны окружающей жизни, которые его заинтересовали, у него формируются моральные качества и нормы поведения.

В игре ребенок учится преодолевать трудности, напрягать волю для достижения результата, проявлять доброжелательность в игровой ситуации

Детские игры способствуют формированию умения подчинять свое поведение определенным правилам. Игра помогает ребенку выработать умение доводить начатое до конца. На первых порах в этом понадобится помощь взрослого. Например, ребенок перевозит на машине кубики. Это занятие ему быстро надоедает. Нужно включиться в игру, сказать, что мишке нужен дом, ему негде жить, помочь ребенку развить игровое действие.

Тщательно отбирайте игрушки для малыша. Можно сходить в магазин вместе с ребенком, выбрать и купить игрушку. Если игрушка, выбранная ребенком, вас не устраивает, нужно переключить его внимание на другую игрушку, которая будет ребенку нужнее, объяснить ее преимущества. Придя домой, поиграйте вместе с ребенком, обыграйте игрушку, научите с ней играть, помогите найти ее место среди других игрушек. Игрушки, которые надоели ребенку, с которыми он не играет, лучше убрать. Постоянно меняя игрушки у ребенка создается эффект новизны.

Иногда родители больно ранят ребенка, грубо вторгаясь в мир игры. Например, ребенок не закончил игру, а по режиму пора спать. Не надо кричать ребенка, выхватывать игрушки, бросать их. А лучше помочь ребенку закончить игру, помочь убрать игрушки. Это займет не больше 2 минут, а у ребенка не будет испорчено настроение, не будет негатива к игре.

Кроме того, игры дают родителям неисчерпаемый источник влияния на ребенка. Например, ребенок не запомнил последовательности одевания. В игре с куклой можно показать, что и как нужно делать.

Развивающее и обучающее значение имеют дидактические игры. Они помогают ребенку усвоить полученные знания. В этих играх совершенствуются движения, развивается познавательная сфера, расширятся знания об окружающей действительности. В дидактической игре должна быть сохранена игровая ситуация. Дома для проведения дидактических игр можно использовать предметы повседневного обихода. Для малышей при проведении дидактических игр важна наглядная форма, игрушка. Детям нравятся игры – забавы: сложить все синие предметы в синюю коробку; сложить мягкие игрушки на диван; чудесный мешочек.

Наблюдая за ребёнком, взрослые удивляются той настойчивости, с которой он добивается задуманного: попасть в мишень, построить мост, гараж, выполнить взятою на себя роль. Так складывается характер, формируются его интересы. Вот почему забавами детей следует управлять. И прежде всего создать условия, позволяющие ребёнку заниматься за столом, строить на полу, играть с заводными игрушками, кольцебросом, кеглями. Надо найти время совместных игр с дошкольником. Так, в роли капитана папа учит сына выполнять распоряжения старшего, в роли строителя – они партнеры, вместе советуются, решают вопросы. Тем самым усиливается воспитательное воздействие общения, взаимоотношения приобретают доброжелательный характер. И если игры становятся разнообразнее, если в них ребёнок проявляет упорство, смекалку, умение самостоятельно справляться с возникшими трудностями – значит, взрослый нашел правильный путь руководства его деятельностью.    

В игре нередко возникает необходимость потрудиться: задумал играть в моряка – потребуется склеить бескозырку, лодочку; сломалась постройка-    

Разобрать строительный материал, сложить в ящик; играл в песочном дворике – вымыть игрушки, которыми пользовался. Все это – возможность вовлечь ребёнка в труд. Он тянется к труду, потому что хочет проявить себя подобно взрослому. Пусть его трудовые усилия будут пока незначительны ,

но они помогут ребёнку осознать их потребность, обязательность, сформировать у него уважительное отношение к трудовой деятельности .

Необходимость одеваться утром и вечером переодеваться, убирать постель и игрушки, ухаживать за своими вещами становиться постоянной заботой ребёнка, воспитывает в нем аккуратность, чувство удовлетворения от чистоты и порядка в одежде, комнате.

В семье возникает много поводов приобщить детей к труду: мама чистит овощи- ребёнок, скажем, моет; бабушка убирает комнату – ребёнок поливает растения, протирает влажной тряпкой игрушки; папа ремонтирует книжную полку – мальчик подает гвозди. Здесь в естественной обстановке дети осознают необходимость труда, его значение для окружающих. И вместе со взрослыми они становятся членами семейного коллектива, где у каждого есть свои обязанности.

Уход за домашними животными, растениями прививает ребёнку бережное отношение ко всему живому, любовь к природе. Веселый котенок, цветущее растение – все это не только забава. Он начинает понимать, что труд и его результаты приносят радость.

Разнообразные занятия развивают познавательный интерес ребёнка, заставляют работать мысль, будят фантазию: чтобы рассмотреть или нарисовать картинку, сложить узор из кубиков, надо подумать, сосредоточится. В течение дня смена игр и занятий переключает ребёнка от наблюдения к труду, спортивным развлечениям. Так день вашего ребенка заполняется различной полезной деятельностью, в которой растет, развивается, готовится к жизни ваш ребенок.    

Следовательно, игрушка – это друг ребенка, главное действующее лицо в его играх и забавах. Иногда взрослым непонятна любовь к старой игрушке, а это верный признак постоянства, верности. В каждой семье складывается традиция, когда и по какому поводу дарить игрушки. Но выбирая игрушки, нужно руководствоваться возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Если ребенок малоподвижен, целесообразно приобрести игрушки, стимулирующие движение и наоборот. К празднику Нового года дарят любимую игрушку, которая приносит радость и хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни

"Что дети больше всего любят делать?" Конечно же играть! Через игру ребенок познает  окружающую его действительность.свой внутренний мир. В младенческом возрасте посреством игры развиваются орган...

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни   Опубликовано 07.09.2012 - 18:09 - Калинина Ольга Анатольевна "Что дети больше всего любят делать?" Конечно же играть! Через игру ребенок п...

Роль игры в развитии ребенка

Роль игры в развитии ребенка...

Роль игры в развитии ребенка.

Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом ...

Мысли великих людей о роли игры в развитии ребенка

Данный материал содержит интересные высказывания и мысли великих людей  о роли игры в развитии Вашего ребнка....

Роль игры в развитии ребенка-дошкольника.

Исследование роли игры в развитии детей дошкольного возраста....