"Все дети талантливы"
статья

Сорокина Ирина Николаевна

"Формирование художественно-речевой деятельности детей через театрализованные игры".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование художественно- речевой деятельности детей через

театрализованные игры»

Почему я взяла эту тему?

 Как говорится - основной принцип педагогики - все дети талантливы! Согласно философии JL Фейербаха: « Гений мысли, подобно художественному гению в собственном смысле, прекрасно существует и в известной степени имеется у всех людей в виде восприимчивости». Этим и определяется отношение к детской одаренности.

Детская одаренность, своевременно замеченная, может блестяще проявить свою неординарность в школьные годы и в юношеском возрасте, если в динамичном процессе развития личности ребенка участвуют родители, понимающие значение и профессионализма позволяет увидеть, поддержать и развить интерес ребенка к творчеству.

Развитию творческих способностей детей в современной дошкольной педагогике и образовательной практике отводится большая роль. Психолого-педагогические исследования и практика работы с детьми доказывают, что начало развития творческих способностей, приходится на дошкольной возраст, когда у детей по сравнению с ранним возрастом меняется характер деятельности: от предметной дошкольники переходят к игровой деятельности. Теперь вся жизнь детей насыщена игрой, каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Как научить ребенка играть? Как в игре и через игру раскрыть потенциал ребенка? С моей точки зрения, этому поможет театр. Именно театрализованные игры - одно из самых эффективных средств развития творческих способностей ребенка, в котором наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить играя. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а вопросы к ним заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль заставляет малыша изъясняться четко, ясно, понятно. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованные


игры заставляют ребенка сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на место персонажей и находить способы помощи. Театрализованная деятельность также формирует нравственные качества, так как любое произведение или сказка имеет нравственную направленность. Ребенок выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованные игры так же помогают преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, робость, стеснительность. То есть игры развивают ребенка всесторонне. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру как виду искусства. Исходя, из особенностей психического развития детей дошкольного возраста большинство театрализованных игр строится на материале сказок. У нас уже имеется небольшой опыт в проведении таких игр, где чувствуется, что театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Именно в игре ребенок чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Все дети обладают одаренностью, которая обнаруживается в игре и проявляется и в наблюдательности, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, и в необыкновенно развитом инстинкте подражания. Указанные особенности ребенка - эмоциональность и подражания - являются основой развития творческих (сценических) способностей детей.

Указанная тема является приоритетным направлением в моей работе. Первое, с чего я начинала - это изучение имеющейся психолого -  педагогической и методической литературы (список дополнительной литературы, диагностическая карта прилагаются), составление перспективного плана работы, который включает в себя литературный материал, работу над интонационной выразительностью речи, мимикой, движением, позой, подбор словесных (например, есть интересная словесная игра «В гостях у сказки», этакая цепочка загадок для детей) и пальчиковых игр, а также использование всех видов театра (настольный, перчаточный, пальчиковый, теневой и т.д.) в совместной и самостоятельной деятельности; создание условий для театральной деятельности детей. Также стараюсь создать в группе максимально благоприятные условия для развития творческих способностей детей. Это - небольшие ширмы для показа кукольного театра, наборы кукол для разыгрывания сказок, плоскостные фигурки для фланелеграфа, материал для изготовления сказочных персонажей. В уголке


драматизации используются самодельные костюмы, маски,
«бабушкин» сундук и т.д.

Здесь же располагается полка с книжками (5-6 прочитанных, 1-2
незнакомые детям). Все материалы периодически обновляются.
Новые книги появляются в соответствии с программой по чтению.
Изменения вношу, как правило, сама, но можно спрашивать детей, это
им нужно.

Атрибуты, игрушки в уголке для с.р.и. подбираются с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей, здесь же располагаются
игры по сенсорике.

Поддерживаю желание играть с театральными куклами разных
систем, содействую возникновению у детей активного отношения к
жизни в целом (конкурсы, эстафеты, развлечения: «Масленица», «В
гостях у осени» и т.д.)

При всем при этом учитывается то, что через театрально - игровую
деятельность дети осваивают основные творческие позиции: во -
первых, это позиции автора, во - вторых, позиция исполнителя
(актера), в - третьих, слушателя (зрителя).
Для достижения этой цели ставлю перед собой комплекс задач:

  • Поддерживать у детей живой интерес к театрализованной игре,
    желание участвовать в действии и использовать для этого все
    окружающее пространство;
  • Стимулировать эмоциональное восприятие детьми
    театрализованных игр;
  • Развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное
    мышление, внимание;
  • Воспитывать коммуникативные качества, партнерские
    отношения; побуждать детей к активному общению;
  • Развивать навыки диалогической и монологической речи, учить
    детей эмоциональное состояние человека;
  • Развивать умение отождествлять себя с театральным
    персонажем;
  • Учить сочетать речи и движения;
  • Учить находить средства передачи образа в движениях, мимике,
    жестах, интонациях, развивать эмоциональную память;
  • Формировать у детей представление об элементарных
    нравственно-этических нормах;

  • Развивать мимическую выразительность и мелкую моторику
    пальцев рук;
  • Привлекать родителей к активному участию в играх -
    инсценировках;
  • Привлекать детей к режиссерской работе.

Особую роль я отвожу играм - драматизациям, ведь именно в них
особенно ярко проявляется детское творчество. Прежде, чем
драматизировать сказку, дети учатся рассказывать ее по ролям, находя
нужные интонации. Для формирования интонационной
выразительности речи использую специально подобранные этюды и
упражнения, развивающие отчетливые произношения слов и звуков.
Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок (здесь
проводится показ д./и « Собери скороговорку»). Сначала мы медленно
и четко произносим слова, затем четко и быстро. Полностью
прорабатываем каждое слово в скороговорке, объясняю детям, как
правильно поставить ударение и что будет, если произойдет замена
слов. Задаю наводящие вопросы, например: «Шесть мышат в
камышах шуршат». Кто шуршит? Где шуршат? Как они это делают?
Тут же импровизируем скороговорку. Предлагаю детям проговорить
скороговорку с различной интонацией (радостно, сердито, жалобно).
Например «Проворонила ворона вороненка» и т.д. Проводятся
различные творческие задания на развитие образности речи.

Например:

  1. Дети отгадывают скороговорку по одному названному слову.
  2. Я произношу начало скороговорки, дети хором завершают.
  3. Дети по кругу называют по одной скороговорке.
  4. Конкурсы: «Кто быстрее произнесет одну и ту же скороговорку?»,
    «Кто назовет больше скороговорок?»
  5. Соревнование в командах. Называется поочередно по одной
    скороговорке. Выигрывает та команда, которая последней называет
    скороговорку.

В старшем возрасте задания будут усложняться.

Например:

 называю вперемежку слова из известных уже скороговорок, дети
объединяют слова в правильном порядке и произносят полностью
скороговорки. Это задание выполняется в парах.


-Скороговорка по цепочке. Предлагается иллюстрация. Дети по очередности должны назвать одно за другим слова скороговорки, стараясь не ошибиться. При этом можно начинать как с первого слова, так и с последнего.

-Дети должны прослушать скороговорку и назвать номер подходящей иллюстрации.

Такие занятия способствуют поддержанию и совершенствованию произносительных навыков детей, что стимулирует их речевую деятельность. Также заучивание скороговорок развивает память и эмоциональную выразительность речи.

Творчеству детей способствует установившейся контакт между мной и родителями наших детей. Я стремлюсь достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно-речевой деятельности. Многие родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям (пошив занавеса, изготовление коврика «полянка»), изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текста ролей и даже вышивают крестиком работы по р.н.с. («Курочка ряба», «Царевна-лягушка», «Сказки А.С.Пушкина»). Помогают в подборке музыкальных произведений для игр-драматизаций, конкурсов, развлечений. Также в марте мы всей группой посетили «Музей Сказок», где дети смогли побывать «в гостях» у сказочных персонажей. Это и баба Яга, и Кощей Бессмертный, и Снежная королева. Профессиональные актеры в игровой форме познакомили ребят с историей возникновения сказок и былин, показали предметы старорусского быта, загадывали веселые загадки. Всем ребятам, а также мамам и папам, понравилось это фантастическое путешествие. А самое главное - это то, что эту увлекательную экскурсию они совершили всем нашим дружным коллективом.

Одной из интересных форм работы, которой я надеюсь в будущем достичь, является привлечение родителей для участия в театрализованных представлений в качестве актеров. В данный момент готовимся к театрализованной игре по р.н.с. «Гуси- лебеди». В младшей группе показывали сказку «Заячья избушка». В начале учебного года провели открытое занятие «Осенняя сказка или в гостях у Осени».


Вместе с ребятами создаем книгу, название которой « Как олененок Бантик искал себе друзей», учимся сочинять свои сказки, что очень нравится детям. В будущем планируем показывать мини-спектакли для малышей, провести конкурс для детей и их родителей на тему « Лучшая новогодняя сказка», провести открытое мероприятие по мотивам русских народных сказок. 

Безусловно, театр - это особый вид искусства, он способен помочь в том, чтобы научить ребенка чувствовать и размышлять, приобщить к культуре театра, как и системе разумного развивающего развлечения.  




Предварительный просмотр:

Фотографии для статьи «Все дети талантливы»

C:\Documents and Settings\Admin.MICROSOF-344F37\Мои документы\группа\SDC10930.JPG

C:\Documents and Settings\Admin.MICROSOF-344F37\Мои документы\группа\SDC10917.JPG

C:\Documents and Settings\Admin.MICROSOF-344F37\Мои документы\группа\SDC10925.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Талантливые дети - талантливых родителей»

Публикация в сборнике статей Всероссийской научно-практической конференции на тему: "Детская одареность. Раскрыть, понять, поддержать."...

Памятка для родителей "Все дети талантливы от рождения"

Талант - это нежный, волшебный цветок.Он в душе у ребенка прекрасно цветет,Тихо звездного часа - открытия - ждет!...

Родительское собрание "Талантливые дети - талантливая Россия"

Родительское собрание по теме "Талантоивые дети - талантливая Россия"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВСЕ ДЕТИ ТАЛАНТЛИВЫ ОТ РОЖДЕНИЯ!

Самый доступный вид музыкальной деятельности дома — пение.Пение для детей от года до трёх лет должны быть просты по мелодии, понятны по содержанию, отражать окружающий мир....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. "ВСЕ ДЕТИ ТАЛАНТЛИВЫ ОТ РОЖДЕНИЯ!"

Самый доступный вид музыкальной деятельности дома. Пение для детей от года до трёх лет должны быть просты по мелодии, понятны по содержанию, отражать окружающий мир. Это могут быть песни про любимые и...