ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация (средняя группа) на тему

Дошкольник – будущий школьник. Сохранить и обогатить его здоровье, развить у каждого ребенка умения действовать на пользу своему здоровью в повседневной жизни, научить его видеть связь между способом действия и их последствиями для своего здоровья, то есть воспитание «личностного начала в оздоровительной деятельности» – главная задача педагогов детского сада 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольник – будущий школьник. Сохранить и обогатить его здоровье, развить у каждого ребенка умения действовать на пользу своему здоровью в повседневной жизни, научить его видеть связь между способом действия и их последствиями для своего здоровья, то есть воспитание «личностного начала в оздоровительной деятельности» – главная задача педагогов детского сада «Солнышко» в воспитательно – образовательном процессе [3]. Система здоровьесбрежения в ДОУ выстроена с учетом всех компонентов, влияющих на здоровье ребенка. Реализуется она соответственно индивидуальным  особенностям развития каждого ребенка. Система здоровьесбережения в детском саду началясь с создания эколого – развивающей среды.

Промышленная стройиндустрия, непосредственная близость главных городских магистралей с интенсивным потоком машин, засушливый степной климат – эти условия, в которых находится детский сад,  побудили нас к созданию уголка чистой природы, парковой зоны вокруг него. В деятельность по уходу за большой озелененной территорией вовлечены все сотрудники ДОУ, родители воспитанников, дети так же с радостью ухаживают за зелеными насаждениями. Кроме городского водопровода во дворе имеется глубинный насос, обеспечивающий полноценный полив чудесного уголка природы в самое жаркое время года. Асфальтированные дорожки, игровые площадки с травяным покрытием, разнообразное стационарное игровое оборудование, дополняемые выносным материалом в зависимости от сезона создают условия для содержательной и оздоровительной прогулки в любое время года.

Повышение компетенции педагогов в области организации образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий состоит в освоении методов и приемов, при помощи которых у детей дошкольного возраста можно сформировать знания о  правилах здоровьесберегающего поведения и сделать их нормой для себя. Педагоги участвуют в лекториях с привлечением врача – педиатра и медсестры, семинарах «Ребенок и его здоровье», «Пути укрепления здоровья детей», практикумах «Ярмарка русских народных игр», «Подвижные игры казачат», показывают коллегам открытые занятия из цикла «Познаю себя». Педагогические советы стали средством обучения воспитателей и обмена опытом построения и реализации здоровьесберегающей деятельности в ДОУ.

Работа с ребенком  – это цепочка последовательных действий  по оценке качества его здоровья, выявлению отклонений и их коррекции. Начинается она с медико – психолого – педагогической профилактической работы по плавной адаптации вновь поступающих малышей  к условиям ДОУ. Далее следует мониторинг здоровья дошкольников, то есть определение исходных показателей состоянии здоровья и психического развития на начало года, рекомендации врача и специалистов, коррекционная работа,  завершающая диагностика. По результатам обследования составляется индивидуальный план оздоровления ребенка и работы с его родителями в этом направлении.

Ребенок и семья обучаются правилам здоровьесбережения,  с детьми с нарушениями здоровья проводится  индивидуальная работа по рекомендациям  врача: беседы о необходимости носить очки постоянно или о том, что нельзя поднимать тяжести, быть осторожным во время ходьбы и бега, о правильной осанке. Занятия по физкультуре, корригирующая гимнатика, закаливающие процедуры проводятся с учетом физического состояния здоровья детей, медицинских отводов.  Педагоги следят за правильной посадкой детей, за соблюдением режима освещенности в группе, за выполнением детьми всех указаний врача. У детей вырабатывается привычка ответственно, с пониманием  относиться к своему здоровью.

Одним из важнейших направлений оздоровительной работы в ДОУ является организация и контроль питания, дополнительная витаминизация и витаминотерапия. Осуществляется дифференцированный подход в приготовлении блюд по рекомендации врача. Детям в игровой форме объясняются причины разного питания, в результате малыши приходят к пониманию его необходимости и учатся питаться так, как требует именно его организм.

В самой привлекательной для малыша деятельности – экспериментировании – происходит обучение детей употреблению в пищу сырых овощей. Дети надевают на глаза специальные повязки, им предлагается кусочки сырых овощей, которые необходимо определить по вкусу. Для того чтобы научить детей кушать сырой лук, репчатый или зеленый, дети погружаются в витаминную сказку. Сказочные герои убеждают детей в необходимости употреблять лук для здоровья, даже самые маленькие учатся кушать лук. Дети знакомятся с загадками и поговорками о пользе овощей. Смотр «Витаминная сказка на окошке» – традиционное мероприятие в нашем детском саду. Родители по совету воспитателей продолжают работу дома по привитию вкуса к сырым овощам, и постепенно их вкус начинает нравиться ребенку, он с удовольствием употребляет их в любое время года!

Еще одним средством здоровьесбережения ребенка является оптимизация двигательной активности, являющейся основным условием воспитания выносливости детского организма. Она проходит через все виды деятельности ребенка: оздоровительный бег, спортивные игры, игры с правилами, специально организованные занятия в спортивном зале, хорошо оснащенном разнообразным спортивным оборудованием - приобретенным и изготовленным собственноручно из бросового материала;  обеспечение подвижности в группе в перерывах между деятельностью; дыхательная гимнастика; самомассаж; психогимнастика. У детей воспитывается привычка к повседневной физической активности и заботе о здоровье, то есть интереса и навыков активной досуговой деятельности. Более того, «посредством подвижных игр, упражнений и игровых заданий формируются… внимание, память, мышление, речь, воображение, тонкая моторика, координационные способности»[4].

Важной частью здоровьесберегающей работы детского сада является организация полноценного дневного отдыха детей. Отдельные помещения для спален, оформленные в мягких пастельных тонах с успокаивающими «засыпалочками» на стенах, хорошо  проветриваемые, способствуют восстановлению сил ребенка и вырабатывают у него привычку к дневному отдыху в прохладном помещении.

В ДОУ внедрена система закаливания: проветривание помещения, утренняя гимнастика на свежем воздухе, ежедневные прогулки в течение не менее 4-ех часов, ополаскивание рук до локтя, полоскание горла водой комнатной температуры, одежда, обеспечивающая благоприятный температурный режим. Воспитатели объясняют родителям, что одежда должна быть дышащей, позволяющей свободно двигаться. Детям нравится ощущение легкости и прохлады, они понимают полезность таких процедур и стремятся к их выполнению и дома.

Эстетичное оформление помещений, оборудования, игр обеспечивает условия для преобладания положительных эмоций у детей. Им также способствует музыкальная и театральная деятельность, изодеятельность,  оркестровая детская деятельность. В ДОУ создан психологический кабинет для проведения подгрупповой и индивидуальной психокоррекционной работы. В игровых комплексах в группах  дети могут выбрать игрушки соответственно своему полу.

Для обучения сохранению здоровья, выработки привычки и потребности здорового образа жизни наши педагоги используют каждый режимный момент и непосредственно образовательную деятельность, потому что «лишь практическое применение своих сил в конкретном деле может послужить реальной основой для конечного определения ребенком наличия или отсутствия у себя соответствующих умений, навыков, возможностей»[2]. Методы,  используемые педагогами, вызывают у детей большой интерес: малыши рассматривают иллюстрации к изучаемым книгам, затем обследуют себя, своего друга, дети моделируют и экспериментируют, решают проблемы, играют в дидактические игры «Какая еда полезна организму», «Как устроено ухо, нос», «Как человек видит, как движется, как мыслит». Ребенок  приходит к пониманию уникальности своего организма, необходимости его беречь. Он учится прогнозируемому поведению:  как не навредить своему здоровью.

В опытах дети раскрывают взаимосвязи в функционировании организма: «Встань прямо и дыши», «Опусти плечи и дыши», «Какая мышца напрягается для бега, прыжка», «Попробуй встать со стула, не нагибаясь». Дети  на собственном примере узнают, как правильно двигаться, не сутулиться, иначе плохо будешь себя чувствовать, у них накапливается  личный опыт здоровьесбережения. Большое значение имеет личный пример воспитателя по воспитанию здоровьесберегающего поведения.

Валеологическое  просвещение родителей происходит как непрерывный процесс с момента поступления ребенка в детский сад и до окончания.  Для родителей изготовляются папки-передвижки, проводятся индивидуальные и подгрупповые беседы, практикумы, родительские университеты – «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!», «Играйте на здоровье», «Из того, что под рукой – для здоровья нам с тобой»…

Таким образом, в детском саду «Солнышко» удалось разработать систему здоровьесбережения, осуществление которой из года в год дает ощутимые результаты: уровень заболеваемости в 1,4 раза ниже общегогородского. В школе наши дети посещают спортивные секции, участвуют в спортивных соревнованиях, получают награды. Они  обладают   качествами здорового ребенка. Это, по определению профессора Ю.Ф. Змановского «жизнерадостность, устойчивость к неблагоприятным внешнесредовым факторам, высокий уровень выносливости и работоспособности».[1]

Работа детского сада отмечена  дипломом «Победитель областного конкурса на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» в 2009 году, в 2010 – «Благодарственным письмом от  МОУ ДОД  ДЮСШ №2 г. Михайловки за профессиональный подход в работе по созданию благоприятных условий для развития физической культуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни среди подрастающего поколения».

                                                            Примечания:

  1. Здоровый дошкольник: Социально – оздоровительная технология XXI века/Авторы – составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Изд. 2-е испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2001. – 80с. (Развитие и воспитание дошкольника).
  2. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. – Кишинев: Штиинца, 1983. - 254с.
  3. Оздоровительно — развивающая программа «Здравствуй!» для дошк. образоват. учреждений /Авт. - сост.: М.Л. Лазарев. - М.: Мнемозина, 2004. - 39с.
  4. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста/авт-сост. С.С. Бычкова. – М.: АРКТИ, 2001. – 64с. (Развитие и воспитание дошкольника).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Воспитание здоровьесберегающего поведения у дошкольников

Формы работы здоровьесберегающего поведения у дошкольников...

Статья по теме :"Проектирование здоровьесберегающей среды в ДОО с учётом ФГОС ДО".

В методическом материале представлен опыт работы по созданию модели здоровьесберегающей среды с учётом требований ФГОС ДО....

Аджиева Камила. Анализ проекта НИР «Формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности» МБДОУ №6 «Лукоморье» г.Нефтеюганска

Обеспечить детей необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранить и укрепить здоровье средствами театрализованной деятельности....

Технологии развития личностных компетенций здоровьесберегающего поведения у дошкольников

В статье приводится  описание принципов реализации и  характеристика технологий формирования  личностных компетенций здоровьесберегающего поведения дошкольников, реализуемых в ГБДОУ 103...

«Игры и игровые ситуации как средство развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников».

laquo;Игры и игровые ситуации как средство развитияздоровьесберегающего поведения у старших дошкольников». Воспитатель: Антонова Л.АСохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения...

Игры и игровые ситуации как средство развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников

Игры и игровые ситуации как средство развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников Цель здоровьесберегающей технологии в детском саду – обеспечение дошкольников высоким уро...