РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «Развитие графо-моторных навыков у детей 6-7 лет, как залог успешного обучения в школе»
консультация (подготовительная группа) на тему

Шупта Ирина Юрьевна

Работа с родителями учителя-логопеда ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ

«Развитие графо-моторных навыков у детей 6-7 лет,

как залог успешного обучения в школе»

«Будем пальцы тренировать,

чтобы в школе красиво писать»

К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребенку возможность быстрее освоиться с письмом.

Известна тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования профессора М.М. Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10-12 мес., она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончике пальцев, поэтому тренировать их надо уже с 6-месячного возраста ребёнка. Далее рассмотрим возрастные особенности овладения детьми моторными и графическими навыками.

Возрастные особенности развития графо-моторного навыка

1,5—2 года

Малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения. Он еще не пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса.

2—3 года

Как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются.

3—3,5 года

Линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много.

3,5—4 года

Умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.

5 лет

Хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку.

Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы.

6—7 лет

Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими, и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны: любые графические движения, штрихи и линии.

Сформированность мелкой моторики ребенка можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным.

Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т.е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности. Тренировать пальцы рук можно, применяя лепку, закручивание гаек в конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, застегивание пуговиц. К сожалению, моторная неловкость при выполнении манипуляторных действий, трудности и неудачи в овладении ими вынуждают ребенка избегать сложных действий.

Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию - один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, — сложное инструментальное действие: ведь движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированны действия пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими.

 В возрасте 6—7 лет, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, ребенок может достичь хороших результатов в развитии моторики кисти.

Для развития графического навыка следует использовать:

- графический диктант;

- рисование линий: прямые и фигурные дорожки;

- рисование по точкам, контурам, клеточкам;

- штриховки с различным направлением движения руки,

- силуэтные штриховки.

Развитию мелкой моторики рук помогает:

- пальчиковая гимнастика;

- упражнения на освоение предметных действий.

Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия:

- вести линию сверху вниз и слева направо,

- выполнять линии различной толщины и формы,

- штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

В 6—7 лет ребенок должен выполнять следующие виды штриховок:

- прямые вертикальные (сверху вниз),

- горизонтальные (слева направо),

- наклонные,

- клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити),

- полукругами (чешуя рыбы, черепица крыши),

- крупными петельками.

Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.

Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15—20 мин. После этого обязательно следует, сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Регулярные занятия с ребенком перед школой, обеспечат правильное и красивое письмо.

Этап первый: задания на оттачивание точных движений:

1. Очень полезно предлагать ребенку прописывать «в воздухе» перед собой карандашом большие буквы, рисовать фигуры, линии и так далее.

2. Если есть готовые трафареты, - предложите ребенку обводить их, составлять из них узоры или картинки. Если трафаретов нет, изготовьте их сами, - вырежьте из картона фигурки животных, фруктов, облака, домики, - все, что придет в голову. Ребенок с удовольствием будет обводить эти трафареты.  

3. Предлагайте ребенку заштриховывать нарисованные предметы. Нарисуйте мяч и попросите заштриховать его ровными параллельными линиями. Другую фигурку попробуйте заштриховать волнистой линией, «галочками» или точками. Сейчас есть много специальных тетрадок в продаже с подобными заданиями.

4. Ребенок может соединять по точкам с числами контур рисунка. Если нужна ваша помощь, будьте рядом.

5. Полезно обводить сначала крупные, а потом более мелкие рисунки по пунктиру. Это вырабатывает точность движений.

6. Пусть ребенок раскрашивает раскраски. Начинайте с несложных крупных картинок, переходя на более мелкие, с множеством деталей.

7. Предлагайте ребенку выполнять различные задания с линейкой, - чертить линии (прямые, ломаные). Рисовать фигуры, дорогу для машины. Измерять длину отрезков и так далее.

8. Если у вас по счастливой случайности завалялась копировальная бумага - научите ребенка ею пользоваться. Малыш будет в восторге от «волшебной» бумаги.

9. Нарисуйте вверху листа воздушные шарики, внизу - человечков. Предложите ребенку проводить прямые линии (ниточки) от шариков к человечкам.

Этап второй: тренируем наблюдательность, развиваем внимание к деталям и способность точно воспроизводить нужные элементы.

1. Если сможете найти, купите ребенку книжку, в которой объясняется, как рисовать животных или еще что-то. Там на каждой иллюстрации к рисунку добавляется новая деталь. Пусть малыш рассматривает эти картинки и пытается рисовать так же, поэтапно предложенные объекты.

2. Хорошо развивает внимание к деталям игра «Что появилось?». Для этой игры возьмите чистый лист, просите ребенка закрывать глаза, а вы дорисовывайте одну деталь за один раз на картинке. Например, рисуем домик, добавляем трубу, дым, солнышко, дорогу, облако, цветочек, птичку и так далее. Ваш ребенок должен находить и называть, что появилось на рисунке.

Детям нравится, когда в этой игре вы меняется «ролями», и теперь уже вы находите, что дорисовал ребенок.

3. Игра «Повтори за мной». Рисуйте любой узор, букет цветов или другую картинку. Пусть ребенок наблюдает, какую деталь вы добавляете и повторяет на своем листе то же самое. Хвалите ребенка, если ему удается точно повторить рисунок за вами. Если то, что рисует ребенок не похоже на ваш «оригинал», уточняйте, что именно не соответствует.

4. «Рисуем парочки». В этом задании взрослый просит малыша нарисовать два животных, предмета, растения и т. п., имеющих отличия. Это помогает ребенку сравнивать детали. Задания могут быть такими:

- нарисуй толстую змею и тонкую,

- нарисуй дом с одним окном, а другой – с двумя окнами

- нарисуй большой арбуз и маленький

- нарисуй длинный шарф и короткий и так далее.

Выполнение подобных заданий научит ребенка концентрировать внимание и поможет ему научиться, в будущем, правильно писать буквы и цифры.

Третий этап: учим ребенка ориентироваться на листе.

Ребенок, который берет в руки тетрадь, должен уметь свободно ориентироваться на листе, понимать такие термины, как «поля», «строка», «клетка»  и другие.

1. Покажите ему в тетради поля. Расскажите ребенку историю, о том, что за полями живет вредная крыса, которая всех кусает. Объясните малышу, что если его буковки попадут за поля, крыса их погрызет. Так, в игровой форме, ребенок быстро запомнит, что за полями ничто не должно оказаться.

2. Строки в тетради «в косую» можно сравнить с мостом над речкой (вспомогательными строками). Расскажите малышу, что буквы могут ходить только по мостику, если они попадут на следующую строку, они упаду с моста в воду. Для наглядности, первый раз закрасьте вспомогательные строки голубым карандашом.

3. Знакомимся с клетками. Просите ребенка закрашивать или обводить по одной клетке. Объясняйте, что значат выражения «в каждой клетке, через клетку, отступить две клетки».

Хорошо помогает в знакомстве с тетрадями в клетку игра «Графический диктант», где ребенок должен рисовать «дорогу» по диктовку. Вы говорите: три клетки вверх, две клетки вправо, пять клеток вниз, а ребенок «прокладывает дорогу» на листе «согласно инструкции».    

4. Очень полезно рисовать на листах в клетку узоры различной сложности, «печатать» буквы, рисовать несложные фигуры, повторять фигуры как бы в зеркальном отображении и так далее.

Если вы поэтапно будете выполнять предложенные задания, уверена, - прописи вашего школьника будут вас только радовать. А ребенок будет чувствовать уверенность в своих силах, и как следствие - желание учиться.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительский клуб «Развитие графо-моторных навыков у детей 6-7 лет, как залог успешного обучения в школе» Подготовила: учитель-логопед Шупта Ирина Юрьевна «Будем пальцы тренировать, чтобы в школе красиво писать»

Слайд 2

Возрастные особенности развития графо-моторного навыка 1,5—2 года Малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения. Он еще не пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса. 2—3 года Как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются. 3—3,5 года Линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много. 3,5—4 года Умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными. 5 лет Хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку. Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы. 6—7 лет Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими, и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны: любые графические движения, штрихи и линии.

Слайд 3

Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становление детской речи, повышает работоспособность ребёнка, его внимание, умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность . Плохое развитие моторики руки приводит к большим умственным и физическим нагрузкам детей в школе.

Слайд 4

Содержание работы по развитию мелкой моторики и графических навыков в ДОУ: Пальчиковая гимнастика Рисунок по точкам Обведение по контуру, штриховка Рисование орнамента по клеточкам (графический диктант) Рисование линий различной формы и сложности Лепка из глины и пластилина Вырезание Разукрашивание картинок Составление мозаики Конструирование : мелкое lego

Слайд 5

Содержание работы по развитию мелкой моторики и графических навыков в домашних условиях Вышивание Бисероплетение Вязание Завязывание шнурков Застегивание пуговиц, кнопок, крючков Выжигание Чеканка Зимой - игра в снежки, лепка из снега «Золушка» (перебор крупы, фасоли и т.п.) Узоры из крупы (на тонкий слой пластилина выкладываем узор, вдавливая горох, гречу, фасоль ) Бусы из макарон «Волшебные рисунки» (рисуем на манке, грече, оставляя различные фигуры ) Плетение косичек из ниток Нанизывание бусинок и пуговиц на шнурок Переливание воды (из емкости с узким горлышком в емкость с широким горлышком) Массаж руки массажной расческой Катание грецкого ореха, шарика Су- Джок , мячиков-попрыгунчиков по ладони

Слайд 6

Правильная посадка за столом и удерживание пишущего предмета

Слайд 7

Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребёнка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания . Помнить , что ( левшество ) леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши совсем необязательно связаны с его особенностью, такие же проблемы могут быть и у правшей. Не рекомендуется пробовать научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья! Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, если даже качество письма и рисования будут не очень вас удовлетворять. Научите левшу сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните: свет при работе должен падать справа; методика безотрывного письма не приемлема при обучении леворукого ребенка .

Слайд 8

1 ЭТАП. ЗАДАНИЯ НА ОТТАЧИВАНИЕ ТОЧНЫХ ДВИЖЕНИЙ Очень полезно предлагать ребенку прописывать «в воздухе» перед собой карандашом большие буквы, рисовать фигуры, линии и так далее. Если есть готовые трафареты, - предложите ребенку обводить их, составлять из них узоры или картинки. Если трафаретов нет, изготовьте их сами, - вырежьте из картона фигурки животных, фруктов, облака, домики, - все, что придет в голову. Ребенок с удовольствием будет обводить эти трафареты. Предлагайте ребенку заштриховывать нарисованные предметы. Нарисуйте мяч и попросите заштриховать его ровными параллельными линиями. Другую фигурку попробуйте заштриховать волнистой линией, «галочками» или точками. Сейчас есть много специальных тетрадок в продаже с подобными заданиями. Ребенок может соединять по точкам с числами контур рисунка. Если нужна ваша помощь, будьте рядом. Полезно обводить сначала крупные, а потом более мелкие рисунки по пунктиру. Это вырабатывает точность движений. Пусть ребенок раскрашивает раскраски. Начинайте с несложных крупных картинок, переходя на более мелкие, с множеством деталей. Предлагайте ребенку выполнять различные задания с линейкой, - чертить линии (прямые, ломаные). Рисовать фигуры, дорогу для машины. Измерять длину отрезков и так далее. Если у вас по счастливой случайности завалялась копировальная бумага - научите ребенка ею пользоваться. Малыш будет в восторге от «волшебной» бумаги. Нарисуйте вверху листа воздушные шарики, внизу - человечков. Предложите ребенку проводить прямые линии (ниточки) от шариков к человечкам .

Слайд 9

2 ЭТАП. ТРЕНИРУЕМ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, РАЗВИВАЕМ ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ И СПОСОБНОСТЬ ТОЧНО ВОСПРОИЗВОДИТЬ НУЖНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ Если сможете найти, купите ребенку книжку, в которой объясняется, как рисовать животных или еще что-то. Там на каждой иллюстрации к рисунку добавляется новая деталь. Пусть малыш рассматривает эти картинки и пытается рисовать так же, поэтапно предложенные объекты Хорошо развивает внимание к деталям игра «Что появилось?». Для этой игры возьмите чистый лист, просите ребенка закрывать глаза, а вы дорисовывайте одну деталь за один раз на картинке. Например, рисуем домик, добавляем трубу, дым, солнышко, дорогу, облако, цветочек, птичку и так далее. Ваш ребенок должен находить и называть, что появилось на рисунке. Детям нравится, когда в этой игре вы меняется «ролями», и теперь уже вы находите, что дорисовал ребенок. Игра «Повтори за мной». Рисуйте любой узор, букет цветов или другую картинку. Пусть ребенок наблюдает, какую деталь вы добавляете и повторяет на своем листе то же самое. Хвалите ребенка, если ему удается точно повторить рисунок за вами. Если то, что рисует ребенок не похоже на ваш «оригинал», уточняйте, что именно не соответствует. «Рисуем парочки». В этом задании взрослый просит малыша нарисовать два животных, предмета, растения и т. п., имеющих отличия. Это помогает ребенку сравнивать детали. Задания могут быть такими : нарисуй толстую змею и тонкую, нарисуй дом с одним окном, а другой – с двумя окнами, нарисуй большой арбуз и маленький, нарисуй длинный шарф и короткий и так далее . Выполнение подобных заданий научит ребенка концентрировать внимание и поможет ему научиться правильно писать буквы и цифры

Слайд 10

3 ЭТАП. УЧИМ РЕБЕНКА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ЛИСТЕ Покажите ему в тетради поля. Расскажите ребенку историю, о том, что за полями живет вредная крыса, которая всех кусает. Объясните малышу, что если его буковки попадут за поля, крыса их погрызет. Так, в игровой форме, ребенок быстро запомнит, что за полями ничто не должно оказаться. Строки в тетради «в косую» можно сравнить с мостом над речкой (вспомогательными строками). Расскажите малышу, что буквы могут ходить только по мостику, если они попадут на следующую строку, они упаду с моста в воду. Для наглядности, первый раз закрасьте вспомогательные строки голубым карандашом. Знакомимся с клетками. Просите ребенка закрашивать или обводить по одной клетке. Объясняйте, что значат выражения «в каждой клетке, через клетку, отступить две клетки ». Хорошо помогает в знакомстве с тетрадями в клетку игра «Графический диктант», где ребенок должен рисовать «дорогу» по диктовку. Вы говорите: три клетки вверх, две клетки вправо, пять клеток вниз, а ребенок «прокладывает дорогу» на листе «согласно инструкции». Очень полезно рисовать на листах в клетку узоры различной сложности, «печатать» буквы, рисовать несложные фигуры, повторять фигуры как бы в зеркальном отображении и так далее .

Слайд 11

Спасибо за внимание! Желаем Вам и Вашим детям успеха и новых открытий !



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Развитие графо-моторного навыка

 у детей старшего дошкольного возраста

В 6 -7 лет  ребёнок должен уметь выполнять следующие виды штриховок:

  • прямые вертикальные (сверху вниз);
  • горизонтальные (слева направо);
  • наклонные;
  • клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити);93e976c956a6aed53a8386df80766d4c_200
  • полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши);
  • крупными петельками.

Обратите внимание: 

- линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги,

- при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.

Следите за правильностью посадки за столом. Выполнять сначала надо простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 мин.  После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий.

   Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики

как основы формирования графо-моторного  навыка:

  • пальчиковая гимнастика;
  • выполнение различных фигурок из пальцев;
  • массаж и самомассаж рук ребенка;
  • конструирование из кубиков мостов, домов, башен;
  • составление предметных разрезных картинок, пазлов первоначально по образцу, затем по памяти;
  • складывание и выкладывание различных предметов, геометрических фигур, букв, цифр и других изображений из счетных палочек, спичек, камушков и др.;5600081-boy-escribir-y-dibujar-de-dibujos-animados-y-caracter-vectorial
  • обведение контуров предметных изображений;
  • вырезание различных фигур, полосок по контурам;
  • наматывание ниток на клубок,  катушку, карандаш;
  • показ слов, стихов, загадок, сказок руками;
  • работа с разными видами круп (сортировка, угадывание с закрытыми глазами, выкладывание различных контуров на пластилиновой основе).

ПОМНИТЕ!  Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.

Памятка для родителей

Развитие графо-моторного навыка

 у детей старшего дошкольного возраста

В 6 -7 лет  ребёнок должен уметь выполнять следующие виды штриховок:

  • прямые вертикальные (сверху вниз);
  • горизонтальные (слева направо);
  • наклонные;
  • клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити);93e976c956a6aed53a8386df80766d4c_200
  • полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши);
  • крупными петельками.

Обратите внимание: 

- линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги,

- при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.

Следите за правильностью посадки за столом. Выполнять сначала надо простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 мин.  После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий.

   Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики

как основы формирования графо-моторного  навыка:

  • пальчиковая гимнастика;
  • выполнение различных фигурок из пальцев;
  • массаж и самомассаж рук ребенка;
  • конструирование из кубиков мостов, домов, башен;
  • составление предметных разрезных картинок, пазлов первоначально по образцу, затем по памяти;
  • складывание и выкладывание различных предметов, геометрических фигур, букв, цифр и других изображений из счетных палочек, спичек, камушков и др.;5600081-boy-escribir-y-dibujar-de-dibujos-animados-y-caracter-vectorial
  • обведение контуров предметных изображений;
  • вырезание различных фигур, полосок по контурам;
  • наматывание ниток на клубок,  катушку, карандаш;
  • показ слов, стихов, загадок, сказок руками;
  • работа с разными видами круп (сортировка, угадывание с закрытыми глазами, выкладывание различных контуров на пластилиновой основе).

ПОМНИТЕ!  Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков в дошкольном возрасте - залог успешного обучения в школе

развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков в дошкольном возрасте предупреждает оптическую дисграфию у детей в школе...

Родительское собрание"Грамотная речь-залог успешного обучения в школе"

Материал предназначен для учителей-логопедов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Основная цель родительского собрания: дать родителям необходимые  теоретические и практичес...

Родительское собрание «Правильная речь – залог успешного обучения в школе»

Данный материал будет полезен для родителей будущих первоклассников при подготовки детей к школе, а также воспитателям подготовительных групп....

«Развитие графо-моторных навыков у детей 6-7 лет, как залог успешного обучения в школе»

Известна тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования профессора М.М. Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импуль...

Консультация для родителей «Развитие графо-моторных навыков у детей 6-7 лет, как залог успешного обучения в школе»

К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ре...

Консультация для родителей "Развитие графо-моторных навыков у детей 6-7 лет, залог успешного обучения в школе."

Развитиме графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста....