почему ребенку противопоказано иметь много игрушек.
консультация на тему

Риянова Ольга Ивановна

в статье содержаться факты в пользу ограниения количества покупаемых детям игрушек. автор статьи Н.Лебедева. а я добавила свои мысли по пооду этого вопроса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребенку противопоказано иметь большое количество игрушек…

Никакая, даже самая дорогая и модная игрушка не заменит ребенку общения с родителями.

Детская ломится от игрушек: мягких, деревянных, развивающих, жужжащих, пищащих, поющих, настольных, а ребенок - ноль внимания на все это богатство. Родители зарекаются покупать новые, но, оказавшись в магазине, тут же сдаются под натиском пары умоляющих глаз. А потом недоумевают на форумах в Интернете: "Почему мой ребенок не любит играть в игрушки, может, я не те подарки выбираю..."

"Часто ли у вашего ребенка появляются новые игрушки? - обращается к сообщницам на детском форуме молодая мама. - У нас с мужем какой-то пунктик в этом вопросе, не наигрались, что ли, в детстве. Покупаем, как два дурака, столько всего, что эти куклы и конструкторы скоро нас из дома выселят. В моем детстве у меня были практически все игрушки, которые можно было на тот момент достать, отстояв километровую очередь. Теперь, когда вижу что-то новенькое на прилавках, куплю даже на последние деньги. От всего этого солидная брешь в бюджете, я в печали, но иду и покупаю снова и снова..."

Одни называют это баловством. Другие сожалеют, что, скупая все игрушки подряд, лишают своих детей возможности мечтать. Зачем мечтать о машине или кукле, хорошо себя вести, с нетерпением считать дни до Нового года или дня рождения, потому что самые лучшие подарки получаешь только по большим праздникам. А потом родители удивляются, почему ребенок поиграл 5 минут с новой игрушкой и бросил. Ему опять скучно, а родители понеслись дальше в вихре ежедневных забот. Почему дети любят играть с поварешками, кастрюлями, пылесосом и папиными инструментами, может, потому, что в эти "игры" можно играть с родителями. Никакая самая дорогая и модная игрушка не заменит ребенку общения с родителями.

Мнение эксперта

Егорова Татьяна, педагог-психолог ГУЗ ТО "Центр детской психоневрологии":

- Какие душераздирающие сцены порой можно увидеть у прилавков, когда измученная мама пытается увести ревущее чадо от дорогой куклы или машинки! Многие родители, отказывая своему сыну или дочке в очередной покупке десятой машинки, даже испытывают вину перед ребенком: "Я - плохой родитель, если не куплю по его просьбе"...

На самом деле ребенку даже противопоказано иметь в своем детском уголке целую гору игрушек. Сильно рассеивается внимание, ему трудно сосредоточиться на определенной игре, он быстро утрачивает интерес к данной игрушке, требуя новую. Родители полагают, что их ребенок быстро развивается, поэтому ему скучно играть со вчерашними игрушками, но в реальности у него формируется поверхностное отношение к игровой деятельности. Нет понимания той или иной социальной роли, слабо выражены сюжетные линии в игре, тормозится общее психическое развитие. Возникают элементарные проблемы с самостоятельной уборкой.

Для активной игры ребенку вполне достаточно иметь под рукой от пяти до десяти игрушек, с которыми он может играть в самые разные игры. Можно рекомендовать родителям убрать лишние в пакет и раз в неделю делать "инвентаризацию" имеющихся в зоне доступа ребенка игрушек, заменяя одни на другие и сохраняя эффект новизны.

Существуют определенные критерии подбора игрушек соответственно возрасту ребенка и его уровню развития. Лучшей игрушкой считается та, которая направлена на развитие сенсорной и моторной системы, задействует воображение, мышление, память и восприятие. Эта игрушка должна быть максимально простой, сделанной из качественного материала. Так, грудничкам (от 0 до 12 месяцев) интересны погремушки, подвески, мобили, шуршащие мячики - эти игрушки развивают зрительный, слуховой и кожно-тактильный анализаторы, координацию движений. Детям раннего возраста (от 1 до 3 лет) подойдут пирамидки, кубики, машинки, куклы - это игрушки, с помощью которых можно организовать деятельность. Сначала идет манипулирование предметами, соотнесение по форме, цвету, величине, затем элементарные действия, характерные для той или иной социальной роли (укачивание куклы, разгрузка грузовичка и т.д.). При выборе игрушки очень важно обратить внимание на ее эстетичность и отсутствие асоциальных и агрессивных признаков. Чем проще игрушка, тем лучше она для ребенка. Например, простая кукла предпочтительнее, чем та, которая обладает готовым набором действий (говорит стандартные фразы, писает в горшок, требует еду, прогулку), так как в последнем случае инициатива воображения и мышления подавляется механизмом игрушки.

Для детей постарше сюда добавляются конструкторы, паззлы, коллективные познавательные игры, в которых можно играть всей семьей или с друзьями. Такие игры хорошо расширяют кругозор ребенка, учат умению договариваться, самостоятельно решать возникающие вопросы.

Какую бы игрушку не просил ребенок, в каждой такой просьбе имеется скрытый подтекст – ребенок просит внимания со стороны родителя. Очень важно чтобы родители играли в сюжетно-ролевые игры с детьми: в больницу, магазин, библиотеку,  парикмахерскую и т.д. Именно в таких совместных с родителем играх дети получают опыт социализации, научаются вести диалог с продавцом, покупателем, учатся применять вежливые слова.

Совершенно неправильными считаю игрушки-повторялки, которые повторяют услышанное.  Они не способствуют развитию ребенка. Наоборот, ребенок начинает коверкать слова, неправильно произносить звуки и т.д. Ничего хорошего в этом нет.

Особое внимание необходимо уделять настольным играм: лото, домино, ходилки и т.д.  эти игры обучают ребенка терпению, усидчивости, соблюдению правил, тренируют самоконтроль, не говоря уже о развитии познавательных процессов. Очень замечательная игра «Танграм». Она должна быть в каждой семье.

Родителям очень важно грамотно подходить к выбору игрушек для своих детей. Пусть у ребенка не будет много игрушек, но зато он научится играть, научится фантазировать, заменять один предмет другим, придумывать несуществующие функции и т.д. Вот тогда игрушки будут приносить пользу ребенку. И ни в коем случае не нужно считать себя виноватым, если не купили ту или иную дорогостоящую интерактивную многофункциональную игрушку ребенку, ведь именно этим вы дали ребенку еще один шанс научиться играть.

Важно знать

Самые опасные детские игрушки

Дротики. Играть в дартс можно только под присмотром родителей. Ежегодно 7 тысяч детей госпитализируют с травмами, полученными в процессе метания дротиков.

Игрушки из поролона и мягкого вспененного пластика. Откусить кусочек от такой игрушки не составит труда, а последствия могут быть непредсказуемыми.

Игрушки, издающие громкие звуки. Звук свыше 65 децибел, раздающийся у самого уха, может нанести непоправимый вред детскому слуховому аппарату.

Игрушки с магнитными деталями. Два и более магнита, притягиваясь друг к другу в желудочно-кишечном тракте, доставляют немало хлопот хирургам.

Короткий калейдоскоп. Если длина калейдоскопа меньше 25 см, то он приводит к нарушению зрения у ребенка.

Оружие, стреляющее мелкими тяжелыми пульками. Эти пульки становятся источником травм для глаз и мягких тканей. Дети любят засовывать их в нос и уши.

Ароматизированные игрушки. Могут стать причиной серьезной аллергической реакции.

Игрушки ярких, неестественных цветов. Для их окраски используют свинец и кадмий.

Детская косметика. Если нет сертификата, то в составе часто превышено содержание хрома, кадмия, свинца и мышьяка.

Позолоченные и посеребренные игрушки. Красители содержат свинец и сурьму в превышающем норму количестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им”

“Речь – удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им”...

Почему ребенку нужно много гулять?

Почему ребенку нужно много гулять?...

"Почему ребенок задает так много вопросов?"

Мини-консультация для родителей....

Я ребенок, я имею право

Сценарий детско-семейной встречи к Международному Дню Семьи...

ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им Г. Гегель

Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказ...

Консультация "Почему не стоит покупать детям много игрушек?"

Некоторые родители полагают, что большое количество игрушек поможет ребенку быстрее развивать необходимые навыки. На самом деле это не так. Консультация для родителей: "Почему не стоит покупать д...