Гендерное воспитание
консультация (старшая группа) на тему

Богатова Марина Вячеславовна
Консультация для родителей : « Что такое гендерное воспитание ?» 
В настоящее время на первое место в педагогике вышла проблема учета воспитания мальчиков и девочек . В специальной педагогической литературе возникли понятия « гендер »( от англ . « род ») и « гендерное воспитание ». 
В педагогике термин « гендер » позволяет избавится от характерного биологического понятия слова « пол ». В результате педагоги активно начали рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек с учетом их индивидуальных способностей . 
 Очень долго , начиная с советских времен , на эту проблему внимания никто не обращал . Был один пол детей , и он делился на возрастные периоды : дети – младенцы , дети - дошкольники , дети – школьники и т. д. 
В той семье , где есть мальчики , и девочки , знают , что воспитывать и обучать их нужно по - разному . Ведь скоро они вырастут и превратятся в мужчин и женщин , будут жить в обществе и взаимодействовать с людьми . 
 С момента рождения ребенка начинается его воспитание . 
Малыша учат , что означает быть мальчиком или девочкой , потом мужчиной или женщиной : как себя вести , что надевать , какие прически носить . То есть с момента рождения начинается процесс усвоения норм , правил поведения , установок в соответствии с культурными представлениями о роли , положении и предназначении мужчины и женщины в обществе . 
Как воспитывать мальчиков , чтобы из них вырастали настоящие мужчины ? 
Какие условия для развития создать девочкам , чтобы из них выросли настоящие женщины ? Эти вопросы всегда возникали в обществе . 
 Мальчики и девочки - два разных мира 
Проблема гендерного воспитания дошкольников сегодня актуальна как никогда . 
Социальные изменения , происходящие в современном обществе , привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения . Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей , феминизацию мужчин и омужествление женщин . Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим сквернословие и наличие вредных привычек у представительниц прекрасного пола , многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин , стираются границы между «женскими » и « мужскими » профессиями . Некоторые мужчины , в свою очередь , утрачивают способность играть правильную роль в браке , из 
«добытчиков » они постепенно превращаются в « потребителей », а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи . 
На фоне этих изменений меняется и сознание детей : девочки становятся агрессивными и грубыми , а мальчики перенимают женский тип поведения . Многие девочки лишены скромности , нежности , терпения , не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации . Мальчики , наоборот , не умеют постоять за себя , слабы физически , лишены выносливости и эмоциональной устойчивости , у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам . Кроме того , играя , дети не умеют договариваться , распределять роли , а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера . В дошкольных учебных заведениях гендерное воспитание происходит стихийно 
Почему именно в дошкольном возрасте важно гендерное воспитание 
Дело в том , что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность . К двум годам ребенок узнает , что существуют два пола , и начинает понимать , кто он – девочка или мальчик . С 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость ) : дети уже осознают , что мальчики становятся мужчинами , а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется , независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка 
Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой . Мальчики больше времени проводят с матерью , чем с отцом . Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой , в детском саду их тоже окружают женщины . 
Когда -то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно . Девочки большую часть времени проводили с матерью , воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец . Дети постоянно видели своих родителей , общались с ними , и в результате у них формировались стереотипы поведения , характерные для мужчин и женщин . 
Именно в период раннего дошкольного детства ребенок узнает , что существует два пола , и начинает понимать , кто он - мальчик или девочка . Далее , с 4-5 лет , дети уже осознают , что мальчики становятся мужчинами , а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка . 
 На первый взгляд кажется , что дети легко осознают , кто они : мальчики и девочки . Но это не так , в 3 года многие дети не могли четко определиться со своим полом . Часто на занятиях с детьми мы говорим : « Пусть похлопают в ладоши мальчики »- обязательно похлопают несколько девочек , и наоборот . По мнению ученых , серьезной проблемой является то , что у мальчиков осознание пола происходит в более трудных условиях , чем у девочек . 
Мальчики больше времени проводят с матерью , чем с отцом . В результате образ отца иногда становится менее привлекательным , и ребенок лишается возможности подражать папе . Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой , в детском саду их тоже окружают женщины . Ребенок находится в зависимом положении и не может повлиять на то , что с ним происходит . Часто мы говорим ребенку , осуждая его за какой - либо поступок : « Так мальчики себя не ведут ! » или « Ну какая же ты девочка ! ». 
Как же к этому относятся сами дети ? А дети не видят в этом ничего плохого . Ну и что такого , что девчонки подрались , ну подумаешь мальчишки играют в куклы и нацепили на голову банты . Хотя многие дети уже на третьем году жизни осуждают нетипичное для данного пола поведение . Женственных мальчиков отвергают мальчики , но охотно принимают девочки , и наоборот . 
Как заметить , что у ребенка еще не сформировалось понимание того , кто он Мальчик или девочка ? Если внимательно наблюдать за малышом , то можно заметить некоторые признаки , связанные с его поведением : 
• Стремится быть со взрослыми противоположного пола и активно подражает их стремлению 
• Предпочитает игрушки противоположного пола , может выбирать роли противоположного пола 
• Часто желает изменить свой пол , иногда имя 
• Рассказывает , что бы он сделал как представитель другого пола . 
  Особенности мальчиков и девочек 
Что же делать педагогам и родителям , чтобы полноценно воспитывать мальчика и девочку , будущих мужчину и женщину ? Прежде всего необходимо знать о них как можно больше , об их психофизических различиях . 
Мальчики начинают позже ходить , позже говорить , чем девочки . Они более подвижны . Травмы у мальчиков случаются в 2 раза чаще . Уже рождаются более зрелыми на 3-4 недели , а к периоду половой зрелости эта разница увеличивается почти до 2 лет . 
Более агрессивны , раздражительны , беспокойны , возбудимы , неуверенны в себе , чем девочки . С рождения готовы сглаживать любые неприятности , инстинкт выживания у них очень развит . 
Они более спокойны , эмоциональны , у них большая сопротивляемость к стрессам . 
Стремятся к независимости . Готовы к зависимости . 
Любят игры , в которых чем больше народу , тем лучше . 
Предпочитают собираться маленькими группами и любят изображать взаимоотношения взрослых . 
Предпочитают , чтобы им говорили или указывали на то , что они добились результатов в чем -то конкретном . Любят похвалу в присутствии других детей , родителей . Любят . чтобы ими восхищались . 
Изображают в основном машины , самолеты . Рисунки у них более схематичны и динамичны . Чаще рисуют природу , людей . Их рисунки носят более законченный характер , имеют много декоративных элементов . 
Известно , что открытия делают мужчины , а женщины эти открытия совершенствуют . 
 Очень важно общение отца с дочерью , а матери с сыном : ярко выраженная женственность матери способствует развитию мужественности у сына . а мужественность отца – проявлению черт женственности у дочери . 
Поэтому для воспитания детей нужны оба родителя . 
В семье , где мать одна воспитывает ребенка , важно привлекать к воспитанию близких семье мужчин – дедушек , дядей и др . 
Мальчик и девочка – два разных мира , поэтому их нельзя воспитывать одинаково . Постараемся понять наших мальчишек и девчонок , ведь они будущие мужчины и женщины . Стремитесь воспитывать в них положительное отношение к социальным ролям , которые они будут выполнять во взрослой жизни . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей : « Что такое гендерное воспитание ?»

В настоящее время на первое место в педагогике вышла проблема учета воспитания мальчиков и девочек . В специальной педагогической литературе возникли понятия « гендер »( от англ . « род ») и « гендерное воспитание ».

В педагогике термин « гендер » позволяет избавится от характерного биологического понятия слова « пол ». В результате педагоги активно начали рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек с учетом их индивидуальных способностей .

 Очень долго , начиная с советских времен , на эту проблему внимания никто не обращал . Был один пол детей , и он делился на возрастные периоды : дети – младенцы , дети - дошкольники , дети – школьники и т. д.

В той семье , где есть мальчики , и девочки , знают , что воспитывать и обучать их нужно по - разному . Ведь скоро они вырастут и превратятся в мужчин и женщин , будут жить в обществе и взаимодействовать с людьми .

 С момента рождения ребенка начинается его воспитание .

Малыша учат , что означает быть мальчиком или девочкой , потом мужчиной или женщиной : как себя вести , что надевать , какие прически носить . То есть с момента рождения начинается процесс усвоения норм , правил поведения , установок в соответствии с культурными представлениями о роли , положении и предназначении мужчины и женщины в обществе .

Как воспитывать мальчиков , чтобы из них вырастали настоящие мужчины ?

Какие условия для развития создать девочкам , чтобы из них выросли настоящие женщины ? Эти вопросы всегда возникали в обществе .

 Мальчики и девочки - два разных мира

Проблема гендерного воспитания дошкольников сегодня актуальна как никогда .

Социальные изменения , происходящие в современном обществе , привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения . Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей , феминизацию мужчин и омужествление женщин . Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим сквернословие и наличие вредных привычек у представительниц прекрасного пола , многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин , стираются границы между «женскими » и « мужскими » профессиями . Некоторые мужчины , в свою очередь , утрачивают способность играть правильную роль в браке , из

«добытчиков » они постепенно превращаются в « потребителей », а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи .

На фоне этих изменений меняется и сознание детей : девочки становятся агрессивными и грубыми , а мальчики перенимают женский тип поведения . Многие девочки лишены скромности , нежности , терпения , не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации . Мальчики , наоборот , не умеют постоять за себя , слабы физически , лишены выносливости и эмоциональной устойчивости , у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам . Кроме того , играя , дети не умеют договариваться , распределять роли , а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера . В дошкольных учебных заведениях гендерное воспитание происходит стихийно

Почему именно в дошкольном возрасте важно гендерное воспитание

Дело в том , что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность . К двум годам ребенок узнает , что существуют два пола , и начинает понимать , кто он – девочка или мальчик . С 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость ) : дети уже осознают , что мальчики становятся мужчинами , а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется , независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка

Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой . Мальчики больше времени проводят с матерью , чем с отцом . Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой , в детском саду их тоже окружают женщины .

Когда -то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно . Девочки большую часть времени проводили с матерью , воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец . Дети постоянно видели своих родителей , общались с ними , и в результате у них формировались стереотипы поведения , характерные для мужчин и женщин .

Именно в период раннего дошкольного детства ребенок узнает , что существует два пола , и начинает понимать , кто он - мальчик или девочка . Далее , с 4-5 лет , дети уже осознают , что мальчики становятся мужчинами , а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка .

 На первый взгляд кажется , что дети легко осознают , кто они : мальчики и девочки . Но это не так , в 3 года многие дети не могли четко определиться со своим полом . Часто на занятиях с детьми мы говорим : « Пусть похлопают в ладоши мальчики »- обязательно похлопают несколько девочек , и наоборот . По мнению ученых , серьезной проблемой является то , что у мальчиков осознание пола происходит в более трудных условиях , чем у девочек .

Мальчики больше времени проводят с матерью , чем с отцом . В результате образ отца иногда становится менее привлекательным , и ребенок лишается возможности подражать папе . Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой , в детском саду их тоже окружают женщины . Ребенок находится в зависимом положении и не может повлиять на то , что с ним происходит . Часто мы говорим ребенку , осуждая его за какой - либо поступок : « Так мальчики себя не ведут ! » или « Ну какая же ты девочка ! ».

Как же к этому относятся сами дети ? А дети не видят в этом ничего плохого . Ну и что такого , что девчонки подрались , ну подумаешь мальчишки играют в куклы и нацепили на голову банты . Хотя многие дети уже на третьем году жизни осуждают нетипичное для данного пола поведение . Женственных мальчиков отвергают мальчики , но охотно принимают девочки , и наоборот .

Как заметить , что у ребенка еще не сформировалось понимание того , кто он Мальчик или девочка ? Если внимательно наблюдать за малышом , то можно заметить некоторые признаки , связанные с его поведением :

• Стремится быть со взрослыми противоположного пола и активно подражает их стремлению

• Предпочитает игрушки противоположного пола , может выбирать роли противоположного пола

• Часто желает изменить свой пол , иногда имя

• Рассказывает , что бы он сделал как представитель другого пола .

  Особенности мальчиков и девочек

Что же делать педагогам и родителям , чтобы полноценно воспитывать мальчика и девочку , будущих мужчину и женщину ? Прежде всего необходимо знать о них как можно больше , об их психофизических различиях .

Мальчики начинают позже ходить , позже говорить , чем девочки . Они более подвижны . Травмы у мальчиков случаются в 2 раза чаще . Уже рождаются более зрелыми на 3-4 недели , а к периоду половой зрелости эта разница увеличивается почти до 2 лет .

Более агрессивны , раздражительны , беспокойны , возбудимы , неуверенны в себе , чем девочки . С рождения готовы сглаживать любые неприятности , инстинкт выживания у них очень развит .

Они более спокойны , эмоциональны , у них большая сопротивляемость к стрессам .

Стремятся к независимости . Готовы к зависимости .

Любят игры , в которых чем больше народу , тем лучше .

Предпочитают собираться маленькими группами и любят изображать взаимоотношения взрослых .

Предпочитают , чтобы им говорили или указывали на то , что они добились результатов в чем -то конкретном . Любят похвалу в присутствии других детей , родителей . Любят . чтобы ими восхищались .

Изображают в основном машины , самолеты . Рисунки у них более схематичны и динамичны . Чаще рисуют природу , людей . Их рисунки носят более законченный характер , имеют много декоративных элементов .

Известно , что открытия делают мужчины , а женщины эти открытия совершенствуют .

 Очень важно общение отца с дочерью , а матери с сыном : ярко выраженная женственность матери способствует развитию мужественности у сына . а мужественность отца – проявлению черт женственности у дочери .

Поэтому для воспитания детей нужны оба родителя .

В семье , где мать одна воспитывает ребенка , важно привлекать к воспитанию близких семье мужчин – дедушек , дядей и др .

Мальчик и девочка – два разных мира , поэтому их нельзя воспитывать одинаково . Постараемся понять наших мальчишек и девчонок , ведь они будущие мужчины и женщины . Стремитесь воспитывать в них положительное отношение к социальным ролям , которые они будут выполнять во взрослой жизни .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"

Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Гендерное воспитание. ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол.- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Диф...

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале

Агибалова (Лазарева) Е.А. студент  группА ЗДО-5-12,  факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...

Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе

Цель проекта:  Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...