СЕМЬЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
статья (младшая группа) по теме

Педагогика и психология выдвинули очень важное теоретическое положение – наиболее благоприятное развитие ребенка протекает под влиянием продуманного семейного воспитания и обучения при соблюдении правила единства и постоянства воспитательных воздействий. В докладе рассматриваются пути преодоления некомпетентности родителей в вопросах эффективного семейного воспитания детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМЬЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ

Итоговая работа слушателя курсов

«Семья институт воспитания и

социализации личности учащихся»

Подготовила

Нониашвили Людмила Михайловна,

воспитатель МАДОУ №40

г/о Электрогорск

2013 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                3

Актуальность проекта, цели, задачи, проблема, реализация и ожидаемый результат                                                                        3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ                                                                        3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ         И ВЫВОДЫ                                                        4

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ                                10

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                        


ВВЕДЕНИЕ

Проблема воспитания и роли в нем родителей в педагогике уделяется большое место. Ведь именно в семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как человека и гражданина. Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Теоретические научно-обоснованные цели, направления, положения по семейному воспитанию ведущих психологов и педагогов легли в основу программных задач, раскрыли механизмы   развития и формирования личности ребенка. Педагогика и психология выдвинули очень важное теоретическое положение – наиболее благоприятное развитие ребенка протекает под влиянием продуманного семейного воспитания и обучения при соблюдении правила единства и постоянства воспитательных воздействий.

Практическая значимость проекта Намечены пути преодоления некомпетентности родителей в вопросах эффективного семейного воспитания детей. Создание методических рекомендаций для педагогов и родителей по эффективному семейному воспитанию детей дошкольного возраста.

Актуальность 

Семья всегда рассматривалась как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди.  Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувство, ощущения места, где его ждут, любят, понимают, защищают.  В семье формируются все личностные качества. Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Целью семейного воспитания является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнка, подготовка к жизни в современном обществе, формирование основ базовой культуры личности. Наиболее благоприятное развитие ребенка в семье протекает под влиянием  продуманного  воспитания и обучения.

Проблема: некомпетентность родителей в вопросах семейного воспитания ребенка.

Цель: рассмотреть семью как условие эффективного семейного воспитания.

Задачи:

рассмотреть понятие, метод, формы, задачи, принципы эффективного семейного воспитания;

- просвещение, повышение педагогической грамотности  родителей по вопросам семейного воспитания дошкольников;

- оформление информационных стендов, памяток;

привлечение родителей к обогащению и обмену опытом по вопросам воспитания в рамках технологии сотрудничества на родительских собраниях;

- содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей, обогащению их соответствующими знаниями и умениями.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально – экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по разному.

Проблемами воспитания ребенка в семье в отечественной педагогической науке занимались такие крупные ученые, как К.Д. Ушинский, Т.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий, П.Ф. Лек, Е.А. Аркин. В трудах были определены содержание, методы, приемы, условия семейного воспитания детей. В 70-е гг. под руководством Т.А. Марковой была организована лаборатория семейного воспитания, объединившая исследователей, занимающихся этими вопросами. Это было связано с повышением требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования ее педагогического потенциала и налаживания функции профессионального самосовершенствования.

Успешное, всестороннее развитие личности ребенка  может быть  только при правильном эффективном семейном воспитании.

Каковы задачи семьи?

Создать максимальные условия для роста и развития ребенка.

Обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка.

Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим.

Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.

Воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного "Я".

Семейное воспитание имеет свои принципы. Выделим наиболее общие из них:

- гуманность и милосердие к растущему человеку;

- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

- открытость и доверительность отношений с детьми;

- оптимистичность взаимоотношений в семье;

- последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

- оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Основные условия эффективности семейного воспитания:

1. Общество проявляет заботу о семье, престиж материнства и отцовства ставит вровень с гражданскими обязанностями человека.

2. Уже в школьном возрасте подрастающее поколение проходит специальную подготовку к семейной жизни.

3. Структура семьи соответствует потребностям общества и педагогически целесообразна: имеются мать, отец, несколько детей; желанными в составе семьи являются дедушка и бабушка.

4. Основой жизни семьи является честный общественно полезный труд взрослых. Ценность такого труда незаметно, естественным путем, как бесценное наследство передается детям.

5. Основой отношений между супругами является взаимная любовь, долг друг перед другом, доверие, ответственность за выполнение гражданского долга по воспитанию детей.

6. Семья — дружный коллектив, где один за всех и все за одного. Этот коллектив имеет общие перспективы, направленные на достижение лучшего будущего всей семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. При этом семья осознает себя первичной ячейкой социалистического общества, частицей своей любимой Родины.

7. Семья стремится к тому, чтобы круг общения взрослых и детей был как можно более широким и содержательным.

8. Родители постоянно повышают уровень своей педагогической культуры, занимаются педагогическим самообразованием, принимают активное и примерно равное участие в воспитании детей, имеют тесную связь со школой и общественностью.

9. В семье существуют единство и согласованность педагогически целесообразных требований к детям. Эти требования пронизаны любовью, доброжелательностью и уважением к ним.

10. Родители, воспитывая детей, постоянно контролируют свою педагогическую деятельность, учитывают ошибки своего прошлого опыта воспитания; предвидят то, как нынешние воздействия скажутся на детях через несколько лет, в будущем.

11. Родители стремятся принимать посильное, систематическое участие в воспитательной работе школы, а также общественности по месту жительства.

Внутрисемейные психологические факторы, влияющие на условия эффективного воспитательного процесса:

  1. Принимать активное участие в жизни семьи.
  2. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком.
  3. Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты.
  4. Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.
  5. Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка.
  6. Уважать право ребёнка на собственное мнение.
  7. Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
  8. С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Общество постоянно осуществляет тактичное руководство семейным воспитанием, в первую очередь посредством оказания помощи семье и повышения педагогической культуры родителей.

Для выявления осведoмленности родителей по этой проблеме было проведено анкетирование. Результаты анкетирования выявили недостаточную компетентность родителей в вопросах сенсорного развития ребенка, организации игр в домашних условиях. При недостаточном семейном воспитании способности ребенка не всегда достигают уровня, необходимого для обеспечения дальнейшего всестороннего развития, познавательной деятельности ребенка, подготовки к школе, ко всем видам как умственного, так и физического труда.

Начинает формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

Главные приоритеты в воспитании: внимание и любовь к ребенку. планомерность, систематичность, последовательность.  Соблюдая правила единства и постоянства, комплексности воспитательных воздействий на детей, родители контролирует насколько гармонично и в необходимом темпе развивается ребенок.

Важно соблюдать методы  воспитания: убеждения, стимулирования, самовоспитания, обучения. Всестороннее развитие детей поддерживается правильной организацией жизни, интересными впечатлениями, продуктивной, содержательной деятельностью в семье. Формируют активную и осознанную позицию родителей в процессе развития, воспитания и обучения детей, помогают увидеть свои ошибки и наметить пути их преодоления  следующие методы: разбор педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной педагогической деятельности. Семейному воспитанию присущи, также и другие методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д.

Мир каждой семьи неповторим и индивидуален - говорит Крайг. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.

Но все хорошие семьи похожи бесценным ощущением защищенности, психологической безопасности и нравственной неуязвимости, которым одаривает человека счастливый отчий дом.

На семейное воспитание оказывают влияние такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры образования родителей и многое другое. Уровень доходов семьи не является фактором, однозначно определяющим результат воспитания, но он вносит специфику в реализацию этого процесса. Специфика воспитания в малообеспеченной семье заключается в том, что родители должны даже среди негативных факторов отбирать и использовать те, которые имеют воспитательное значение; преодоление трудностей закаляет характер ребенка, его самостоятельность и жизнеспособность. Среднеобеспеченная семья, имея достаточно средств, должна заботиться о максимальном развитии способностей ребенка и повышении собственной педагогической компетентности. Обеспеченная семья не должна окружать ребенка гиперопекой, а с другой стороны – не пренебрегать теплыми межличностными взаимоотношениями, заботой и искренним вниманием к ребенку.

Рекомендации. 

Основные задачи и направления проекта могут использоваться педагогами в качестве ориентира для разработки выступлений на родительских собраниях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Таким образом, основные подходы к пониманию семьи и факторов семейного воспитания строятся на понимании структуры взаимоотношений в семьях и уровне педагогической культуры родителей в семье. Но, к сожалению, до сих пор не хватает разработанных методик, направленных на оценку эффективности сотрудничества детского сада с родителями, относящимися к разным уровням педагогической культуры и обладающими различными взглядами на процесс развития, воспитания и обучения детей, тем более, на выбор приоритетных направлений взаимодействия с педагогами и специалистами ДОУ.

Данная работа не только помогла привести в систему, сделать воспитательный процесс в ДОУ  четким, результативным, но и создать дополнительные  условия для дальнейшего всестороннего развития детей. семейное воспитание имеет особое значение в формировании личности ребенка и является приоритетным по сравнению с другими институтами воспитания;

На основе проделанной работы хотелось бы предложить следующие рекомендации по оптимизации процесса семейного воспитания и повышении его качества.

Необходима подготовка родителей к воспитанию детей, направленная на приобретение родителями знаний, умений, навыков педагогического характера, а также осознание ответственности за качество воспитания перед ребенком и обществом. Эти меры могут быть реализованы в результате целенаправленной согласованной деятельности Центра помощи семье и детям, образовательных учреждений, СМИ, а также здесь требуется поддержка со стороны государства и специалистов-педагогов (или их ассоциаций, объединений) в более тщательной проработке проблем семейного воспитания в условиях нашей страны и обеспечении доступа родителей к новейшим разработкам в этой области.

Список использованной литературы

1. Н.Д. Никандров. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - Екатеринбург, 2000-255с.

2. М.И. Буянов. Ребенок из неблагополучной семьи. М., «Просвещение», 1988.- 207с.

3. В.К. Лосева, А.И. Луньков. Психосексуальное развитие ребёнка. М, «Педагогика»,1995. - 308с.

4. А.И. Луньков. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома. М, «Высшая школа»,1995. - 180с.

5. .З. Гильбух. Внимание: одаренные дети. М.,1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Формирование активной родительской позиции посредством создания условий эффективного взаимодействия с семьей»

Я уверена, в душе воспитателей должно быть место для родителей детей. Я должна уметь понимать, что они - самые лучшие, других нет, ребенок получил от них жизнь – драгоценный дар. В результате общения ...

Блиц –игра «Педагогическая компетентность как условие эффективности взаимодействия с семьями воспитанников»

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой т...

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка

Презентация "Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка"...

Система эффективного взаимодействия специалистов комплекса по созданию условий обучения, воспитания и развития ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС

Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с ОВЗ в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум...

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

«Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Эффективные пути сотрудничества семьи и ДОУ»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является - партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совме...