Главные вкладки

    Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
    методическая разработка (младшая группа) на тему

    Бранчевская Жанна Валерьевна

    Родительская встреча для первой младшей группы. 

    Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей  и развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста.

    План

    1. Игра – главный вид деятельности ребенка.
    2. Сенсорное развитие. Что это такое?
    3. Дидактические игры в сенсорном развитии.
    4. Практическая часть. Какие игры нужны детям?
    5. Итог. Памятки для родителей: «Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни», « Карта развития детей 2-3 лет».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon roditelskaya_vstrecha_v_pervoy_mladshey_gruppe.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительская встреча в первой младшей группе

    Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

    Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей  и развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних условиях.

    План

    1. Игра – главный вид деятельности ребенка.
    2. Сенсорное развитие. Что это такое?
    3. Дидактические игры в сенсорном развитии.
    4. Практическая часть. Какие игры нужны детям?
    5. Итог. Памятки для родителей: «Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни», « Карта развития детей 2-3 лет».

    «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.

    1.Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

    2.Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

    Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

    Сенсорными эталонами развития являются:

    • эталоны 7 цветов спектра;
    • эталоны формы – геометрические фигуры;
    •  эталоны величины – метрическая система мер;
    • в слуховом восприятии – фонемы родного языка, музыкальные ноты;
    • во вкусовом восприятии – четыре вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький);
    •  в обонятельном восприятии эталоном являются запахи – сладкие, горькие, свежие, лёгкие, тяжёлые.

    Основная задача занятий по сенсорному развитию - накопление сенсорного опыта. На следующих этапах опыт позволит систематизировать накопленные знания и использовать их в разнообразных ситуациях.

    Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

    - является основой для интеллектуального развития;

    - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

    - развивает наблюдательность;

    - готовит к реальной жизни;

    - позитивно влияет на эстетическое чувство;

    - является основой для развития воображения;

    - развивает внимание;

    - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

    - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

    - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

    - влияет на расширение словарного запаса ребенка;

    - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

    3.Сегодня я хочу  поделиться с вами своим опытом работы по сенсорному развитию малышей 2-3 лет. Познакомить вас с дидактическими играми, в которые мы играем в детском саду и в которые советуем играть дома. Дидактические игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики. Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.

     Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.

    4.И сейчас, уважаемые родители, предлагаю вам поиграть в дидактические игры для сенсорного развития детей с 2-х лет.

    Задание для родителей. Вам нужно взять игру, рассмотреть её, поиграть и решить, что развивает эта игра, какие задачи можно решить с помощью данной игры.

    ИРГЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    • «В мире животных»
    • «Геометрические фигуры»
    • «Противоположности»
    • «Транспорт»
    • «Мамы и дети»
    • «Флексика»
    • «Пристегни пуговицу»
    • «Пирамидка»
    • «Башенка»

    (Высказывания родителей)

    Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития

    детей третьего года жизни.

    - Дети выделяют и учитывают форму, цвет, величину, фактуру при выполнении ряда практических действий.

    - Группируют по свойствам предметы в соответствии с образцом.

    - Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине.

    - Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: море, солнце, вода, лес…

    - Используют «опредмеченные» слова-названия (кирпич, мяч, крыша, трава, цыплёнок…)

    - Отбирают предметы для самостоятельной сюжетной игры.

    - Начинают активно пользоваться словами названия цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.

    Быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых

    способностей человека, основ его полноценного развития.

    5.Сегодня вы познакомились с малой частью того, чем Вы можете занять вашего ребёнком дома. Все эти игры можно приобрести в магазине. Но дома также можно поиграть и в игры с крупой, прищепками, камушками, шишками, посудой и многим другим. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! И на прощание хочется вас подарить памятки – ориентиры: «Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни», « Карта развития детей 2-3 лет». Спасибо за внимание.

    Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития

    детей третьего года жизни.

    - Дети выделяют и учитывают форму, цвет, величину, фактуру при выполнении ряда практических действий.

    - Группируют по свойствам предметы в соответствии с образцом.

    - Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине.

    - Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: море, солнце, вода, лес…

    - Используют «опредмеченные» слова-названия (кирпич, мяч, крыша, трава, цыплёнок…)

    - Отбирают предметы для самостоятельной сюжетной игры.

    - Начинают активно пользоваться словами названия цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.

    Карта развития детей 2-3 лет

    Линии развития

    Показатели

    Сенсорное развитие

    Самостоятельно выделяет и называет 4 основных цвета, форму (мячик, кирпичик, квадратик), геометрические тела и фигуры (шар, куб, квадрат, куб), размер предметов (большой, маленький; длинный, короткий), группирует и соотносит их по выделенным свойствам. Определяет количественные отношения равенства и неравенства, практически устанавливает соответствия (на 3-4 предметах).

    Физическое развитие

    Ходит и бегает в разных направлениях. Делает подскоки на месте и с передвижением, спрыгивает с предмета. Катают мяч друг другу, перебрасывают его через предмет;  бросают предмет в горизонтальную и вертикальную цель, вдаль. Ползают на четвереньках. Ходят и ползают по скамье.

    Игра

     Совместно с воспитателем осуществляют действия с игрушкой.  Используют предметы- заместители. В играх-имитациях  передают характерные движения и звукоподражания.

    Понимание речи взрослых

    Выполняет отдельные просьбы, повторяет показанные действия, участвует в совместной игре. Вступает в общение: отвечает на вопросы о себе, о членах семьи, о любимых игрушках. Проявляет отзывчивость на состояние взрослых.

    Активная речь

    Ребенок понимает речь и свободно пользуется простыми предложениями в разговоре, в основном правильно их оформляет. Инициативен в речевых контактах. Словарный запас увеличивается до 1200-1500 слов.

    Навыки

    Моет руки, намыливает руки, смывает мыло, закрывает кран; вытирает руки и лицо полотенцем; пользоваться носовым платком, класть его в карман. Держать ложку, самостоятельно есть. Складывать игрушки на место, вешать одежду. Надевать одежду, расстегивать большие пуговицы спереди, шнуровать ботинки.

    Литература:

    1.Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

    2.Громова О.Н. Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» М. 2001.

    3.Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

    4.Запорожец И.Ю. «Психолого-педагогические гостиные в детском саду» М.: Издательство : «Скрипторий 2003». 2010.

    5.Зверева О.Л. «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи», журнал : «Воспитатель ДОУ» № 4. 2009.

    6.Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

    7.Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

    8.Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

    9.Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сенсорное развитие детей через дидактические игры

    Конспект  непосредственно- образовательнойдеятельности для  детей раннего возрастаЦель:  Закрепление  четырёх  основных  цветов  и развитие  мелкоймоторики рук....

    Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

    Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры» ...

    Консультация для родителей " Сенсорное развитие детей через дидактические игры"

    сенсорное развитие, наиболее важное обдучение для детей .сенсорика развивает мышцы пальц....

    Мастер-класс "Сенсорное развитие детей через дидактические игры"

    Тема сенсорного развития знакома любому педагогу дошкольнику, потому что развивать сенсорные эталоны необходимо с рождения малыша. Познание неизвестного происходит по одному пути: через восприятие сен...

    Родительское собрание «Мастер-класс «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

    Родительское собрание по дополнительному образованию "Занимательная сенсорика" во 2 младшей группе на тему: «Мастер-класс «Сенсорное развитие детей через дидактические игры...

    Конспект родительского собрания «Театрализованная деятельность, как средство развития речи. Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

    Цели:  раскрытие значения театрализованная деятельность  как средство развития речи детей. Ознакомление родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, нап...