Заседание родительского клуба "Игры для детей раннего возраста"
методическая разработка по теме

Коноплинова Елена Петровна

Родители. Родителей. Родителям... Можно сколько угодно склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между образовательными учреждениями и семьями воспитанников, оно не станет.

Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей — собрания, консультационные пункты, информационные стенды, родительские группы, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей степени — потому что не испытывают насущной потребности. А попробуйте-ка заставить взрослого человека делать то, что не вызрело в нем самом как необходимость. Педагоги идут к родителям с готовыми рецептами, предлагают «кусочки» готовых знаний — что-то из детской психологии, что-то из методик оздоровления, что-то из практики обучения. Но, как и во всяком учении, люди берут из всего этого лишь то, что созвучно их собственным мыслям, потребностям. Или вовсе не приходят за этими знаниями.

Большое внимание наше дошкольное учреждение уделяет работе с родителями. В детском саду действует родительский клуб "Ученый пеликан". Я активно участвую в работе этого клуба, потому что верю – мы, педагоги, вместе с родителями должны искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.

Заседание клуба "Игры для детей раннего возраста" подготовлено для родителей детей, посещающих ясельную группу детского сада.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заседание родительского клуба № 1

«Игры для развития детей раннего возраста.

Прежде всего, хочется сказать несколько слов о нашем названии «Ученый пеликан». Для одних оно может показаться странным, для других – даже нелепым, поэтому без объяснений здесь не обойтись. Начнем со второго слова. Почему пеликан? Пеликан потому, что эта птица проявляет крайнюю заботу о своем потомстве, и у пеликанов самый низкий процент смертности среди птенцов в дикой природе. И неудивительно, что премия, вручаемая на конкурсе «Учитель года», называется «Хрустальный пеликан». И все мы, родители, в чем-то напоминаем пеликанов: хотим своих детей защитить, оградить, укрыть от всевозможных невзгод и, пусть это покажется грубоватым, но это правда, отдать им лучший кусочек. Но время не стоит на месте, все меняется, меняется с чудовищной скоростью и уже для того, чтобы  наш ребенок вырос не просто здоровым и веселым, а еще и адаптированным к условиям современного мира, наших природных материнских и отцовских  качеств, увы, не хватает, нам нужны знания. Поэтому наш клуб и называется «Ученый пеликан», где мы вместе с вами и постараемся соединить в одно целое родительскую заботу и современные знания о детях.

 

«У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь».

А. Макаренко

На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит, не сомневаясь, – играть. А вот почему играть, и для чего это нужно, сможет объяснить не каждый. По мнению ученых, игра — это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. И чем выше ступень развития человечества, тем роль ИГРЫ объемнее и важнее. Почему? А вот подумайте сами. К моменту рождения вашего малыша человечество придумало столько слов на разных языках, столько всевозможных вещей машин, агрегатов люди столько всего узнали и открыли, а отношения между ними так усложнились, что осваивать это становится все сложнее и сложнее, и каждому новому поколению требуется все больше времени на присвоение опыта человечества. Представляете, как трудно взрослеть нынешнему малышу!

Наблюдая окружающий мир и деятельность населяющих его людей, ребенок хочет стать ее участником, но в полной мере, как взрослый, еще не может этого сделать. А вот в игре он может все. Может слетать к звездам, спуститься на дно океана, сделать операцию, подоить корову... «Только понарошку», — возразите вы. Да, понарошку. Но в игре по-настоящему работают воображение, память, мышление речь, по-настоящему надо строить отношения с партнерами (даже если в их роли выступают простые игрушки).

И  не понарошку, а по-настоящему малыш переживает события, которые лежат в основе его игры.  Это формирует отношение ребенка к окружающему миру, к людям. Поэтому взрослым важно увидеть в игре личность малыша: заботливая ли «мама», внимательный ли «врач», вежливый ли «продавец».

Своеобразным языком, говорящим об этом, и является игра. Для ребенка она наиболее доступный способ познания мира вещей с его разнообразием свойств, качеств и мира людей со сложными взаимоотношениями, в котором ему предстоит жить.

Для взрослого же игра ребенка еще и своеобразный экран, который высвечивает все, что усвоил малыш на очередном этапе своего развития.

А развитие ребенка во многом зависит от того, во что и как он играет.

Чем меньше малыш, тем большая помощь в игре требуется ему со стороны взрослого.

Дети раннего возраста чутко реагируют на отношение взрослого: они не будут играть с ним, если почувствуют равнодушие взрослого, фальшь в его поведении. Взрослый должен уметь на время стать ребенком и играть увлеченно, с интересом. Понимая и чувствуя игру ребенка, он вовремя может подсказать, придумать что-то интересное, помочь в трудных случаях, но не делать за него того, с чем малыш справляется сам. Вредны постоянные подсказки, усыпляющие инициативу ребенка, ограничивающие его активность. Взрослому не следует злоупотреблять готовыми образцами решения, полезнее вызвать ребенка на самостоятельность.

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их все чаще привлекают игры со сверстниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.

Что дает ребенку игра.

— удовольствие;

— знакомство с нормами, правилами жизни;

— общение со сверстниками;

— возможность выражать свои эмоции;

— возможность выбирать игрушки (предметно-игровую среду), средства игры (слово, движение, песню);

— внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.

Классификация игр

необходимых для развития детей раннего возраста.

Сенсорные игры.  Сенсорика — от лат.SENSUS — чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой.

Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

Моторные игры (бег, прыжки, лазание), Моторика –  двигательная активность. Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего,  надо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.

Игра-возня. Это еще одна разновидность игр, необходимых для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции, Чтобы ребенок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой. Ребенок от подобного общения придет в восторг, а кроме того научится принимать и победу и поражение. Скорее всего будет доволен и папа.

Именно от года до трех лет у детей формируется образ телесного «я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.

Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов.

Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь как мама.  Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети.

Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.

Сенсомоторное развитие ребенка

Почему акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры?

Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Двигательная активность развивается в определенной последовательности: противостояние силам гравитации (ребенок поднимает голову, переворачивается на бок, на живот), ползание, лазание, ходьба, бег. Например, необходимый этап двигательного развития — ползание. В процессе освоения ползания формируются:

— зрительно-моторная координация, определяющая впоследствии манипуляцию с предметами, рисование, письмо;

— межполушарное взаимодействие — координация работы левой и правой частей тела, что теснейшим образом связано с развитием мышления и речи ребенка;

— ориентация в пространстве;

— чувство равновесия.

Формирование и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне восприятия, эмоций, процессов саморегуляции (если не чувствуешь рук и ног, то как ими можно управлять?). Первичные движения ребенка — хватание, сосание, ползание, лазание — базируются на рефлексах. А началом рефлекса является сенсорная стимуляция: зрительная (ребенок увидел), тактильная (пощупал), звуковая (услышал).

Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослыми, которые обучают его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

Ведущая деятельность детей 1-3 лет –  предметно-игровая. То, как взрослый играет с ребенком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно влияет на эмоциональное развитие, способности к учебе и умение приспосабливаться к взрослой жизни.

Несформированный первично сенсомоторный базис приводит к повышению энергозатрат психики. Если задача, предлагаемая ребенку социумом, опережает физиологические возможности ребенка, происходит энергетическое обкрадывание. Это плохо сказывается на процессах, развивающихся в данный момент времени. Ярким примером неадекватного распределения церебральной (мозговой) энергии является раннее (в 2—3 года) обучение ребенка буквам и цифрам. Реакция (иногда отсроченная по времени) может сказаться в эмоциональных нарушениях, склонности ребенка к частым заболеваниям, в аллергических явлениях, элементах логоневроза, тиках, навязчивых движениях.

Отстающие в моторном развитии дети медлительны, тонкие дифференцированные движения удаются им с трудом, переключаемость и последовательность движений нарушены. Они с запаздыванием начинают захват игрушки, долго не осваивают пинцетный захват предмета двумя пальцами, начинают ходить позже обычного срока.

А теперь, давайте немного поиграем вместе с вами. (Родителям предлагается поиграть в одну-две игры из предложенных).

Сенсорные игры

Игры с водой.

1. Выливаем, наливаем, сравниваем:

— сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;

— наполнить бутылку до половины — она будет плавать;

— налить бутылку до верха — она будет тонуть;

— фонтан из бутылки.

2. Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки):

— тонет — не тонет;

— вылавливаем игрушки;

— дождь из губки.

3. Эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная — не прозрачная.

4. Лед. Знакомим ребенка с разной температурой: холодно –  тепло — горячо.

Растворяется — не растворяется, тает — не тает.

5. Создаем воронку: дуем в воду через трубочку.

Игры с тестом

Способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка снимают эмоциональное напряжение. Детям предлагается несколько комочков из цветного теста (красный, синий, желтый).

1 Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепешки).

2, На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают на тыльную сторону ладони.

3. Большим пальцем надавливают в середине лепешки.

4. Лепешку украшают горохом, фасолью.

5. Ребенку дают комочек теста оранжевого цвета «Лепим колобок» —раскатываем между ладонями шар, дети проговаривают: «Колобок, колобок, румяный бок».

6 Детям предлагают приклеить колобку глазки, рот, нос из фасоли.

7. Строят пирамидку, скрепляют шарики или кубики кусочками теста. Нанизывают шарики из теста на палочку, карандаш.

Моторные игры

Пальчиковая гимнастика (игры и упражнения по развитию мелкой моторики)

1. Делайте упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, шестигранными карандашами, желательно сопровождаемые стихотворным текстом - длительность упражнений 2—З мин (в зависимости от возраста). Одно упражнение повторяется 4—6  раз; пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, затем двумя одновременно) после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потрясти кистями).

2. «Танцуйте» пальцами я хлопайте в ладоши.

З, Занимайтесь с детьми мозаикой, играми с мелкими деталями, мелкими игрушками, счетными палочками.

4. Попробуйте технику рисования пальцами. Добавьте в краски соль или песок для эффекта массажа.

5. Организуйте игры с водой, тестом.

6. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

7. Мытье посуды и уборка стола после еды — прекрасная возможность потренировать мелкие пальцевые мышцы.

Развитие умственных способностей ребенка раннего возраста

Понятия

• Обращайте внимание детей на видимые связи понятий и предметов в окружающей обстановке, таких как тень на полу, линии в рисунке ковра.

• Читайте книги и истории, где имеются повторяющиеся понятия и действия («Волк и семеро козлят», «Три поросенка»).

• Давайте детям задания нарисовать предметы с противоположными значениями. Например, тонкую и толстую линии, цветной и черно- белый рисунок.

• Обсуждайте с детьми времена года, очередность месяцев, дней в неделе.

• Поговорите об организме человека. Как мы вдыхаем и выдыхаем воздух? Как бьется наше сердце?

• Разучите с детьми стихи, в которых есть обозначение понятий.

Привлекательность новизны

• Меняйте детские игрушки, делайте перестановку в комнате и привлекайте к процессу детей. Убедитесь, что дети готовы к этому. Слишком частые изменения могут вселять неуверенность.

• Прячьте на время часть игрушек (на пару месяцев), а потом возвращайте.

  • Вырезайте с детьми силуэты из бумаги.

• Попробуйте говорить простые слова наоборот.

Перекрестные движения

Левое полушарие контролирует правую сторону тела, а правое контролирует левую. Мы нуждаемся в равноценной работе обоих полушарий, необходимо формирование межполушарного взаимодействия.

• Начинайте каждый день с зарядки, в которую включены упражнения на перекрестные движения рук и ног. Например, наклонитесь и достаньте левой рукой правый носок ноги и наоборот.

• Играйте в «Ладушки».

  • Разучите несколько упражнений на координацию движений. Например, хлопните правой ладонью о левое колено, затем хлопните в ладоши и поменяйте руку и ногу.

• Двигайтесь под музыку, пользуясь лентами и шарфами. Пусть дети размахивают ими.

• Расположите предметы на столе так, чтобы детям надо было тянуться за ними.

• Поиграйте в игры, где надо ползать по полу, выполняя при этом перекрестные движения.

• Сажайте детей к себе на колени и читайте вместе книги. Пусть дети переворачивают страницы.

Возможность выбора

• Предлагайте так, чтобы оставить детям возможность выбора (при выборе красок, меню, места для картины и тому подобное). Например, ты хочешь просто молоко или шоколадное молоко?

• Ограничьте выбор тремя вариантами. Дети теряются при слишком большом выборе.

• Привлекайте детей к решению семейных проблем, давая им право голоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Гунькова Татьяна Ивановна, педагог-психолог МАДОУ «Березка» Цель: содействов...

Родительское собрание «Воспитание детей раннего возраста».

Помощь родителям в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста....

Родительское собрание "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада" (по требования ФГОС)

В настоящее время многие родители очень рано отдают детей в ясельную группу, не понимая как трудно для некоторых малышей проходить новый этап в своей жизни. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми в...

Родительское собрание"Адаптация детей раннего возраста"

Цель: содействовать проявлению  заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержки малыша в этот период.Задач...

Статья к родительскому собранию для детей раннего возраста. Тема: "Кто без присмотра в колыбели, тот весь век не при деле"

Заметки к родительскому собранию содержат мои собственные мысли о нравственном воспитании детей в семье с самого раннего возраста. Заложить и воспитать основы нравственного поведения молодого поколени...

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

P { margin-bottom: 0.21cm; }A:link { color: rgb(0, 0, 128); text-decoration: underline; } Содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка ...

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Беседа с родителми об обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада....