Формирование коммуникативных способностей дошкольников средствами театрализованных игр
статья по музыке на тему

Федотова Елена Александровна

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы реализации содержания  образовательных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx146.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья

Формирование коммуникативных способностей дошкольников средствами театрализованных игр

Автор: Федотова Е.А.

Организация: МАДОУ Детский сад № 16

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы реализации содержания  образовательных областей.

А учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности и проходит через все образовательные области, она и является  одним из наиболее эффективных и доступных средств в развитии коммуникативных способностей дошкольников.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях.

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, ответить на вопросы,  затрудняются в установлении контакта со сверстниками,  вступают в конфликты и не могут разрешить их в вежливой форме. Именно посредством театрализованной игры, ребёнок учится заранее продумывать свои действия, поступки героев, ролевые высказывания, подбирает выразительные средства – мимику, интонацию, позу, для установления контакта и разрешения конфликтных ситуаций.

Яркость, зрелищность и иносказательность, присущие театральным играм, позволяют довести до сознания ребёнка возвышенные предоставления о дружбе, добре, справедливости, красоте человеческих отношений. Театрализованные игры оптимизируют познавательное развитие дошкольников, вводят детей в богатый мир образов, человеческих поступков и отношений.

Театрализованная игровая деятельность способствует развитию у детей организованности, самостоятельности и коммуникативных способностей.

Дошкольники учатся последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения

Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые мы показываем вместе с детьми для воспитанников младших групп. Это стимулирует желания детей включиться в игровую деятельность, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Театрализованные игры (обыгрывание стихотворений, сказок) строятся по единой схеме:

  • Введение в тему, создание эмоционального настроения
  • действия детей с кукольными персонажами
  • непосредственные действия детей по ролям
  • литературная деятельность (диалоги и монологи)
  • музыкальное исполнительство - исполнение знакомых песен от лица персонажа, их инсценирование, напевание.

Также для обучения детей средствам выразительности в театрализованных    играх используются речевые упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просяще, требовательно). Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость) и способами их невербального выражения.

Реализация поставленных задач была бы  невозможна без участия родителей. Прежде всего, я познакомила  родителей с важностью театрализованной игры для развития речи, социально-коммуникативных навыков дошкольников, их ролью в развитии детей, тем самым мотивировала их к совместной творческой  деятельности в данном направлении.

Я  вовлекаю их в выполнение творческих домашних заданий, привлекаю к участию в совместных праздниках и развлечениях и совместной игровой деятельности с детьми.

Итогом нашей работы является проведение тематической недели «Театральный фестиваль»:

  • показ спектаклей с участием родителей воспитанников,
  • выставки разных видов театра,
  • представление семейных театров,

Всё  это позволяет вовлечь родителей в творческий процесс, обогатить отношения родителей и детей опытом совместной игровой деятельности.

Родители стали активными партнёрами в работе по формированию коммуникативных навыков, активно включаясь в совместную деятельность.

Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной игры, частые их выступления перед зрителями, формируют у детей потребность в дружеском общении, умение согласовывать свои действия с потребностями партнёров по общению с использованием не только вербальных средств, но и мимики, жестов. А самое главное – участие в театрализованных играх вызывает активный интерес детей и родителей, доставляет  им радость,  увлекая их в чудесный мир театра и игры.

 

 

 

Литература

1. Акулова О. Театрализованные игры// Дошкольное воспитание, 2005, №4,

2. Махнева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных Учреждений – М.: ТЦ «Сфера», 2001;

3. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников: Занятия. Игры: Пособия для работников ДОУ - М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности

Самообразование – форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у педагога возникает внутренняя неудовлетворенность своей деятельностью (мотив) и осозн...

Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности....

Влияние театрализованной деятельности на формирование коммуникативных способностей дошкольников.

Статья посвящена проблемам формирования коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности...

Формирование творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности в условиях ДОУ.

Формирование творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности в условиях ДОУ....

Формирование творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности

ldquo;Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”(Б. М. Теплов)...

Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредствам театрализованной деятельности.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры.Театр - неисчерпаемый источник развития чувств п...