Аджиева Камила. Анализ проекта НИР «Формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности» МБДОУ №6 «Лукоморье» г.Нефтеюганска
материал по теме

Группа Б-4062

Обеспечить детей необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранить и укрепить здоровье средствами театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_proekta_1.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ проекта НИР «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

МБДОУ №6 «Лукоморье» г.Нефтеюганска

Аджиева Камила, Б-4062

  1. Актуальность проблемы исследования

Задача укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста является необходимым условием их разностороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Современное состояние здоровья дошкольников характеризуется следующими тенденциями: распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний – 50%, физиологической незрелости – 60%, более 20% детей имеют дефицит массы тела, каждый третий ребенок, заканчивающий дошкольное образовательное учреждение, имеет сниженную остроту зрения (). Забота о здоровье детей актуализирует необходимость поиска средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни, поведенческих стратегий здоровьесбережения.

В дошкольный возрастной период формируются поведенческие привычки детей, которые наряду с другими факторами, сказываются на качестве здоровья. Поэтому актуальным становится формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников, включающее установку на здоровый образ жизни, культуру питания, развитие физических, социальных и личностных потенций ребенка, формирование умений и поведенческих особенностей здоровьесбережения с учетом индивидуальных возможностей и способностей дошкольника.

В связи с этим, одной из важных исследовательских задач становится поиск эффективных средств формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников, что связано с разработкой и внедрением педагогических технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет наиболее полно раскрыть свои возможности и эффективно усвоить социальный опыт – театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность эмоционально-насыщенна, привлекательна для детей, охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития психических процессов, обладает широким развивающим потенциалом, который позволяет использовать формы, методы и приемы театрализации в формировании здоровьесберегающего поведения ребенка в образовательном и воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

  1. Анализ степени изученности проблемы, выявление противоречий и постановка проблемы исследования

В отечественной педагогической науке существует ряд исследований, посвященных различным аспектам исследования здорового образа жизни и здоровьесбережения. Вопросы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, формирования здорового образа жизни, создания здоровьесберегательной среды дошкольного образовательного учреждения освещены во многих работах.

Исследованию потенциальных творческих возможностей ребенка дошкольника, театрализованной деятельности как средства развития личности ребенка-дошкольника посвящены работы , , , , , , , , , , и др.

Вместе с тем, несмотря на достижения в педагогической науке по отдельным аспектам здоровьесбережения и здоровьесберегающего поведения в системе дошкольного образования, нет полного представления о формировании здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности, недостаточно раскрываются научно обоснованные пути этого процесса, обеспечивающие развитие сознания и позитивно-активного отношения к здоровому образу жизни, формирование умений, навыков и поведенческих стратегий, необходимых для осознания и оценки собственного здоровья, воспитания у детей культуры здоровьесбережения.

Данное обстоятельство подтверждается рядом противоречий между:

социальным заказом государства, общества, семьи на здорового ребенка и несформированностью здоровьесберегающего поведения дошкольника на личностном уровне;

- насущной потребностью формирования здоровьесберегающего поведения дошкольника и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса в дошкольном образовательном учреждении;

- потенциальными возможностями театрализованной деятельности в формировании здоровьесберегающего поведения дошкольников и недостаточным использованием ее возможностей в образовательной деятельности дошкольного учреждения.

  1. Цель, задачи.

Цель проекта: обеспечить детей необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранить и укрепить здоровье средствами театрализованной деятельности

Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

Образовательные:

- формировать у детей представление о составляющих ЗОЖ и факторах, разрушающих здоровье;

- использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня с учётом комплексно-тематического планирования;

- повысить педагогическую компетентность и родителей в вопросах ЗОЖ.

Оздоровительные:

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- побуждать детей сознательно относиться к собственному здоровью;

- продолжать учить следить за своим внешним видом;

- совершенствовать культурно-гигиенические навыки.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей.

4.Объект исследования: формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности.

5.Предмет исследования: психолого-педагогические условия эффективности формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности.

6.Гипотеза исследования: формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности будет эффективным, если будут реализованы следующие психолого-педагогические условия:

- выявлены сущность, структура и содержание здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности, позволяющие определить механизм и динамику процесса его формирования;

- содержание деятельности педагогов по формированию здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности будет определено возрастными и психологическими особенностями детей и спецификой образовательного процесса дошкольного учреждения;

- обеспечена организация театрально-образовательной среды в дошкольном учреждении, включающей организованное пространство для театрализованной деятельности и взаимодействия педагогов, детей и родителей;

- спроектирована и внедрена в образовательный процесс дошкольного учреждения педагогическая технология формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности;

- целенаправленное формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности будет осуществляться как процесс актуализации имеющегося и приобретения нового индивидуального опыта здоровьесбережения и обеспечиваться соответствующей системой методического сопровождения.

        

7. Методы исследования:  теоретические – анализ, синтез, сравнение, конкретизация при изучении философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, эмпирические – обобщение педагогического опыта; метод проектирования, педагогический эксперимент, метод анкетирования, метод тестирования, метод экспертных оценок, методы анализа продуктов деятельности детей; статистические – методы количественной и качественной обработки результатов опытно-экспериментального исследования. 

8. Научная новизна исследования заключается в решении проблемы формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности, ставшей предметом специального научного изыскания, а именно:

- охарактеризована сущность, структура и содержание здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности, определены механизм и динамика процесса его формирования;

- спроектирована и внедрена в образовательный процесс дошкольного учреждения педагогическая технология формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности;

- разработана система методического сопровождения процесса формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности;

- выявлены, обоснованы и экспериментально проверены психолого-педагогические условия формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности.

9.  Этап реализации НИР

На первом этапе  осуществлялось осмысление теоретико-методологических аспектов исследования, выявлялось состояние проблемы формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности в научной литературе. В процессе теоретического осмысления проблемы была изучена психолого-педагогическая литература, а также диссертационные работы по проблеме исследования; определялись ведущие позиции диссертации (объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, база исследования и т. п.) и его терминологическое поле; проводился констатирующий этап опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе выявлялись специфика и особенности здоровьесберегающего поведения дошкольников, осуществлялась реализация педагогической технологии формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности, проверка и уточнение полученных выводов, оценка итогов опытно-экспериментальной работы.

На третьем этапе обрабатывались и уточнялись итоги полученных результатов; определялась логика изложения материала; осуществлялось обобщение полученных результатов; формулировались выводы исследования, оформлялась диссертационная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантного поведения дошкольников средствами физической культуры

Наш детский сад работает по программе «Радуга», одним из направлений  которой является социально-нравственое воспитание дошкольников.Физическая ку...

Формирование коммуникативных способностей дошкольников средствами театрализованных игр

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы реализации содержания  образовательных областей....

пед проектПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 5»дошкольные группы...

Формирование творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности в условиях ДОУ.

Формирование творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности в условиях ДОУ....

Формирование творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности

ldquo;Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”(Б. М. Теплов)...

«Формирование здоровьесберегающего поведения детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности»

          «Здоровье необходимо. Это базис счастья… Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала организм с большим зап...

статья "Формирование безопасного поведения дошкольника: средства, формы, методы, приемы"

Мы с вами желаем нашим детям счастья. Благодаря нашей любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы хотим...