Консультации для родителей по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"
статья (средняя группа) на тему

Петлякова Елена Николаевна

  Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров доказывать не приходится, это очевидно.

       Ценность фольклорных произведений для малышей обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют малышей замирать на какое-то мгновенье, невольно заставляют прислушиваться в речь. А флольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которой позволяют ребёнку успешнее овладевать родным языком, развивать речь, закрепить словарь; воспитывать правильное звукопроизношение.

        Поэтому очевидна необходимость использования произведений устного народного творчества в развитии речевой активности детей. Для этой же цели эффективно использовать произведения многих детских писателей, многие из них близки к фольклору. Тем более  у малышей большой интерес к потешкам, колыбельным песням, сказкам.

        Знакомство с потешкой начинается иногда с беседы, с наблюдения, иногда с рассматривания картин или игрушек, иногда с объяснения новых слов.

        Например, когда выглядывает солнышко, дети сразу восклицают "О, солнышко!" Я обращаю внимание детей на то, как солнце освещает нашу комнату, "смотрит к нам в окошко", спрашиваю, нравится ли им, когда солнышко освещает их комнату, и читаю:

                      "Светит солнышко в окошко,

                        Смотрит в нашу комнату,

                        Мы похлопаем в ладоши,

                        Очень рады солнышку!"    

                                                                  (А. Барто)

         А когда оно прячется, дружно зовём:

                      "Солнышко - колоколнышко,

                        Выгляни в окошко,

                        Дам орехов кучу!"

          Тут особое внимание уделяю на то, как мы ласково зовём солнце: "солнышко - колоколнышко". Мне кажется, что именно с этих маленьких зёрнышек начинается знакомство детей с исконным богатством русской речи.

           При знакомстве с потешкой "Пошёл котик на торжок…", объясняю, что такое "торжок", спрашиваю были ли они на рынке, что купила мама. Котик поочерёдно "угощает" каждого ребёнка. Детям это очень нравится:

                      "Самому ли съесть,

                        Или Чингизу снесть?" ит.д.

           Малыши ждут, когда именно его угостит котик.

           Очень часто использую потешки в режимных моментах: умывании, укладывании спать, одевании на прогулку, во время приёма пищи:

                      " Ай лады, лады, лады

                        Не боимся мы воды

                        Чисто умываемся,

                         Маме улыбаемся."

или               " Чистая водичка

                         Умоет Саше личико

                         Анечке - ладошки,

                         А пальчики - Антошке".

            Помогают произведения фольклора и в организации прогулок, наблюдений за природой, украшая речь и обогащая её, тем самым способствуют концентрации внимания детей. Например, во время наблюдения за птицами:

                       " Чики, чики, кички,

                         Берёзовые лычки!

                         Летели две птички,

                         Собой невелички.

                         Как они летели,

                         Все люди глядели.

                         Как они садились,

                         Все люди дивились".  

           Приятно наблюдать, что через некоторое время дети самостоятельно начинают использовать в игре колыбельные песенки, потешки.

           Очень нравятся детям подвижные игры с использованием потешек. Часто с увлечением играем игру "Вороны".  Сначала понаблюдаем на прогулке, что вороны - большие, чёрные птицы; что они каркают громко "кар - кар - кар", они могут летать, могут скакать по земле.  Затем я знакомлю детей с потешкой:

                         "Вот под ёлочкой зеленой

                          Скачут весело вороны:

                          кар - кар - кар,

                          Целый день они кричали,

                          Спать ребяткам не давали:

                          кар - кар - кар,

                          Лишь к ночи умолкают,

                          И все тихо засыпают:

                          Кар - кар -  кар!"

           После этого дети, "превращаются" в  больших птичек.

           Основная цель таких игр для малышей - развивать их  речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, добиваться ими понимания значения слов, правильного их произношения.

           Очень любят дети и русские, татарские сказки. Старшие дети с удовольствием инсценируют сказки "Репка", "Колобок", "Курочка - ряба".                    

         Вот так в повседневной работе очень часто обращаемся к кладезу русской речи.  Я думаю, что малые фольклорные жанры, помогая воспитателю в его работе, помогают и нашим воспитанникам постигать окружающий мир, стать добрыми и  ласковыми, погружаться в стихию родной речи.

                 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей."

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей.             Устное народное творчество - это история народа, его духовное богат...

Консультация для родителей на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей."

практические советы родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием устного народного творчества...

Консультация для родителей по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"

quot;Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство"...

Консультация для родителей на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"

        Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. М...

Консультация для воспитателей по теме: «Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста»

Устное народное творчество - это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...