Консультация для родителей на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи
консультация (средняя группа) на тему
Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики и её влиянии на речевое развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 974.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Влияние мелкой моторики на развитие речи»
Тришкина Елена Валентиновна
учитель – дефектолог МБДО№ 448
г.Челябинск
Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев
В. А. Сухомлинский
На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Речь – является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили и что делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Усвоение речи ребёнком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в слова, предложения и фразы. На их базе формируется связная осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном порядке.
Связь между развитием речи и развитием мелкой моторики была установлена еще во II веке до н.э. В разных странах проводились эти исследования и они показали большую связь рук с развитием мозга. Например, в Китае очень популярны упражнения ладоней с металлическими и каменными шариками, в Японии – с грецкими орехами. В России связь руки с развитием мозга изучал Бехтерев В.М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи.
Так что получается, что развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы. Значит, надо приложить максимум усилий, чтобы развивать мелкую моторику руки ребенка. Благо, сейчас с этим особых проблем нет, ведь существует множество игр и пособий для развития моторики руки.
Предвижу скептические замечания, что раньше и без этого прекрасно обходились, и речь была развита, не в пример нынешним детям.
Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:
- Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)
- Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии)
- Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.)
Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ, при нарушениях зрения, дизартрии, аутизме, спиноцеребеллярной атаксии и др.
То, что речь раньше была у детей развита лучше, с этим соглашусь. Сейчас очень много логопедических нарушений речи у детей, но это не их вина.
А вот моторику руки раньше специально не развивали, потому что дети с ранних лет были задействованы в домашнем труде. А значит, моторика руки развивалась в процессе работы. Если ребенку 5-6 лет надо было вместе с мамой или бабушкой лепить пельмени, катать тесто, делать булочки или печенье, то тут специальные упражнения уже были не нужны.
Условия жизни изменились в лучшую сторону, максимум автоматизации избавляют нас от необходимости стирать, лепить, шить руками. Эти удобства жизни вынуждают специально заниматься развитием руки ребенка.
К сожалению, сейчас многие дети даже в школе не могут завязывать шнурки. Настолько плохо развиты у них руки и координация, что такое простое дело становится целой наукой.
В такой ситуации, задача родителей – обратить пристальное внимание на развитие мелкой моторики руки и помочь ребенку в этом нелегком деле.
Начинать работу по развитию моторики надо уже в младенческом возрасте. Конечно, шнурки завязывать в год не будем. А вот множество пальчиковых игр и потешек, гимнастика для пальчиков, игры с песочком будут очень полезны.
В дошкольном возрасте развитие руки становится необходимым занятием. Таким образом, мы развиваем речь ребенка и готовим руку к письму.
Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь. После исследований отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат.
Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего возраста. И Дом советов предлагает некоторые упражнения, а также расскажем в каком возрасте необходимо их проводить.
Развитие мелкой моторики у детей необходимо начинать с грудного возраста. Именно в этом возрасте движения пальцев рук является единственным показателем развития, который можно объективно оценить. Специалисты рекомендуют начинать занятия по развитию мелкой моторики рук с 2-х месяцев, в этом возрасте у ребенка уже появляется способность удерживать в руке погремушку.
Все движения должны быть очень мягкими, плавными и нежными. Ни в коем случае не надо применять силу. Все упражнения должны проходить в игровой форме и занимать минуты 2-4, тогда ребенку не надоест. И не забываем улыбаться малышу. В этом случае ребенок будет заниматься с вами с большим удовольствием.
Упражнения для мелкой моторики с 2-х месяцев:
— потягивать пальчики малыша;
— производить каждым пальчиком круговые движения, сначала в одну сторону, затем в другую;
— вкладывать ребенку в ладошку маленькие шарики из различного материала (тканевые, из латекса, мохнатые), а малыш должен эти шарики захватить и удерживать. Диаметр шарика 3-4 см.
Упражнения для мелкой моторики в 4-5 месяцев:
— берем шарики большего диаметра, вкладываем их в ладошки малыша и держим руки ребенка в своих руках, зажимаем мячик и крутим его.
Упражнения для мелкой моторики в 5-6 месяцев:
— упражнения на укрепление мышц плечевого пояса, ладоней и пальцев – поднимаем по очереди каждую ручку ребенка и поглаживаем его головку вперед-назад;
— массаж пальчиков – разминаем нежно каждый пальчик. Упражнение проводить каждый день в течение 2-3 минут.
Упражнения для мелкой моторики в 6-8 месяцев:
— выполняем ранее изученные упражнения и добавляем покатывание шарика в ладошках, например грецкого ореха.
Упражнения для мелкой моторики в 8-10 месяцев:
В этом возрасте с ребенком уже следует играть в игры нашего народного творчества – «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая». Эти игры имеют большое значение для ребенка: во-первых, вовлекаются все пальчики, во-вторых, тренируется память, ребенок очень быстро запоминает слова и движения, если заниматься с ним каждый день, в-третьих, игра «Сорока-белобока» еще и стимулирует работу кишечника (ладонь – это проекция кишечника), если производить круговые движения по ладони по часовой стрелке. Очень хорошо в этом возрасте игрушки-пищалки. Ребенок сдавливает игрушку и появляется звук, деткам это очень нравится.
Упражнения для мелкой моторики в 10-12 месяцев:
В этом возрасте уже ребенку можно предлагать разбирать и собирать пирамидку. Не надо сразу требовать от ребенка разбора по размерам и цветам, это уже будет следующим этапом развития. Как правило, в 10-12 месяцев ребенок уже начинает требовать самостоятельно держать ложку, бутылочку – разрешите ему это, лучше потом одежку постираете и помоете все вокруг. К годику детки уже проявляют интерес к рисованию. Очень хорошо использовать пальчиковые краски. Не стоит переживать за испачканную одежду или запачкаетесь сами – это нужно для дела, можете рисовать хоть на себе – все легко смывается и отстируется с помощью воды и мыла. А ребенок от этой игры будет просто в восторге. Также в этом возрасте ребенок уже способен повторять действия взрослых – подносить телефон к уху, разговаривать по телефону, толкать или катать игрушки и т.д.
Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет.
В 1 год ребенок уже управляет своими движениями. Ребенок спокойно удерживает игрушки в руках (как в ладошках, так и пальцами), вертит ими, бросает, сталкивает их, открывает и разбирает коробки, засовывает один предмет в другой. И для того, чтобы движения рук становились более совершенными, необходимо развиваться и далее. С этого возраста можно давать деткам сортеры, здесь ребенок уже изучает форму предмета. Ребенку следует также давать игрушки из различного материала – пузырьки, камешки, полиэтилен, мягкие игрушки, крупа, деревянные и резиновые игрушки и т.д. Только всем этим ребенок должен играть под строгим наблюдением родителей. Даже на секунду нельзя отворачиваться, ребенок может засунуть что-то в рот или в нос.
После года ребенку уже можно давать задания посложнее – нанизывание, шнурование, застегивание пуговиц. Можно создать все эти игрушки самостоятельно, а можно приобрести в специализированных магазинах. Например, очень хорошая игра для развития мелкой моторики нанизывание мелких предметов на шнурок, где в предметах заранее сделаны отверстия, так, помимо моторики, еще изучаете и форму и цвета предметов. Также есть, например, вот такой ботинок, который сочетает в себе функцию шнурования, застегивания и расстегивания пуговицы, липучка и другое. Таких игрушек великое множество.
Очень полезное занятие для пальчиков – это доставание игрушек из бассейна с крупой. В качестве бассейна может послужить любая неглубокая кастрюлька, мисочка, в которую насыпают горох, фасоль или перловку. А на дно бассейна кладутся небольшие игрушки, а детки их должны найти. Такая игра способствует развитию мелкой моторики и заодно массажирует ручки ребенка.
По прежнему актуальны «Сорока-белобока» и другие игры на загибание-разгибание пальчиков.
С ребенком где-то с 2,5 лет уже можно выполнять упражнения с объяснением задания, все показывать на себе. Например:
«Очки» — рассказываем стишок «Бабушка очки одела и внучонка разглядела». Формируем с помощью пальцев колечко и подносим к глазам.
«Стул» — одну ладонь держим вертикально пальцами вверх, вторую руку сжимаем в кулачок и приставляем к ладони, большим пальцем к себе. Приговариваем стишок «Спинка, ножки и сиденье – вот вам стул на удивленье». Когда ребенок научится правильно выполнять упражнение, на счет раз можно менять руки. По такому же принципу можно сделать «стол» — кулачок и сверху ладошка.
Выполняя различные упражнения, ваш ребенок достигнет хорошего развития мелкой моторики рук. Само развитие мелкой моторики влияет на развитие речи ребенка и подготавливает его к рисованию и письму. Благодаря упражнениям, исчезает скованность в движениях, приобретается подвижность и гибкость.
Развитие мелкой моторики у детей от 3 до 5 лет.
В этом возрасте выполняем все те же движения и упражнения, только увеличиваем время игры до 10 минут. Массаж пальчиков детки уже могут выполнить самостоятельно – потереть пальчики, сгибать-разгибать пальчики вместе и каждый по отдельности. А потом уже можно приступать к дальнейшим упражнениям на развитие мелкой моторики. Здесь уже более сложные упражнения и выполнять их можно тоже под стишки. Например:
— пальчиками одной руки «здороваться» с пальчиками другой руки – можно похлопывать кончиками пальцев, если получится, можно цепляться кончиками пальцев. Стишок: «Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую!»
— упражнение на разгибание пальчиков, только начинать с мизинца. Для такого упражнения тоже есть стишок:
Маленький мизинчик плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет: Что всё это значит?
Средний пальчик очень важный, не желает слушать.
Указательный спросил: — Может, хочешь кушать?
А большой бежит за рисом, тащит рису ложку.
Говорит: — Не надо плакать. На, поешь немножко!
(разгибаем пальчики по очереди, начиная с мизинца, а в конце на слова «Поешь немножко» прикасаемся большими пальцами и мизинца обеих рук друг к другу).
— упражнение на обхват ладошкой пальцев рук другой руки, кончиками пальцев пошевелить. Потом такое же упражнение для другой руки
— сцепливать пальчики левой и правой руки по очереди – мизинец с мизинцем, указательный с указательным и т.д.
Помимо пальчиковых игр, следует занимать ребенка и предметными играми – мозаикой, сортировкой мозаики или крупы, нанизывание игрушек (бусин) на шнурок, застёгивание-растёгивание пуговиц, шнуровка, играть с конструктором и т.д.
Игрушки для развития мелкой моторики
- Горошина
Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.
- Завинчивание крышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной. - Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
- Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
Упражнения для развития мелкой моторики рук
- Рисование и раскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.
- Собирание мозаик и пазлов
Для детей до 3 лет выбирают пазлы и мозаики с крупными частями. Пазлы также тренируют воображение.
- Вырезание
Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.
- Пальчиковые бассейны («Сухой аквариум»)
Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, манной и другими), песком, солью. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий:«Найди спрятанный предмет (маленькую игрушку)», «Найди фигуру по образцу», «Найди фигуру и назови ее». Игры проводятся ежедневно по 3—5 минут.
- «Прищепки на веревке»
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько разноцветных и разных по размеру прищепок. На каждый ударный слог ребенок прицепляет прищепке веревке:«Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку».
- Контрастотерапия
Контрастотерапия – это использование контрастных ванн для кистей рук. Горячая вода – 45°С, холодная – 16 – 18 С. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. Проводится 10 сеансов продолжительностью до 5 минут.
Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры и упражнения для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей.
Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.
Литература:
- Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
- Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973
- Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999
- Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007
- Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/19/picture-318357-1382201728.jpg)
Консультация для родителей на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей."
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей. Устное народное творчество - это история народа, его духовное богат...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/21/picture-597768-1424516708.jpg)
Консультации для родителей по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"
Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/16/picture-828624-1476631048.jpg)
Консультация для родителей на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей."
практические советы родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием устного народного творчества...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/13/picture-128036-1397375322.jpg)
Мастер-класс для родителей и детей: «Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка»
Цель проведения мастер-класса: 1. расширить знания родителей о значении пальчиковых игр в развитии ребенка; 2. заинтересовать проблемой; 3. приобщить к пальчиковым играм ребенка в условиях семьи...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-1082794-1546974357.jpg)
Консультация для воспитателей на тему: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/19/picture-848467-1511108883.jpg)
Консультация для родителей по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"
quot;Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/20/picture-1262654-1597890867.jpg)
Консультация для родителей на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. М...